Осенью 2004-го года морской капитан, владелец Частной судоходной компании «Виктория-Д», руководитель предприятия, занимающегося морскими гидротехническими работами на Одесском побережье, Виктор Александрович Деслотов получил от Виктора Андреевича Ющенко личное письмо. В нем будущий президент призывал предпринимателя голосовать за демократию и его самого. И обещал… И обещал: «…Я уже сейчас даю Вам полные гарантии того, что не отступлю от своей политики поддержки украинского предпринимательства. А эта политика предусматривает:
– Полную и безусловную неприкосновенность частной собственности.
– Прекращение произвола силовых ведомств и давления их на предпринимательство.
– Справедливую, свободную от коррупции защиту предпринимательства в суде…»
Ну и так далее…
Виктор Деслотов письмо прочитал, за страну и ее предпринимателей порадовался. И за президента проголосовал. А потом получил от него персональную «Подяку» с лозунгом «Переможемо разом!» К этому письму мы еще вернемся.
За два года до этого, наслаждаясь обществом своих закадычных друзей – семьи Левицких, Виктор Александрович впервые услышал от сынка друзей, Володи Левицкого предложение: «Дядя Витечка, а зачем тебе судоходная компания? Ты уже в возрасте, отдыхай, а компанию мне продай». «Дяде Вите» старым себя признавать не хотелось, но ведь, и, правда, не юноша. А сын друзей так настойчиво просил, обещал назначить «дядю Витю» на должность главного наставника и платить ему при этом большую зарплату… В конце концов, Деслотов сдался и решил часть компании с небольшим участком земельно-производственной территории оставить себе, а большую часть Левицкому продать. Тот обрадовался, но сразу предупредил: «А денег у меня нет!»
Договорились, что Левицкий-младший будет деньги отдавать Деслотову частями; составили график передачи денег. После передачи сорока процентов от оговоренной суммы, Левицкий-младший вновь заявил, что денег у него нет. Вот только тон у него был уже не заискивающий, а вполне уверенный, даже насмешливый. Вовочка явно демонстрировал намерение устроить «дяде Вите» небольшое одесское «кидалово». Дядя Витя заупрямился и дальнейшую продажу производить категорически отказался.
В тот момент Деслотов уже понимал, что сладкое «дядя Витечка» – не более чем кисейный флер, прикрывающий довольно жесткие намерения «мальчика, выросшего у него на глазах», как любила говорить Деслотову мама Володи, Ольга Левицкая, жена его закадычного друга. Она же – главный вдохновитель и координатор проекта под названием «Даешь сыну судоходную компанию»!
Однако на Деслотова уже вовсю давил жесткий пресс различных влиятельных структур. Например, было заведено уголовное дело по якобы неуплате подоходного налога на доход, полученный в результате продажи компании, которая на тот момент еще продана не была. То есть, кто-то могущественный давал понять Деслотову, что вопрос продажи компании – не его личное дело, а дело важных людей. А потому мнение капитана ни о цене, ни прочих условиях продажи никто спрашивать не собирается.
Естественно, старый морской волк не раз задавался вопросом, как это «выросший на его глазах Вовочка» заделался таким «крутэллой». Несколько прояснили обстоятельства дела копии заявлений Левицкого, адресованные к мэру Одессы, сохранившиеся в делопроизводстве горисполкома. В которых Левицкий-младший просит передать ему, как владельцу ЧСК «Виктория», в собственность два с половиной гектара земли, находящиеся в аренде у ЧСК. Земля у моря, на Даче Ковалевского, да еще с порт-убежищем, переходящим, в таком случае, в собственность владельца компании – да это же огромные деньги! Правда, на момент подачи этих заявлений Левицкий еще не только не купил компанию, но даже Деслотов еще не подозревал, что ему предстоит ее продать. Но видимо, Левицкий спешил застолбить землю, а потому и решился на такую фальшивку. Заявления были отпечатаны на подлинных бланках ЧСК «Виктории», выкраденных в доме Деслотова, куда семья Левицких имела постоянный доступ в качестве старинных и верных друзей…
Деслотову стало ясно, что за спиной Левицкого кто-то стоит, потому что такой кус самому Вовочке был явно не по зубам. И тот, кто руководит Вовочкой, и не собирается использовать компанию по ее прямому назначению – заниматься гидротехническими сооружениями. То есть той деятельностью, в которой Одесса, с ее оползнями, постоянно нуждается. Тем более, что на заявлениях Левицкого, адресованных мэрии, было ясно указано, что на двух с половиной гектарах земли должен разместиться спортивно-оздоровительный комплекс (читай: развлекательно-прибыльное предприятие). Однако Деслотов оставлял себе часть компании с большей частью рабочего оборудования и решил, что в любом случае продолжит заниматься делом своей жизни.
Итак, после прямых угроз в адрес Деслотова, попытке привлечения его к уголовной ответственности за якобы неуплату налогов, Частная судоходная компания «Виктория» была разделена на две: собственно «Викторию», поступившую во владение В. Левицкого, и «Викторию-Д», оставшуюся у В. Деслотова. Сделка была оформлена нотариально 16 февраля 2004 года, и Договор купли-продажи № П-122 (компания была продана за 40 процентов ее стоимости) содержал пункт 8.1, согласно которому: «…майно, що належить Деслотову В. А. та Приватній судоплавній компанії «Вікторія-Д» не передається покупцю за даним договором… перелік цього майна міститься в додатку № 3 до Договору, який є його невід,ємною частиною… » Так же в Договоре была указаны территория, оставшаяся в пользовании «Виктории» и отдельно – в пользовании «Виктории –Д».
С помощью оставленного себе производственного оборудования, плавсредств и механизмов Деслотов надеялся продолжить деятельность по выполнению гидротехнических работ в районе Одесского побережья. И на протяжении двух лет занимался своим обычным делом – плановым ремонтом порт-убежища на Даче Ковалевского, починкой выходящих в море ливневых коллекторов и берегоукрепительных сооружений. Однако неприятности были впереди…
18 августа 2006 года у Деслотова зазвонил телефон. И Владимир Левицкий предложил «дяде Вите» встретиться с ним на базе «Виктории-Д» якобы для уточнения каких-то деталей Договора двухлетней давности. Прибыв на базу, Деслотов обнаружил там, кроме самого Левицкого, семерых незнакомцев, которые показали ему схему раздела земли и имущества двух компаний. Согласно которой все имущество и территория «Виктории-Д» также отходили к «Виктории» Левицкого.
«Да это липа какая-то! Как вам не стыдно!» – возмутился, воспитанный на моральном кодексе строителей коммунизма, кэп.
Гостям стыдно не было. Чтобы показать, насколько им не стыдно, они скопом набросились на владельца базы, нанесли ему пару ударов тяжелым предметом по голове, хорошенько двинули в глаз, выкрутили назад руки и принялись бить по ногам. На помощь своему начальнику бросился его заместитель Деслотова И.Учитель. Деслотов, мужчина крупный, вырвался из рук нападавших, бросился в админбытовку и дал из ракетницы сигнал пограничной заставе. То есть поступил абсолютно в соответствии с должностными инструкциями НЖБС-70 и МППСС-72. Территория порт-убежища является Государственной границей Украины, и при ее захвате Деслотов просто обязан был подать сигнал бедствия пограничникам. Но знал бы он, чем это кончится!
Сотрудники «Виктории-Д» вызвали милицию. Прибыли милиционеры из районного, Киевского, райуправления, двое из которых были коротко знакомы с нападавшими. Опросили тех, кто бил Деслотова. Сотрудников базы «Виктории-Д» опрашивать не стали. Затем под наблюдением и охраной милиционеров (!) нападавшие выставили вон с объекта все руководство и вахтенную службу «Виктории-Д», поменяли замки на помещениях, воротах и калитках.
Деслотова с кровоточащей раной на голове увезла «скорая» с диагнозом: «Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана головы теменной области справа. Растяжение связочного апарата правого локтевого сустава. Обширная окологлазничная гематома слева. Множественные ссадины и ушибы лица, рук и туловища. Приступ стенокардии». Полежал он сначала в 8-ой, потом в 10-ой ГКБ…
Полутора месяцев раздумий на больничной койке хватило Деслотову, чтобы понять, что за спиной Вовочки стоят «рейдеры». Кто именно, на тот момент он еще не знал. Но исполнители были уже известны: частное охранное агентство «Фортеця». Многие сотрудники охранных бюро приходят в него из милиции. Вот откуда знакомство двух нападавших с помогавшими им сотрудниками Киевского РОВД.
Сам Левицкий, сделав свое черное дело, с горизонта исчез. Когда Деслотов вышел из больницы, он обнаружил следующее положение вещей: территория «Виктории-Д», арендованная много лет у УИЗТГ (Управление инженерной защиты территории города) без уведомления арендатора – «Виктории-Д», без расторжения с ней договора передана в аренду какому-то ООО «Файн». Какому-то или не какому-то, это еще вопрос. Потому что один из нападавших в приступе гордости за «токмо волею его пославшего…» заявил:
«Теперь тут не такие хозяева будут, а знаете кто? Браты Продаевичи! Во! Слыхали?» Фамилию такую, конечно, слыхали, она в Одессе известная – братки подозревались в причастности к убийству председателя областного арбитражного суда Б.Вихрова…
Итак, 18 августа был произведен захват территории и имущества «Фортецей». А уже 21 августа Хозяйственный суд Одесской области (иск был подан еще до захвата территории!) согласно той же липовой схеме раздела, выносит решение об аресте всего имущества и денежных средств «Виктории-Д» в пользу ЧСК «Виктория». Основание: имущество «Виктории-Д» находилось на якобы законной территории ЧСК «Виктория» в течение двух лет, что «нанесло ЧСК убытки» на сумму, ни много, ни мало, 559 200 гривен. (Может Левицкий и К-о специально ждали два года, чтоб сумма «убытков» побольше накопилась?)
23 августа в отсутствие руководства «Виктории-Д», без извещения законных хозяев, на базе порт-убежища появляются сотрудники Второй исполнительной службы г. Одессы под руководством судебного исполнителя И. Дидура, новоявленного президента ЧСК «Виктория» В.Курочки и директора ООО «Фортеця» Ю. Гончаренко. Сами себе описывают, сами себе стоимость описанного назначают. Например, «Плавучий понтон, водоизмещением 10 тонн, металлический, зеленого цвета», оценен судисполнителем и охранником из «Фортеци», не сунувшим ни разу в жизни носа в учебник по кораблестроению, в 2000 гривен. А сколько он стоит на самом деле, им было все равно, потому что на стр. 5 Акта описи имеется запись: «…описане майно буде передане для реалiзацii не раніше 31 серпня 2006 року». «Не раніше», это типа того, что мол, раньше вот нельзя, незаконно, но через неделю после описи, о которой хозяева имущества еще и не подозревают, уже можно. Таким образом, стоимость украденного имущества «Виктории-Д» по описи составляла 238 900 гривень, а по документам самой компании – более пяти миллионов гривень.
На самом деле, исполнительная служба вообще не имела никакого права указывать сроки распродажи имущества, поскольку суд вынес только определение об аресте имущества «Виктории-Д», но никак не о реализации данного имущества. Но зачем новым хозяевам всякие там понтоны и кильблоки? Они же собираются на этой земле развлекательный комплекс строить, а не прибрежную канализацию ремонтировать! Значит, можно на чужом добре здорово нажиться – грабить так грабить. С размахом. А потому в течение нескольких дней все оборудование «Виктории-Д», включая ее бухгалтерскую и финансовую документацию, было вывезено. Чтобы и следа от нее не осталось.
Узнав о том, что от руководимой им компании нет уже «ни рожек, ни ножек», Деслотов бросился бить во все судебные и властные «колокола». Но «заспинцы Вовочки» были начеку. И применили к неугомонному кэпу способ, который уже в зубах навяз. Настолько банальный, что мне даже писать об этом скучно. Читатель уже догадался, наверное, что в отношении не желающего успокоиться Деслотова было возбуждено очередное уголовное дело?
Но вот только по какому обвинению? «Неуплата» налогов показалась, видимо, рейдерам слишком вялой статьей. Надо было придумать что-то похлеще. И вот старший следователь СУ ОГУ УМВД Украины в Одесской области Н. И. Королева возбуждает уголовное дело по ч.1 ст.129 УК Украины по факту угрозы убийством при подаче сигнала бедствия из ракетницы погранзаставе. То есть, сначала Деслотов выполнил должностную инструкцию и подал сигнал бедствия из ракетницы в воздух. А потом начал этой ракетницей размахивать в сторону нападавших амбалов из охранного агентства «Фортеця», чем жутко их напугал и привел в состояние нервного стресса, опасного для жизни. Правда, ракетница устроена так, что в ней только один патрон, и если уж он вылетел в воздух, то более нанести охранникам моральный урон было нечем. Но вчерашние милиционеры из «Фортеці», цитирую следователя, «… восприняли угрозу убийством реально…» Ну, струхнули хлопцы, бывает. «Восприняли» – это же чисто личное, субъективное впечатление. Так мало ли что! Может, им еще на кончике ствола ракетницы чертенята мерещились, причем здесь статья 129-ая?
В описываемом нами случае задача следственных органов была не общество от потенциальных преступников обезопасить, а упрямого Деслотова нейтрализовать. Отдал бы все по-хорошему, ничего бы ему не было. Наверное, поэтому первый допрос Деслотова в следственном управлении города продолжался около 7 часов, притом, что он в это время был на больничном, и в кабинет майора милиции Н. И. Королевой был доставлен четырьмя конвоирами прямо с койки.
И завертелось бумажно-заявительно-отвечательно-судебное действо. Деслотов подает в Приморский суд жалобу на необоснованное возбуждение уголовного дела. Суд отказывает в рассмотрении жалобы, потому что в нарушение ч.2 ст. 98 УПК Украины, следователь возбуждает дело «по факту», несмотря на то, что в заявлении ООО «Фортеця» указана личность якобы угрожавшего, а формулировка «по факту» лишает Деслотова возможности жаловаться в суд.
Деслотов, естественно, бросается за помощью к Гаранту Конституции, тому, кто писал ему, помните? «Я уже сейчас даю Вам полные гарантии… поддержки украинского предпринимательства». Перечитайте еще раз первые два абзаца: они содержат те радужные планы и надежды, которые грели душу предпринимателя Деслотова, когда он мерз на Майдане.
Но Деслотов уже не получает от Президента, как перед выборами, личное письмо. А лишь отписку из Администрации Президента, о том, что дело взято на контроль.
Деслотов пишет начальнику Киевского райуправления Одессы, прокурору Киевского района, в Управление собственной безопасности УМВД в Одесской области, министру внутренних дел Украины, в Генеральную прокуратуру Украины, в СБУ. И отовсюду получает ответ, безликий, бесцветный и ничего не значащий, как далекий свисток паровоза: «Дело взято на контроль».
Правда, надо сказать, что однажды характер ответа изменился. Для того, чтобы читатель понял, почему он изменился, я привожу дословную цитату из очередного обращения В. А. Деслотова к Генеральному прокурору: «Как мне стало известно, все это делается под покровительством Горуправления милиции и прокуратуры города. Участники указанного крышевания заместитель начальника управления города Корытов и заместитель прокурора Мамедов. Ими организовано с помощью подставных лиц запугивание адвокатов, судей и меня как главного действующего лица. На президента компании Андреянова А.П. совершено нападение Левицким В.В. и ему переломаны ноги и т. д. В дом постоянно звонят неизвестные с угрозами отдать без «лишних хлопот» территорию, принадлежащую предприятию на правах аренды. Забыть о вывезенном имуществе с территории базы. В дом, где я проживаю, брошена граната. К дому неоднократно подъезжали машины, и из окон виднелись стволы автоматов. При этом меня просили выйти на улицу для переговоров».
Генеральная прокуратура переслала это заявление в областную, а областная – в городскую: что это, мол, товарищ Мамедов, вы доводите дело до того, что на вас жалуются?..
Вот на это заявление Деслотов получил некоторую конкретику от и.о. заместителя городского прокурора Г.Мамедова. Который, в отличие от предыдущих товарищей, обещал Деслотову: «Получите Вы ответ по существу, получите, так что ждите…»
Вызывает восхищение мужество 65-летнего Виктора Деслотова, который после травмы головы и двух инфарктов, продолжает бороться не столько за имущество своего предприятия, сколько за собственное человеческое достоинство. Но у меня лично возникает вопрос: если так можно обращаться с В.Деслотовым, капитаном, владельцем судоходной компании, членом Наблюдательного Совета, старшим советником юстиции второго ранга Международной комиссии по урегулированию неправительственных споров, человеком небедным, то что можно сотворить с человеком простым и неимущим?
Так может нам, «любим друзям», не дожидаться «гематомы окологлазничной обширной слева», а сразу завернуться в простыни и стройными рядами зашагать на погост? Правда, когда все прибрежные земли разберут, «рейдеры» начнут и кладбищенские земли расхватывать, вышвыривая оттуда законных «постояльцев». Но когда это еще будет!А пока мы там спокойненько полежим. Если уж другое пристанище для нас украинская власть обеспечить – не в состоянии…
Виктория Колтунова, Одесса, специально для «УК»