Украина: мошенничество с автостраховкой глазами специалиста

Одним из распространенных видов жульничества является мошенничество в сфере автострахования. В настоящее время отечественный рынок легковых автомобилей – один из самых динамично развивающихся в Европе. Только в марте 2006 года в Украине было реализовано 30,5 тыс. автомобилей, что на 43,3% больше, чем в марте 2005 года. С ростом рынка новых автомобилей набирает обороты и рынок автострахования и, соответственно, мошенничества в этой области. Бум автострахования связан, в первую очередь, с расширением рынка автокредитования, поскольку страхование приобретенного в кредит автомобиля является одним из главных условий банков. Также на рост рынка автострахования повлияло и введение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). За 2005 год свыше 2,2 млн отечественных автовладельцев приобрели полис страхования гражданско-правовой ответственности.

Однако, по мнению страховщиков, если до недавнего времени основной силой, стимулировавшей рост рынка автострахования, были обязательные “принудительные условия” (страхование по кредиту, ОСАГО), то сегодня все больше клиентов покупают страховые полисы добровольно. Иными словами – на рынке автострахования наступает переломный этап.

В условиях обостряющейся конкуренции автовладелец отдаст предпочтение компании, сумевшей наладить эффективную систему автострахования: от заключения договоров до эффективного взаимодействия всех участников договорного процесса в момент наступления страхового случая (наличия квалифицированных аварийных комиссаров и налаженных связей с СТО). Но все ли страховые компании стремятся организовать свою работу в сфере автострахования прозрачно и с максимальным комфортом для клиента?

Можно ли верить страховым компаниям? Как защитить свои права в случае недобросовестной работы страховой компании? Эти и некоторые другие вопросы мы адресуем Антону Авдееву, пресс-секретарю Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

– Существуют ли в Украине недобросовестные автостраховщики?

– Термин “недобросовестный автостраховщик” довольно трудно применить к какой-либо страховой компании, если клиент на основании своих субъективных выводов недоволен ее деятельностью. Тем более определить виновность страховщика за невыполнение своих обязательств может только суд (либо в результате проверки Госфинуслуг).

Среди граждан нашей страны существует устойчивое мнение о том, что верить страховым компаниям нельзя. Однако так голословно заявлять не следует, т.к. каждый страховой случай по своей природе уникален – вы никогда не встретите два абсолютно идентичных ДТП с одинаковыми обстоятельствами и размерами ущерба. Поэтому уверенно говорить о недобросовестности страховщика можно, лишь подробно изучив дело.

Часто в погоне за дешевизной клиент покупает дешевый полис, которым он застраховал лишь несколько возможных случаев и, не глядя, ставит подпись под договором страхования. А когда происходит ДТП из-за обстоятельств, которые в договоре не указаны, то, естественно, страховщик ему отказывает в выплате. Ведь он получил от клиента премию (плату за полис) лишь за покрытие определенных рисков. Естественно, клиент возмущается и считает, что страховщик его обманул.

С другой стороны, на рынке действительно существуют отдельные страховые компании, которые ведут себя недобросовестно, затягивают выплаты, пытаются найти причины для отказа.

– Как понять, что компания может повести себя некорректно по отношению к автовладельцу?

– Изначально трудно определить, как поведет себя страховщик при наступлении страхового случая. Однако следует учитывать, что в добросовестной компании при подписании договора представитель страховщика ответит на любой вопрос клиента, покажет копии необходимых лицензий, в его ответах клиент не услышит: “Вам это знать необязательно” или “Подписывайте, не тратьте свое время”.

– Как клиент подобной компании может защитить свои права?

– Клиент страховой компании может защитить свои права через суд, Госфинуслуг (государственный орган, который регулирует деятельность страховых компаний) или МТСБУ (если речь идет об обязательном страховании автогражданской ответственности автовладельцев).

– Существует ли в Украине объединение автостраховщиков? Если существует, то каким образом оно защищает свои ряды от недобросовестных компаний? Существуют ли гарантии возврата платежей клиентов?

– Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) – это общественная организация, которая объединяет страховые компании, занимающиеся обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Только члены МТСБУ (предварительно получившие лицензию от Госфинуслуг) имеют право выдавать полисы “автогражданки”. МТСБУ осуществляет свою деятельность согласно Закону Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”.

Условия членства в МТСБУ таковы, что в первую очередь страховщик обязан получить лицензию в Госфинуслуг. Затем для вступления в МТСБУ страховая компания платит вступительный взнос, гарантийный взнос в Фонд защиты потерпевших при МТСБУ (минимальный эквивалент 100 тыс. евро) и предоставляет на сумму гарантийного взноса дополнительное финансовое возмещение. И лишь после этого страховщик получает полисы. Количество полисов определяется по размеру гарантийного взноса (например, если страховщик внес эквивалент 100 тыс. евро и предоставил на такую же сумму финансовое обеспечение, то он получит 50 тыс. полисов). Если страховая компания решает выполнять свои обязательства по большему количеству полисов, то она должна внести большую сумму гарантийного взноса. Другими словами, страховщик каждый свой шаг и каждое свое намерение должен подтверждать своей платежеспособностью.

В случае банкротства страховщика ответственность по полисам “автогражданки” автоматически переносится на МТСБУ.

– Обманывают ли клиенты свои страховые компании? Какие существуют наиболее распространенные способы мошенничества в ОСАГО?

– Намереваются обмануть часто, “с душой”, “с творческим подходом”, почему-то без оглядки на Уголовный кодекс. О способах мошенничества говорить не хотелось бы, чтобы не популяризировать методы обмана и не провоцировать граждан становиться субъектами уголовного процесса.

– Какая ответственность предусмотрена за мошенничество со стороны клиентов?

– Согласно Уголовному кодексу Украины, ст. 190 и 192, предусмотрена ответственность в виде штрафа, исправительных работ или лишения свободы.

Антон Авдеев, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, BoS

You may also like...