Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Зверские истории: в зооцирке приживаются люди бесприютные и ненормальные

Не всякий мужчина может похвастаться перед дамой шрамами от когтей ягуара. Конечно, если он не черный африканский охотник, для которого джунгли – дом родной. Однако глубокие бороздки на руке остались у Вашего корреспондента – после того, как он недавно, в ходе журналистского эксперимента, устроился в бродячий зооцирк рабочим по уходу за животными. Человек может выпить больше медведя

Бродячие зверинцы поделили карту страны на вертикальные участки. Чем свирепее зима, тем южнее спускаются они со всем своим скарбом по меридиану, чтобы весной вновь двинуться на север. «Мой» зверинец числится за Росцирком и называется московским, хотя в столицу никогда не заезжал. В штате цирка собрались жители большинства крупных городов России и представители, считай, всех народов СНГ. Приживаются люди, в основном, бесприютные, а иногда не очень здоровые психически. Трезвенники и трезвенницы – редкость. Фанаты животного мира тоже редкость.



Интерес персонала к психологии четвероногих сводится к дурацкому вопросу: «Кто сильнее – лев или тигр?» Однажды, решив покончить с этой загадкой, мы сунули концы толстого кабеля в клетки соперников. Они схватили их в зубы и молча начали тянуть. Это продолжалось двадцать минут – и никакого движения ни в одну сторону. Звери выглядели очень глупо, наблюдатели – вообще полными идиотами.

Мясо на водку

Непосредственно работа «по уходу» начинается в семь утра. С вагончиков-клеток откидываются пятьдесят тяжелых щитов, которыми клетки со зверями закрываются от ночных хулиганов. Вообще-то всю ночь вдоль клеток фланирует безумный сторож по прозвищу Маугли. Он давно мнит себя бесстрашным героем в дебрях – такой рев, рык, ор, визг, уханье, вой, верещание и ворчание сопровождают его дежурство. В общении с людьми Маугли чувствует себя неуютно. Важный номер рабочей «программы»: кормление медведей кашей с мослами. Поначалу я пытался с помощью крайсера (т-образная железная палка) не подпускать звереющих при виде жрачки самцов к незавидной женской доле каши. Но мохнатые Машки все равно ждут разрешения от своих мужиков!

Куски мяса по клеткам разносит неподкупный бригадир «подкормщиков». Однажды он заболел и его заменил простой рабочий – астраханский казах Миша. Казах сэкономил на льве ведро сочной вырезки, которое спихнул на рынке за два литра водки. Лев Цезарь презрительно посмотрел на это сквозь когти, но позже отомстил. Через пару дней Миша, стоя рядом с клеткой Цезаря, разлюбезничался с двумя красотками из посетительниц. Зверский царь мудро выждал, пока казах повернется к нему спиной, а потом резко, с мощным рыком, прыгнул на решетку. Бедный повеса, взвизгнув, рухнул на колени. Хотя он тут же вскочил и попытался обратить позор в шутку, симпатии девиц отошли к Цезарю.

Медведь-«медвежатник»

К чести казаха, потом он показал истинную смелость, когда женщины из пернатого отдела упустили огромного американского орла. Случившийся рядом Миша храбро бросился на гиганта, схватив его за крылья. Но он забыл о главном оружии орла – клюве. Помощь подоспела вовремя, орла сунули в клетку, а «охотник» долго хвастался шишкой на лбу, оставшейся от крепкого удара.

Потом тот же невезучий казах едва не пал жертвой медведя. Как получилось: в Невинномысске медвежью чету, Мишку и Машку, вечером пересадили в другую клетку. В хитрой системе запоров: засов, болт с гайкой и навесной замок с защелкой, Мишка-человек забыл последнюю малость – щелкнуть замком. Именно с этим элементом интерьера медведи предпочитают развлекаться. Короче, к утру Мишка-медведь замок сбросил, гайку открутил (!) и засов вытащил.

Казах откинул сороковой за утро щит, даже не взглянув на запоры, и пошел к сорок первому. И вдруг замер, сраженный лязганьем, несомненно, открывающейся решетки! Топтыгин вывалился из клетки и по-собачьи скромно заковылял к Михаилу. Тезки жадно ели друг друга глазами. «Я вспомнил какой-то рассказ из детства, – говорил потом казах, – о том, что от медведя надо не убегать, а падать и прикидываться мертвым. Но я остолбенел и решил встречать смерть стоя».

Косолапый, однако, за пару шагов до обреченного рухнул на толстый зад и, протянув лапу, просительно заревел. В помутившемся рассудке Михаила мелькнуло воспоминание о том, что он ежедневно скармливает медведям конфеты, которые для этого дают зрители. Неужели пусто в карманах? Ощупывание куртки, штанов – и, счастье! Слипшаяся, в табачных крошках, карамелька полетела в открытую клетку. Вратарским броском чудовище метнулось следом. На молниеносное замыкание всех запоров за своей спиной вымогатель не обратил внимания.

Повелительница тигров

Самый любопытный пример внутристайных и внутрисемейных разборок явила нам волчица Ева. Из-за рахитичных от рождения лап (и у волков бывают родовые травмы) ей не доставалось еды. Кушающую Еву я видел единственный раз, когда на решетку рядом с ней приземлился голубь. В конце концов, в Ульяновске начальство решило скормить ее бенгальскому тигру Мцыри.

У тигриной клетки собралась кровожадная толпа. Еву пихнули в клетку, Мцыри из своего угла ощерился. Служащие жаждали зрелищ, и бригадир решил оживить ситуацию килограммом мяса. Он бросил его прямо в Евину морду. Она кинулась на кусок по-волчьи! Хозяин клетки недоуменно потянулся к куску с другой стороны и… Видели, как Шарик отгоняет Мурзика от своей чашки? Будь рядом дерево, полосатое чудовище взлетело бы на него не хуже самого трусливого котишки. Лишь с третьего куска, наевшись впервые за много лет, собачья праматерь позволила кошачьему праотцу догрызть остатки.

Такая история повторялась каждый день, а в свободное от еды время дама спала на безразмерном теле джентльмена. Впоследствии Мцыри не принял купленную специально для него самку. Дрался с тигрицей, пока к нему вновь не подселили его серую, мелкую и уродливую повелительницу.

Кстати, о дамах. В каждом провинциальном городе нас провожала пара-тройка временных подруг и толпа собутыльников. Народ привлекала к нам экзотичность профессии. Дамы, конечно, были определенного пошиба. Мы заманивали их в вагончик и любили выжать слезу песней «Бродячие артисты» и враньем об опасности нашей профессии. Популярный диалог:

– Чтобы почистить клетку, вы внутрь заходите?

– А как же!

– Но ведь звери съесть могут!

– Так один чистит, а другой страхует, животных отгоняет.

Верят почему-то. На самом деле опилки из клеток выгребаются через решетку все тем же крайсером.

Глисты-спасители

Хищная сторона зверинца собирает намного больше зрителей, чем травоядная – у козлов поклонников мало. Абсолютные лидеры по числу фанатов все же обезьяны. Мелкую картошку и вяленую капусту, положенную им по рациону, обезьяны снисходительно оставляли нам, рабочим, на закуску. Призы зрительских симпатий в виде бананов, яблок и пирожных мешками летят к ногам этих энергичных оптимистов. Обезьяны дуют баночное пиво, подкинутое в клетки гориллами в штанах, и не стесняются докуривать, а чаще – доедать бычки от дорогих сигарет.

Женщинам, прислуживающим у травоядных, правда, полегче с едой – по картошине с клетки в карман положили, вот и обед. Спасали нас… глисты. Штатную единицу ветеринара за все время моей работы не захотел занять ни один специалист. Поэтому белого медведя, одну из пантер и пуму от глистов никто не лечил. А они из-за этого свою норму мяса ели с большими перерывами – «поклюют» и отходят. Рабочие ухитрялись после второй-третьей «поклевки» подменять куски на полностью обглоданные кости из других клеток. И то и другое настолько вывалено в опилках, что снаружи подмена не определяется. Добычу потом долго мыли и варили, но общем, все, кроме пантер, были сыты и не болели…

Слониха Леда была необыкновенно преданна своему вожатому – спившемуся прибалту Петерсу. Слону зимой положена водка – чтоб не замерз. Петерс ее воровал, но Леда прощала. Как-то, в Саратове, директор захотел сдать бесчувственного Петерса в милицию. С последними проблесками сознания пьяница добрел до передних ног слонихи и там рухнул. Леда подогнула колени, бережно укрыла тело хоботом и не выдавала прибалта. Тщетно поматерившись, власти разошлись ни с чем. «Просыпаюсь утром между бревен, сверху шланг какой-то, – рассказывал потом Петерс. – На склад, думаю, забрел?»

В Волгограде я сам оказался в дурацкой и очень опасной ситуации. Тоже, как казах Миша, хвастался перед посетительницами – дразнил ягуара. То палкой по прутьям клетки постучу, то руку внутрь засуну… Ягуар меня переиграл. Руку я еле выдернул из его лап, прежде чем он до нее зубами добрался. Зато теперь есть чем гордится – в дамской компании история о схватке с бешеным ягуаром идет «на ура».

Игорь ДОЛЖЕНКОВ, Наше время

Exit mobile version