События 16 сентября в рамках акции «Повстань, Україно», в какой-то момент вселили в автора этих строк подозрение, что наша страна начинает походить на европейское государство. Нет, речь не о гипотетической возможности ухода Леонида Кучмы в отставку, а о действиях правоохранительных органов в этот день. Впрочем, ближе к вечеру, эти надежды начали таять, а в 4.00 17 сентября развеялись окончательно.Очевидно, руководство правоохранительных органов все таки способно учиться на собственных ошибках. А именно: генералитет, наконец-то, осознал, что выводить на улицы сонмы бойцов спецподразделений в черной униформе и пугать людей скоплением численного состава как-то не с руки. В третьем часу пополудни, когда к Европейской площади в центре Киева начали стекаться колонны демонстрантов, правоохранители не препятствовали их движению. Более того, отсутствовало милицейское оцепление по периметру движения колонн. По крайней мере, людей в форме было на удивление мало. Что выглядело очень даже по-европейски: граждане вышли на улицы воспользоваться своим конституционным правом высказать власти все, что о ней думают.
Однако, личные наблюдения автора и опрос коллег, специализирующихся на общении с представителями правоохранительных органов показали: милиции было немеряно, однако, большей частью личный состав был одет «по гражданке». Цепочки таких вот граждан в штатском прослеживались по маршруту движения колон на расстоянии визуального контакта: 40-50 метров. Даже когда колонны вышли на проезжую часть Крещатика и примыкающих к нему улиц, милиция бездействовала.
Причем, даже тогда, когда это следовало бы сделать. А именно: инспекторы ГАИ беспрепятственно пропускали транспорт в направлении скопления людей. То, что никто не попал под колеса авто – это лишь воля случая ,но отнюдь не заслуга милиции. Причем, милицейские руководители по обеспечению общественного порядка естественно, располагали информацией о ситуации в центре и обязаны были дать команду перекрыть движение на подъездах к Европейской площади. Вместо этого несчастные водители, выстояв в пробке, наконец добирались до Крещатика, где регулировщик их разворачивал. А в то время, когда автоводители томились в пробке, образованной не без участия ГАИ, люди в форме ненавязчиво так предлагали особо нервным водителям написать заявление на организаторов акции, по чьей вине люди томятся в автопробках. И некоторые соглашались, писали заявления. Очевидно, что эти заявления уже подшиты в материалы дела, возбужденного прокуратурой против организаторов акции. Любопытно было бы узнать: а будут ли возбуждены дела или по крайней мере проведены служебные расследования действий тех милиционеров, кто обязан был соответствующим ситуации образом перенаправить движение транспортных потоков в центре Киева?
Кульминация событий 16 сентября состоялась, естественно, под стенами Администрации Президента. На глаза демонстрантов и перед камерами прессы не выставляли государевых опричников со щитами и спецсредствами. Последние не очень умело были дислоцированы в каждой подворотне на улице Банковой, стыдливо прячась от направленных на них камер.
Впрочем, не обошлось без курьезов. Как вам такая картина: Юлия Тимошенко в окружении группы нардепов и журналистов пытается отыскать хоть одни открытые двери в АП, дабы вручить обращение к Леониду Кучме. Все входы, естественно, закрыты. Когда лидеры оппозиции уже миновали центральный вход в АП, туда вдруг резво выскочил из подворотни один из отрядов некоего спецназа в полной экипировке: «сферы», щиты и пр. Они достаточно эффектно выстроились цепью, прикрывая вход в святилище президентской власти. Жаль, что пресса в это время была увлечена действиями Юлии Тимошенко, безрезультатно пытающейся попасть внутрь АП. Автор этих строк находился в тот момент аккурат напротив центрального входа в АП и образцово-показательное построение спецназовцев происходило словно для него одного. В следующий момент перед бойцами появился невзрачного вида дядя в черном костюмчике, который, похоже, руководил действиями по обороне президентского дворца. Он не сдерживая чувств начал орать на командира подразделения: «Зачем выскочили, кто послал?!» «Так ведь команда была…» «Я команды не давал. Марш обратно!» Бойцы спешно снялись с места и скрылись в подворотне.
Среди тех, кто руководил действиями милиции можно было заметить генерала Опанасенко, начальника киевского главка милиции. Впрочем, отсутствие министра внутренних дел выглядело не совсем логичным. В конце-концов, Смирнова вместе с Кучмой на встречу с лидерами Евросоюза не приглашали. Пусть бы министр появился на светлы очи демонстрантов: чего ему стыдиться, коль он выполняет свой долг? Смирнова видно не было, посему претензии демонстрантов пришлось выслушивать подчиненным Юрия Александровича.
Между тем, «застенчивость» своего первого руководителя переняли и его подчиненные. Что стало очевдиным значительно позже и окончательно развеяло подозрения в том, что наша милиция может действовать в критических ситуациях подобно тому, как это делают правоохранительные органы действительно европейских государств.
Дело в том, что митинговый накал под стенами АП достаточно сильно охладил проливной дождь. При этом у кого-то из журналистов даже родился неплохой рекламный слоган: «И такие природные катаклизмы будет до тех пор, пока Кучма не уйдет в отставку». После восьми часов вечера на том месте, где стояла многотысячная толпа были находились несколько десятков палаток, среди которых могли спокойно пройти сочувствующие, зеваки, сотрудники милиции и прочих органов.
Спору нет: движение вокруг АП было блокировано полностью. Что, как известно, стало поводом для милиции смести палаточный городок. Но подобную акцию милиция вполне могла бы провести уже вечером: толпы демонстрантов ей бы в этом не помешали. Ну разве что свидетелями действа стали бы наиболее терпеливые представители прессы, не успевшие отправиться домой «на просушку». Милиция же предпочла действовать по отработанной методе: в четыре утра палаточный городок оцепили и смели.
Почему под покровом ночи, словно бандиты с большой дороги, ведущей к улице Банковой? Чего стыдиться, коль скоро закон на вашей стороне? Ведь тогда бы действия «Беркута» были запечатлены на камеры многих телекомпаний и у всех бы развеялись сомнения: милиция действовала в рамках положенного, а бойцы в бронежилетах не размахивали огнетушителями, как это сегодня утверждает оппозиция. А у Юлии Тимошенко не было бы повода утверждать, что подобные действия милиции к мирному населению возможны только в фашистской державе. Зачем было так подставлять гаранта украинской Конституции, да еще в его отсутствие? Быть может, мнительная милиция не хотела разгонять укрывшихся от дождя пикетчиков, которые пришли к стенам АП во вторую годовщину гибели Георгия Гонгадзе? Наш коллега, кстати, тоже исчез под покровом ночи. Но ведь милиция из всяких там подразделений криминального поиска не имеет к этому никакого отношения. Не так ли, товарищи генералы?
Олег Ельцов, «УК»