Как известно, «дело Гонгадзе» приобрело статус события государственного значения после опубликования записей Мельниченко. И именно появление этих записей пояснило, почему, собственно, исчезновение не самого известного журналиста вызвало бурю возмущения по всей стране и сильнейший с 1991 года политический кризис.
Официальная версия
По первоначальной версии сотрудник президентской охраны Николай Мельниченко, случайно узнав о коварных планах гаранта, решил начать запись его высказываний в служебном кабинете. Наделав записей, он передал их самому честному из отечественных политиков – Александру Морозу. Позже, опасаясь мести означенного гаранта, майор уехал в Америку. Теперь он шлет оттуда письма, общается с представителями оппозиции, в общем – разоблачает.
Собственно, сомнения в достоверности официальной версии появились с самого начала. Например, со слов лидера коммунистов Петра Симоненко записи предлагались не только Морозу, как то говорил майор (впрочем, сам Мельниченко эти сведения опровергает). Однако размах разоблачительной кампании не предоставляет возможности спокойно обсудить многие спорные обстоятельства. Любые сомнения в официальной версии грозили навлечь гнев оппозиции на «защитников Президента». Следует отметить, что записи Мельниченко, вернее содержащиеся на них разговоры и сейчас являются едва ли не основным аргументом в пользу смены Президента – общеизвестными вещами типа коррупции и экономического упадка украинского избирателя уже не проймешь.
Со своей стороны власть сделала все, чтобы версия об убийстве Георгия Гонгадзе по приказу Президента стала действительно официальной на самом высоком государственном уровне. Достаточно вспомнить действия правоохранительных органов, которые вместо того, чтобы искать жертву и похитителей-убийц, ударились в поиск свидетельств непричастности президента к убийству журналиста.
Кстати, действия властей в этой ситуации могут свидетельствовать как о причастности, так и о непричастности их к исчезновению Гонгадзе. То есть, они не свидетельствуют ни о чем. Если бы некоторые политики лучше учились в школе, они вспомнили бы аналогичные события 1905 года, когда, не без участия одного христианского великомученика, была расстреляна мирная, ничем не угрожавшая власти демонстрация. Речь идет всего лишь о специфической реакции авторитарного режима на любой внешний раздражитель – слушать мы не умеем, а вот давить…
Впрочем, если Президент и не причастен к гибели Гонгадзе (а я считаю именно так), от этого он вряд ли выглядит заметно лучше. Надо же было создать такую систему! Важно даже не то, убивали Гонгадзе милиционеры или кто-то иной, а то, что при существующей ситуации это вполне могло произойти.
Новые веяния
Год спустя в СМИ появилась информация, которая в значительной степени откорректировала наши представления о «народном герое», из соображений патриотизма подслушивающего государственные тайны, а потом рассказывающего их всему свету.
Во-первых, появились предположения, что некоторые политики из окружения Виктора Ющенко имеют доступ к записям Мельниченко, который якобы потерял над ними – записями -контроль. И порой такая информация подталкивала самого Мельниченко к активным действиям (известный случай со снятием материала с сайта «Украинской правды»).
Если это действительно так, то следует предположить, что Мельниченко был не один. У него в Украине остались соратники, которые, как минимум, хранят копии старых записей, а возможно, продолжают писать гаранта.
Во-вторых, в последнее время было заявлено о записи разговоров Кучмы, которые Мельниченко делал в «других местах» (в т.ч. – в сауне). Более того, он даже предъявил самодельное устройство, при помощи которого включал магнитофон.
В-третьих, учитывая специфику последних высказываний Мельниченко, а также жалобы на то, что его собираются убить, возникает впечатление, что по мнению организаторов «кассетного скандала» майор себя исчерпал. Кто прейдет на смену?
Что это было?
Существует масса версий относительно происхождения пленок, об инициаторах их появления и роли Мельниченко. Попытаюсь перечислить те из них, которые представляются наиболее вероятными.
1. «Подвиг во имя демократии». Честно говоря, версия представленная Морозом, с самого начала казалась мне несколько натянутой. В крайнем случае, развивая эту гипотезу можно предположить, что имела место деятельность группы противников режима, причем некоторые из них работали в службе охраны, а возможно – и в иных структурах. Численность этой группы была небольшой – 2-4 человека, причем Мельниченко играл там не самую важную роль. Часть этих людей и сейчас находится в Украине.
Эта гипотеза привлекает тем, что объясняет и наличие части записей в Украине, и их разнообразие. Недостаток гипотезы в том, что и факт прослушивания, и личность Мельниченко проверялись всеми силами ведомства Леонида Деркача и не его одного. Поэтому то, что члены этой группы смогли бы сохранить инкогнито, весьма маловероятно.
2. «Заговор в Администрации». Мельниченко был выдвинут группой олигархов с тем, чтобы спровоцировать политический кризис. Кризис мог понадобиться для свержения поднадоевшего гаранта, а может и наоборот, чтобы в нужный момент предстать перед гарантом в белоснежно белых одеждах. Такой масштабный скандал для кого-то мог оказаться хорошим поводом для заверений в преданности и «перевода стрелок» на конкурентов. Но очевидно, кризис довольно быстро вышел из-под контроля организаторов. Для чего достаточно было лишь, чтобы к Мельниченко попали реальные записи, которые ведутся в целях безопасности или протокола, либо фальшивку, скомпонованную на их основе. Кстати, среди пленок Мельниченко есть такие, подлинность которых вызывает сомнения даже у неспециалистов. Но эта гипотеза имеет два основных недостатка.
Во-первых, сомнительно, что среди украинских политиков отыщутся фигуры, способные задумать столь сложную многоходовую провокацию. Большинство наших политиков – тактики, а не стратеги. Я уже не говорю о том, что мера риска в подобном предприятии очень велика.
Во-вторых, эта гипотеза противоречит основным фактам, относящимся к противостоянию сторонников и противников Президента в прошлом году. Я уже высказывал мнение, что действия сторон были вызывающие непрофессиональны. Если хотя бы с одной стороны были желающие не только закончить противостояние, но и сделать это технологически правильно, то акции УБК закончились бы либо отставкой Президента, либо полным политическим и моральным фиаско оппозиции. Заметно, что сторонники Президента сделали для победы далеко не все, и даже высказывалось мнение, что некоторые из них реально вели дело к ослаблению президентской власти. Однако обвинять их в организации кризиса, а не в желании воспользоваться его плодами, все же оснований нет.
3. «Шпионские страсти». Речь – о крупномасштабной операции, задуманной и проведенной зарубежными спецслужбами. Целью тут могло быть: а) свержение Кучмы, и приход к власти «проамериканского» Ющенко (тогда заказчик находится в США); б) замена дискредитировавшего себя режима (тогда в этом могли принимать участие и США, и Россия, и европейские страны); в) выбивание «под шумок» тех или иных экономических и дипломатических преимуществ (тогда вероятнее всего авторство России). Происхождение пленок в таком случае может как и в случае с гипотезой о внутреннем заговоре.
Общий ход событий и результаты «кассетного скандала» для власти и страны в целом, наталкивают на мысль, что именно эта гипотеза ближе всего к истине. Во всяком случае, существенных недостатков у нее автору обнаружить не удается. Эта гипотеза объясняет и судьбу Гонгадзе; и направление эвакуации главных лиц, которые могли бы что-то о нем знать; и странная оперативность и организованность возмущения общественности по поводу исчезновение журналиста (о котором, повторюсь, до этих трагических событий знали большей частью коллеги). Исходя из этой версии легко понять не только реальную цену нашей власти, но и нашей оппозиции, радостно выступающей игрушкой в руках зарубежных технологов.
P.S. К сожалению, близость к истине последней гипотезы подтвердилась в последнее время самым диким образом. Опираясь на данные Мельниченко, а также факт исчезновения двух беспилотных разведывательных самолетов над территорией Ирака, США выставили комплекс претензий к Украине.
Характерно, что кампания началась именно в тот момент, когда «сентябрьская революция» пошла на спад, а лидеры оппозиции принялись исследовать коридоры здания на Банковой (очевидно – готовятся к пребыванию там на постоянной основе). Так и напрашивается связь американских обвинений с интервью Т. Стецькива «Зеркалу недели», из которого изумленная общественность узнала, что оппозиция настолько увлеклась изготовлением резиновых чучел Президента, что «запамятовала» как подготовить элементарный план действий.
Василий Стоякин,
директор Центра политического маркетинга (г. Днепропетровск), специально для