Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Строители-вредители: новые дома опасны для жизни украинцев

Выросло целое поколение строителей, привыкших возводить какие угодно стены в кратчайшие сроки, крайне небрежно, с вопиющими нарушениями. По мнению экспертов, эти традиции перекочевали и на нынешний строительный рынок. Однако сегодняшние новоселы рискуют даже больше, чем те, кто получал ключи от квартир в советские времена. 40 лет назад крупные города Украины росли как на дрожжах. Главной задачей советского капитального строительства было обеспечение отдельными квартирами как можно большего числа семей. Тем не менее, в очереди за жильём стояли десятилетиями, а уровень комфорта и качества строительных работ ушёл на второй план.

Чтобы в ближайшую пятилетку дом не рухнул

– От советских строителей требовали при минимуме средств возвести максимальное колличество жилых домов. Строили, экономя на метраже и материалах, пол и потолок пошли «на сближение», квартиры превратились в малометражки, – рассказывает архитектор Вадим Жижерин. – Естественно, что в таких условиях никто даже и не думал о площади, необходимой человеку для нормальной жизни. Лишь спустя несколько десятилетий жильё начнет приспосабливаться к размеру человека. Размер человека – профессиональный термин. Соблюдать его сложно: человеку неуютно живется и в маленьком, и в слишком большом пространстве.

За тем, как работают строители, призваны были следить специальные органы надзора. Впрочем, затиснутые вместе с бригадами в авральные сроки сдачи дома, они закрывали глаза на многие мелкие огрехи (кривые стены, отклонение колонн от вертикали, плохо установленная столярка). Сквозь пальцы смотрели и на качество плит и цемента. Главное, что требовалось от строителей, – чтобы в ближайшую пятилетку дом не рухнул. Как известно, железобетонное жильё считалось временным.

В результате выросло целое поколение строителей, привыкших возводить какие угодно стены в кратчайшие сроки, крайне небрежно, с вопиющими нарушениями. По мнению экспертов, эти традиции перекочевали и на нынешний строительный рынок. Однако сегодняшние новоселы рискуют даже больше, чем те, кто получал ключи от квартир в советские времена.

– В погоне за прибылью строительные компании стремятся возводить высотные жилые здания, которые по технологии должны быть нашпигованы суперсовременными системами коммуникаций, – говорит эксперт Виктор Дубок. – Это не прежние пяти- или девятиэтажки, а сложные конструкции, нуждающиеся в специальном монтаже и обслуживании. Между тем уровень нынешних строительных бригад и качество выполняемых ими работ мало чем отличаются от советских. Раньше строительным специальностям учили в многочисленных ПТУ и вузах. Сейчас техникумов почти не осталось, и на стройки приходят люди с улицы. Они, конечно, учатся по ходу дела, но навыки строительства зданий нового уровня сложности у них отсутствуют.

Нет и надлежащего контроля за тем, что и как строится. Сегодня жильё возводится по индивидуальным проектам сотней строительных компаний для сотен заказчиков. Кто и что там «насочиняет», предугадать и отследить сложно.

Ползучая высота и лестница-убийца

Эксперты убеждены: в таких условиях новосёлы приобретают «кота в мешке». При всей внешней привлекательности современных зданий, оригинальности и размахе планировок, эти дома нередко строятся с многочисленными нарушениями, которые граничат с преступными.

Например, детальная экспертиза проекта будущего здания проводится далеко не всегда. Да и при реализации проекта строители нередко отступают от него, упрощая себе жизнь. В итоге обещанные будущим жильцам блага (звуко- и теплоизоляция, высокое качество отделки, повышенная пожарная безопасность, скоростные лифты и т. д.) остаются на бумаге. А попытки повысить рентабельность очередной новостройки за счет механического наращивания этажей приводит к неприятным последствиям.

Как-то одна киевская строительная компания, увеличив по ходу стройки дом с 16 этажей до 22-х, не учла особенности системы подачи воды. В результате мощности насосов не хватило для верхних этажей. Подключение дополнительного насоса разорвало трубы на нижних этажах. Другой застройщик, пытаясь возвести высотку в престижном месте на намывных песках, столкнулся с проблемой: сваи под фундамент в песок вбивать нельзя. Необходима было другая, более дорогостоящая технология замораживания грунта. Чтобы сэкономить средства и время, строители решились возводить дом вообще без свай. «Новаторство» аукнулось быстро: дом, который стоял на самом берегу живописного озера, внезапно «пошёл» к воде, из-за этого треснула и обвалилась часть бетонной набережной. К счастью, сдать дом строители не успели. Полторы сотни семей, проинвестировавших в злополучном доме квартиры, остались, увы, ни с чем: возвращённые средства за время строительства успели обесцениться.

А в одной высотке, практически готовой к сдаче, произошла трагедия: на одном из верхних этажей внезапно обвалился лестничный пролёт, на котором на тот момент было несколько рабочих. Падая, пролёт снёс все нижележащие лестницы. Не обошлось без человеческих жертв. Застройщик попытался обвинить самих строителей: мол, не соблюдали технику безопасности. Но есть версия, что в растворе, которым скрепляли пролеты, практически отсутствовало вяжущее вещество: количество песка было в несколько раз выше нормы. Страшно представить, какой трагедией могло бы обернуться заселение в этот дом для многих ни о чем не подозревавших жильцов.

Можно ли сейчас въехать в новый дом и быть уверенным, что уровень безопасности в нем будет соответствовать объёмам вложенных в квартиру средств? Специалисты говорят, что можно. Для этого нужно знать всё не только о компании-застройщике, но и о конкретной бригаде, работающей на возведении новостройки. Другими словами, нужно жить на стройплощадке. Если с утра работа там не начинается, а к обеду строители уже пьяны, «переключайтесь» на старое кирпичное советское жильё. Как утверждает Вадим Жижерин, оно всех нас переживёт.

Светлана Голландс, «„Аргументы и факты” в Украине»

Exit mobile version