Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Фоторабы: мартышки плачут, удавы «загибаются»…

В столице процветает фото- и видеобизнес, безжалостно эксплуатирующий экзотических зверей и птиц. Зоомафия терзает братьев наших меньших!
Закон «О защите животных от жестокого обращения» принят в Украине больше года назад. Но за это время отношение людей к ним ничуть не изменилось. Бизнесмены, используя животных в собственных, коммерческих, целях, преспокойно игнорируют нормы действующего законодательства. Экологам же переломить ситуацию до сих пор никак не удавалось. Но наконец-то лед тронулся: на официальном веб-портале мэрии обнародован проект распоряжения КГГА «О мерах по содержанию диких животных в г. Киеве». Если Леонид Черновецкий его подпишет, в столице появится реальная возможность вернуть отношения людей с братьями нашими меньшими в цивилизованное русло.

Макс и Васька

Крещатик в выходные похож на пчелиный улей. Правда, в отличие от насекомых, народ в основном отдыхает.

Едва успели пройти по Крещатику несколько шагов, как под ноги бросилась маленькая обезьянка. «Макс! Ты куда? – окликнул ее мужчина, чем-то напоминавший странствующего художника, и тут же обратился к нам: – Сфотографироваться не желаете? Снимок – через минуту!» А почему бы и нет? Пока дочка знакомилась с полуторагодовалым Максимилианом, я поинтересовалась, не укусит ли обезьянка. Павел Александрович (так представился фотограф) шутя успокоил: «За это доплачивать придется: за палец – 5 гривен, за руку – 10, а интимные места – это ведь дополнительное удовольствие! – обойдутся намного дороже!» Снимок стоит столько же, сколько и укушенная рука. Правда, если на свой фотоаппарат, – всего лишь, как поврежденный палец. Чего не скажешь о модных сейчас, а значит, и более дорогих черно-белых фотографиях.

Бок о бок с Максом позировала двухлетняя королевская зеленая мартышка, которую один фотограф называл Васькой, а другой – Миколкой… Хотя ребята и утверждали, что животные живут у них дома в специальных клетках, чтобы «не устраивали в квартире бедлам», мелькнула мысль, что этого Ваську-Миколку парень с фотоаппаратом видит впервые.

КОММЕНТАРИИ

Как приучают непоседливых обезъянок к такой покорности? «Правильно воспитывать нужно, – добавляет коллега Павла Александровича, – они ведь как пятилетние дети. Поэтому мы и относимся к ним как к детям: непослушных наказываем (правда, не уточнил, как именно), послушным покупаем мороженое и сгущеное молоко, которое они обожают!»

Столичная зоомафия

Сами фотографы, которых только в столице, по подсчетам экологов, работает с полсотни, – народ разношерстный и не без чувства юмора. На вопрос «Чем вы кормите обезьянок?» отвечают: «А вы разве не в курсе? Наркотиками!» Какими именно? Украинским салом! А в обычное обезьянье меню входят овощи и фрукты – картошка, свекла, морковь, бананы, апельсины. Иногда – каша и даже… мясо, хотя им увлекаться не стоит: могут быть проблемы с пищеварением. Пища сов, змей и ястребов – мыши и крысята – продаются на куреневском Птичьем рынке.

Почему ребята занимаются этим делом? Говорят, вынуждены: жить ведь на что-то надо. И очень обижаются, когда их обвиняют в жестоком обращении с животными. «Мы дрессируем своих воспитанников – иначе нельзя, – говорит Сергей, хозяин ястреба Гриши, – но разве можно обижать того, кто тебя кормит?!» Птицу сначала следует приучить к перчатке (ее даже кормят только на ней), на что уходит неделя-две, но опытному мастеру, чтобы воспитать ястреба, достаточно нескольких дней.

Услышав впервые, как дрессируют медведей, была шокирована. Чтобы научить косолапого стоять на задних лапах, передние ему… прижигают раскаленным железом! Не гуманнее и методы дрессировки обезьян. Хотя уличные фотографы секретами не делятся, известно, что существует специальная методика: чтобы заставить это очень свободолюбивое животное слепо повиноваться человеку, его на протяжении нескольких недель… бьют бамбуковыми палочками. Змеям часто удаляют зубы.

Что игра стоит свеч, становится понятно, когда парни, хоть и очень неохотно, все же называют некоторые цифры. Если дикая птица обходится желающему заняться этим бизнесом в 300 долларов, то уже обученная – в 800. Приблизительно столько же стоят и змеи. Пятилетняя австралийская дневная сова по кличке Вовка обошлась ее хозяину Толику в 600 долларов. Он говорит, что заказывал ее через зоомагазин, которых в столице несколько. Приматы – дороже: в среднем обезьянка стоит до 1000 долларов. По секрету хозяева признаются, что эту сумму в сезон можно «отбить» за полтора-два месяца, а потом животное полностью «работает» на хозяина. Фотографам грех жаловаться на работу своих подопечных – заработки позволяют ездить из центра города домой на такси.

Пытаясь узнать, где покупают несчастных животных, которых на самом деле никто не спрашивает, нравится ли им носить памперсы и целыми днями позировать перед фотообъективом, пошла на куреневскую «Птичку»: ни змей, ни сов, ни мартышек там высмотреть не удалось. Но один собачник посоветовал обратиться в зоопарк или к ветеринарам: мол, давно существует четко налаженная система продажи этих животных. Чтобы поиски увенчались успехом, нужно заиметь знакомого, у которого есть на этом нелегальном рынке «концы». Да и сам бизнес скорее похож на механизм швейцарских часов, где каждый – начиная с мартышки Макса и до последнего фотографа – отвечает за свою часть работы.

…Во время прогулки поневоле вспомнила «Планету обезьян». Приматы в этом фильме, по воле судьбы очутившись на более высокой по сравнению с людьми ступени умственного развития, подчинили себе последних! И уже люди на собственной шкуре имели возможность прочувствовать, как несладко быть рабами… И хотя это пока только фантастика, перспектива попасть в зависимость к мартышкам вряд ли понравится кому-либо из землян. Так почему же тогда мы, люди, безо всякого угрызения совести позволяем себе эксплуатировать животных? Только лишь потому, что они не способны ответить «гомо сапиенс» тем же?!

«Их заставляют работать без выходных и отпусков»

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра:

– Фотографы обращаются с экзотическими животными и дикими представителями украинской фауны крайне жестоко, нарушая соответствующие нормы действующего законодательства. Я лично наблюдал, как за малейшую провинность сов и обезьянок бьют ногами. Кроме того, этих рабов, которые не могут никому пожаловаться, держат в неприспособленных помещениях, заставляют работать весь год без выходных и отпусков. Мартышки – жители теплых стран – зимой обычно заболевают воспалением легких и вскоре умирают. Совы – ночные птицы, но их заставляют зарабатывать себе на еду днем, отчего они получают кучу проблем с глазами – катаракту, расслоение сетчатки – и со временем совсем слепнут.

«Существует угроза заражения от животных»

Василий Щербенко, начальник ГУ по вопросам торговли и быта КГГА:

– Обычно животных (даже крокодилов!) и птиц используют либо в качестве ресторанной «изюминки» в надежде, что это привлечет посетителей, либо в уличном фотобизнесе.

В Украине сейчас действуют суровые нормы ввоза экзотических животных. Их владельцы обычно говорят, что приобрели мартышку или удава в зоопарке. Но если соответствующих бумаг нет, значит, ввоз контрабандный, а это уже уголовное преступление.

Сами животные, иногда нападающие на людей и даже кусающие их, необходимых прививок не имеют и могут стать источником серьезных инфекций. И потому для тех, кто с ними контактирует, существует угроза заражения.

Но мы надеемся, что в течение месяца жители города, зайдя на сайт нашего управления, выразят свое мнение по этому поводу, а само распоряжение уже в начале лета вступит в силу, что позволит упорядочить эту сферу деятельности.

Кстати

Желающим заняться экзотичным фотобизнесом ястреб обойдется (в условных единицах):

тетеревятник 500–2000

перепелятник 300–1000;

сокол:

балобан 5000

пустельга 1000;

сова:

австралийская 300–600

ушастая 100–300

мартышка 1000–2000;

питон тигровый 250–600

удав боа 300–500;

медведь (вегетарианец) 1000;

большие кошки (тигрята, львята…) свыше 20000.

Лариса Вышинская, БЦ

Exit mobile version