ПО ВСЕЙ УКРАИНЕ – «ЭСКАДРОНЫ СМЕРТИ»?

Никакой режим не может существовать без устрашения. Это, пожалуй, аксиома. Девятый год правления Леонида Кучмы омрачен официальным признанием того, что на протяжении семи лет на Украине существовали так называемые «эскадроны смерти». Мастеров убийств еще называли «орлами». Это должен был признать новый генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. С его утверждениями согласился и государственный секретарь министерства внутренних дел Украины Александр Гапон. Об этом пишет «Правда.ру». «УК» готова оспорить приводимые в статье факты. Наш комментарий.Вначале – к первоисточнику. Главное задание «эскадронов смерти» было – уничтожение «ненужных» людей. Или еще точнее – политических противников. Самое страшное состояло в том, что «орлами» были сотрудники правоохранительных органов в купе с отъявленными уголовниками. Они как бы соревновались в жестокости. В Киеве, например, «эскадрон смерти» возглавлял полковник милиции, человек, который должен был раскрывать убийства, в том числе и такие, которые совершали его люди, по его же заданию. Группы «орлов» работали и в других регионах Украины – Одессе, Харькове, Донецке.

Вчера газета «Jane’s Intelligence Digest» на своих страницах рассказала о том, как действовали украинские «эскадроны смерти», кого они убирали с дороги, обеспечивая политический покой для правителей государства, кто прикрывал работу «орлов». Вот о чем написало известное издание:

«В соответствии с последними свидетельствами, Киевский отряд смерти насчитывал девять человек включительно, как подозревают, с бывшим председателем городского отдела МВД по борьбе с организованной преступностью и еще одним полковником МВД. Два других милиционера были со временем, как подозревают, убиты членами отряда. Другие члены группировки – бывшие рецидивисты. По словам Гапона, все живые члены преступной группы, за плечами которой выполнения 10 убийств, сейчас находятся под следствием.

Далее официальная информация сообщает, что подобные отряды смерти также существовали в Одессе и Львове. Девять бывших милиционеров, которым предъявляют обвинение в принадлежности к отряду, который действовал в Харькове и на Донбассе, в скором времени займут место на скамье подсудимых в Харькове. Эту группировку обвиняют в совершении восьми убийств, которые, как подозревают, выполнялись с использованием своего собственного оружия.

В мае 2001 года Михаил Потебенько, бывший генеральный прокурор, заявил, что главный криминальный авторитет Киева сообщил его ведомству о том, что двое из его группировки отвезли Грузина в лес возле столицы потому, что “тот был должен им деньги”. Он намекнул, что “грузином” мог быть убитый оппозиционный журналист Георгий Гонгадзе, чье убийство продолжает омрачать украинский политический горизонт. Еще задолго до его похищения за Гонгадзе было установлено наблюдение из автомобилей, которые, как со временем выяснили, принадлежали МВД.»

Хорошо проинформированные источники на Украине сообщили Jane’s Intelligence Digest, что информация об отрядах смерти была обнародована сейчас, так как перед новым прокурором поставлена задача отбелить имидж президента Леонида Кучмы внутри страны и за границей. Отбеливание состоит в расследовании дела Гонгадзе, к которому президент имел прямое отношение. Однако, сообщение официальной информации об отрядах смерти может бумерангом ударить по власти, ведь существуют доказательства, что эти отряды выполняли и политические убийства. Если считать с 1997 года, то произошло, как минимум, восемь подозрительных “несчастных случаев”.

Наиболее подозрительной была история со смертью Вячеслава Чорновола в марте 1999 года. В октябре того же года Евгений Марчук, к тому времени кандидат в президенты, который баллотировался против Кучмы, показал двум оппозиционным депутатам видеокассету, где полковник специального отдела МВД “орлы” рассказывает, как его отряд организовал смерть Чорновола. Когда Марчук перешел из рядов оппозиционеров в лагерь Кучмы и был назначен секретарем Совета национальной безопасности и обороны, он “потерял” кассету.

Существование отряда смерти под названием “орлы” было подтверждено тайными записями, сделанными в кабинете Кучмы офицером охраны Николаем Мельниченко. Обнародование записей в ноябре 2000 года стало толчком к кризису под названием “Кучмагейт”. Вот как министр МВД Юрий Кравченко сказал Кучме о существовании своих “орлов”: “У меня есть отряд, который использует свои собственные методы и не отягощенный моралью или чем-то таким…”

Jane’s Intelligence Digest считает, что “орлы” – это одно и то же, что и отряды смерти, которые, как теперь признает руководство страны, существовали с 1996 года. А сейчас мир стараются убедить, что отряды смерти никогда не использовались для убийств политических оппонентов, которые происходили на Украине последние семь лет.

Украина с нетерпением ждет судебного процесса над «орлами». Рано или поздно многое станет известно. Не могли же сами члены «эскадронов смерти» принимать решение кого именно нужно устранить. Должен быть заказчик. Да и организатор смертной круговерти. Похоже, их генеральная прокуратура не ищет. Или просто боится искать?

Александр Горобец , «ПРАВДА.Ру», 10.09.2002

Комментарий «УК»

На людей, в Украине не живущих и ситуацией в нашей стране не интересующихся, приведенная статья может произвести шоковое действие. У того, кто к названным категориям не относится, все написанное вызывает по меньшей мере недоумение и целый ряд вопросов. Ну, во-первых, рассказы о существующих в стране «эскадронах смерти» (столичном и областных), что подается как данность, к тому же подтвержденная генпрокурором и госсеком МВД, можно объяснить лишь желанием то ли автора «Правда.ру», то ли заморского Jane’s Intelligence Digest придать своим утверждениям весомости с претензией на сенсацию. В действительности 90% информации, приведенной в статье, не имеет под собой, так сказать «доказательной базы». А в значительной мере приводимая информация тривиально искажена. Ну, например: нигде никогда госсекретарь МВД Александр Гапон не признавал факта существования в структуре МВД «орлов» – эскадронов смерти, исполняющих заказы руководства (страны, МВД, политиков?) по физическому устранению неугодных.

Можно ли впринципе допустить, что вконец изолгавшиеся чиновники способны на такое признание? Вам известен хоть один пример из всемирной истории, когда глава силового ведомства самолично признал бы существование под его крылом таких вот «орлов»?

В действительности Александр Гапон в своем недавнем интервью газете «2000», которое он давал на пару с начальником столичной милиции Петром Опанасенко, словоохотливо раскрывал тайны следствия по делу так называемых «оборотней» – группы из девяти человек, среди которых бывшие и действующие офицеры УБОПа Киева. Этих людей, которые ныне пребывают в следственном изоляторе, подозревают в серии убийств. Гапон и Опанасенко утверждают, что мотивы у «оборотней» были исключительно материальные: похищали и убивали с целью получения выкупа и выбивания долгов. Но из приведенной выше статьи выходит, что вовсе не так: именно политические убийства, да еще и под предводительством бывшего начальника киевского УБОПа (автор почему-то величает его председателем). Но Николай Астион нигде не упоминается в причастности к «оборотням». Он на свободе, погонов с него никто не срывал. Но это – мелочи.

По заявлению Jane’s Intelligence Digest, ссылающегося на Михаила Потебенько, «главный криминальный авторитет Киева» сообщил прокуратуре, что двое членов его группировки отвезли Грузина (читай Гонгадзе) в лес. Честно признаюсь: подобного признания от Потебенько слышать не приходилось. Кому принадлежит титул главного мафиозо столицы также не знаю. Если подразумевается депутат Московского райсовета Владимир Кисель, про участие которого в исчезновении Гонгадзе в грузинское посольство сообщил безымянный доброжелатель, веских доказательств этому по сей день нет. А ведь если верить Jane’s Intelligence Digest, о причастности мафии к исчезновению журналиста было сообщено в мае 2001 года. Между тем, Владимира Киселя и сына его Вадима в Киеве давненько не замечали. Они съехали вскоре после исчезновения Гонгадзе и начала тэйпгейта. Если перед отъездом Кисель заскочил в прокуратуру, дабы настучать на своих «орлов», то нам об этом ничего не известно.

Такого же пошиба и утверждения о существовании эскадронов смерти в Харькове, Донбассе, Одессе и Львове. Если таковые и имеются, информация о них хранится в глубокой тайне.

Единственная правда в статье касается киевской группы, которую сама же милиция поспешила обозвать оборотнями. Впрочем, не стоит записывать в актив МВД появление информации об этом в СМИ. Откровения Гапона и Опанасенко в «2000», а до этого – «журналистское расследование» в газете «Сегодня» стали попыткой МВД выкрутиться из скандальной ситуации. Ибо, понятно, что по своей воле о подобной группе (практические сотрудники утверждают, что это пожалуй самое серьезное уголовное дело со времен Чикатило) милиция распространяться не стала бы. А скандальность ситуации заключалась в том, что на сайте «УК» впервые и без инициативы «сверху» было упомянуто об этом деле (статья называлась «Палачи при исполнении»). Что вызвало большое неудовольствие милицейского начальства. Напомним: в статье шла речь всего лишь о зверствах столичных убоповцев, которые едва не до смерти забили своего бывшего коллегу, выколачивая из того показания. Именно этот бывший офицер УБОПа позже был назван Гапоном главарем банды «оборотней». Более того, в статье газеты «2000», без ссылок на милицейские источники были названы фамилии активистов банды. Естественно, журналист узнал эти имена от самих интервьюируемых, однако генералы Гапон и Опанасенко постыдились открыто нагадить, назвав преступниками людей до решения суда и даже до окончания следствия. Эту честь они предоставили журналисту. Но даже если суд признает ныне арестованных убийцами, их семьи к этому не имеют никакого отношения. А теперь представьте: каково ходить в школу девочке, чей отец на всю страну назван серийным убийцей? Позор, генералы!

Поняв из публикации «УК», что утечка по делу уже случилась, генерал Опанасенко на ближайшей пресс-конференции заявил, что статья тенденциозная и скоро будут преданы гласности подробности этого дела. О том, кто конкретно применял недозволенные методы к арестованному и какое за это назначено наказание – ни слова ( а ведь именно об этом, а не об «отмазывании» преступников шла речь в публикации). К слову, автор предпринимал неоднократные попытки получить «добро» на встречу с офицером, названным Гапоном главарем «оборотней». Дело в том, что у меня есть основания считать, что этот человек согласился бы встретиться и дать интервью. Однако, все попытки оказались безуспешными – следственная тайна, понимаешь. А вот для Гапона и Опанасенко она почему-то не существует. Так может и не было тех десяти трупов, которые «вешают» на «оборотней»?

МВД пытается как-то выкрутиться из ситуации. Все с нетерпением ожидают, когда прокуратура совместно с МВД начнет вешать на «оборотней» убийство Гонгадзе (а может и дело Александрова паровозом?). И статья Jane’s Intelligence Digest, растиражированная многими оппозиционными СМИ, хорошее тому подспорье. Ведь большей частью вся аргументация «буржуев» строится на информации из интервью Гапона и Опанасенко по делу «оборотней», к тому же информации дико перевранной. Но вряд ли генералы или кто-то выше решится связать «оборотней» с Гонгадзе: это будет верхом идиотизма и даже Юрий Смирнов должен был это понять на примере скандально проваленной версии убийства Гонгадзе двумя парнями, которые, естественно, на тот момент оказались убитыми в базарной драке.

Однако, гипотетически, причастность «оборотней» к убийству журналиста нельзя исключать. Только, если это так, ни МВД ни прокуратуре уже никто не поверит. Помните притчу про мальчика, который дважды кричал «волки», а прибегавшие на помощь взрослые видели собак. В третий раз мальчику никто не поверил, и тогда самые настоящие волки с аппетитом мальчика съели. Но наши милицейско-прокурорские «мальчики» этой притчи, наверное не знают и считают, что врать и выкручиваться можно до бесконечности и без последствий…

Впрочем, если следствие докажет виновность «оборотней» в том, что им сегодня во всеуслышание «вешают» Гапон и Опанасенко, и суд с этими доказательствами согласится, тогда по крайней мере руководителям группы светит «пожизненное». Коль так, то подследственным особо нечего терять, а вот надежда на смягчение участи за помощь следствию остается. А значит, они могут оказать неоценимую услугу в расследовании иного резонансного дела – убийства Георгия Гонгадзе (в качестве свидетелей). Впрочем, это тема отдельной статьи, которую обязуемся опубликовать в ближайшее время.

А что касается украинских эскадронов смерти, не хочется гадать на эту тему, поэтому воздержимся от выводов. Ведь по сей день в 50-милионной стране не нашлось человека, партии или общественной организации, которые бы с момента оглашения записей Мельниченко с упоминанием «орлов Кравченко» предприняли попытку выяснить: а есть ли эти орлы в действительности? Никто из людей «непосвященных» не был ознакомлен с ситуацией в спецподразделениях МВД и СБУ, не была проведена объективная и независимая проверка деятельности этих структур. Они по прежнему остаются вещью в себе, что объективно представляет почву для злоупотреблений и криминализации «органов». Но это еще не есть основание для безапелляционных заявлений о существовании «эскадронов смерти», как это делает Jane’s Intelligence Digest. Не пойман – не вор.

Уверенно можно говорить об одном: до тех пор, пока в Украине не будет предпринято реальных попыток проверить и взять под контроль деятельность правоохранительных органов, угроза существования в их структуре всевозможных «орлов» и «эскадронов», которые продолжают успешно «трудиться», остается актуальной.

Олег Ельцов, «УК»

You may also like...