Начало «таможенной контрреволюции» положил приказ председателя ГТСУ № 785 от 15 сентября 2006 года. Стартует это «действо» 1 октября нынешнего года. Во что выльются для государства очередные таможенные новации – увидим в ближайшее время.В мае 2005 года «революционное» правительство Ю.Тимошенко в рамках борьбы за чистоту таможенных рядов и приближения таможенных «верхов» к «низам», ликвидировало (с помощью Президента, конечно) пять региональных таможен. И создало пять областных.
То многое негативное, что сопровождало работу региональных таможен – тотальная коррупция и контрабанда – казалось, кануло в Лету. Однако сегодня дан старт обратному процессу. С огромными потерями для бюджета нашей крайне «богатой» страны.
Словосочетание «богатая страна» вполне применимо без кавычек, если прикинуть, сколько народных денег идет на содержание госаппарата и депутатов. Ну и, конечно, на проведение всевозможных, чаще антигосударственных по результатам, реформ в рамках этих самых «аппаратов».
Возникновение идей по очередному «реформированию» проходит по стандартной и довольно примитивной схеме. На примере украинской таможни в этом легко убедиться. Европейский по сути, прозрачный, понятный таможенный закон – Таможенный кодекс 1992 года, конечно, не без мелких изъянов – стал препятствием для руководства ГТСУ на пути превращения этой организации в закрытую от контроля и самодостаточную по полномочиям «секту». Умело используя свою «особую» подчиненность, националистические распри, ограниченность одних депутатов, заинтересованность других, руководство ГТСУ проводит через прежний парламент (председатель- г-н В.Литвин) в жизнь новый закон – Таможенный кодекс «от» 2002 года.
И вот результат! У ГТСУ в числе многих «преимуществ» появилось и «законное» право реформировать саму себя. Теперь это главный козырь и мотивация руководства ГТСУ: статьи 14 и 15, позволяющие «оптимизировать» таким способом работу украинской таможни.
Изучая историю вопроса и принимая во внимание стабильную «любовь» сегодняшних руководителей к деятельности своих предшественников, трудно было предположить скорость и решительность, с какими все повернуто вспять руководителем ГТСУ господином Егоровым.
Для украинской таможни «реформирование» началось в середине 90-х с создания так называемых региональных территориальных управлений. Тогда (видимо, на волне неприятия новыми руководителями ГТСУ, выходцами аппарата ЛКСМУ, советских «имперских» организационных форм), в числе других была ликвидирована Одесская таможня со своей 200-летней историей существования. А также целый ряд других вполне профессиональных и опытных по составу коллективов.
Затем после недолгого существования ТТУ были «успешно» ликвидированы и созданы региональные таможни. Результатом этой реформы стало «реформирование» (сокращение) вполне дееспособных и оборудованных даже спутниковой связью таможенных постов во внутренних таможнях. И сведение их клиентов в одну или две, или три больших очереди. Что порождает очередь – людям, пожившим советской жизнью, объяснять не надо.
Другой негативный аспект подобного реформирования – увеличение количества чиновников, занимающихся фактически дублированием и копированием руководящих функций.
5 региональных таможен фактически исполняют роль «прокладки». Основную работу делают и несут ответственность таможни «рядовые». Естественно, центральному аппарату нужен промежуточный объект для «разноса» и «устранения недостатков», а то так недолго и себя «разнести». Именно это, очевидно, и есть главная причина подобного «реформирования». Государственная же польза от этого – весьма спорная.
Не выдерживает критики и аргумент приказа № 785 о том, что это делается с целью соответствия таможенной структуры существующему административному делению страны.
Как бы «новаторам» от таможни не хотелось «замылить» ситуацию, в любой военизированной или фискальной структуре существуют конкретные звенья, несущие основное бремя той или иной «службы». В армии это – полк, отдельный батальон; в милиции – районный отдел, пост правопорядка; в таможне – рядовая областная таможня и, конечно, таможенный пост. Именно недостатки их работы, их недоработки и ошибки в организация работы, когда многие рядовые вопросы надо решать «вверху», приводят к проблемам очередей и связанных с этим коррупции и преступности.
Сегодня, например, в очереди в Одесский порт стоит не одна сотня автомобилей – по неделе и более. Территория перед въездом в порт просто загажена на многие километры ожидающими очереди в экстремальной обстановке водителями. Ситуация настолько накалена, что произошла даже драка водителей с убийством…
Там, где должно быть «одно окно», быстрый и эффективный досмотр с использованием рентген-телевизора и другие технические и организационные новшества, публично заявленные таможенными и транспортными деятелями, сегодня царит мрак беззакония и хаоса. По утверждению портовиков, в очередях виновата таможня, осуществляющая тотальный досмотр контейнеров с вексельной формой оплаты НДС. Как на это повлияет новая региональная таможня? Генерально улучшит работу таможенного поста очередная пертурбация с увеличением числа начальников? Но это ли сегодня главное? Может, все-таки проблемы очередей, организованная посредством брокеров коррупция, ускорение процедуры досмотра без потери его качества (и прочая) должны, в первую очередь, двигать решения ГТСУ, а не увеличение руководящей прослойки и «своих людей» на таможне?
…В 1984 году, накануне «перестройки», в Советской армии стали создаваться Ставки Верховного Главнокомандования Направлений. Во главе – старенький маршал СССР, под ним – около 30 генералов (чином не ниже генерала армии), под ними – в два раза более замов (и так далее). И это – при существующих штатах штабов в округах. По мнению ряда экспертов, затраты на это «новшество» стали дополнительным фактором, ускорившим развал и армии, и страны, щедро платившей за перевозку мебели и прочего барахла для военных чиновников на самолетах военно-транспортной авиации, а также другие расходы по их размещению и содержанию. Но уроки недавней истории «реформаторам» впрок не идут…
Правительство просто обязано отслеживать стоимость подобного «администрирования». Как и соответствие этой стоимости эффективности деятельности госорганов. Во что выльется очередной таможенный «передел» и его эфективность – кто подсчитывал?
За державу обидно!
Павел Верещагин, специально для «УК»