Слухов, почему президент так лихо расправился с ГАИ, масса. Некоторые в качестве причины называют конфликт, возникший между ГАИ и сыном президента, который якобы был остановлен за нарушение правил. Правда, в ГАИ никто не смог ни подтвердить, ни опровергнуть факт остановки инспектором ГАИ Ющенко-младшего еще до подписания указа.
Другие утверждают, что чашу терпения президента переполнило часовое опоздание эскорта во время поездки в Ивано-Франковск.Что стоит за скоропалительной ликвидацией ГАИ: угодничество или саботаж?
Мигая фарами и отчаянно сигналя, джип гнался за “восьмеркой”, лихо подрезавшей его на перекрестке. Прижав ее, в конце концов, к обочине, водитель джипа выскочил из машины и, поколотив преследуемого, произнес: “Ментов на тебя нет, козел!”
– Все правильно, – сказал один из прохожих кучке сразу же собравшихся зевак, – ГАИ отменили, теперь каждый сам за себя. Кто сильнее, тот и прав…
Посдирать наклейки несложно…
Уже все без исключения водители и пешеходы заметили, что две недели назад с наших улиц и дорог напрочь исчезли и гаишники, и патрульные автомобили.
Но эйфория от ликвидации этой опостылевшей структуры прошла в считанные дни. Раздолье для лихачей обернулось кошмаром для нормальных водителей. На дорогах сразу же воцарился беспредел, резко возросло количество ДТП и число пострадавших в них (в Киеве – более чем в полтора раза). И здесь возникает традиционный вопрос: кто виноват?
Ведь на самом деле ГАИ так вот вдруг никто не отменял. А указ президента “О ликвидации ГАИ МВД Украины” лишь отдает распоряжение преобразовать ГА1/1 в дорожную милицию и патрульную службу, причем в трехмесячный срок. О том, что гаишники должны внезапно исчезнуть с дорог, там нет ни слова.
Но, как известно, лучше “перебдеть, чем недобдеть”. Поэта-: му по указанию “сверху” у всех инспекторов ГАИ с завидной оперативностью позабирали нагрудные бляхи, а с патрульных машин посдирали наклейки “ДПО и “ГАИ”. Теперь внешние признаки “реформы” – налицо, радуйся, народ!..
На самом деле такое внезапное рвение всем хорошо знакомо. Это может означать, что по сути ГАИ никто ликвидировать не собирается. Останется та же самая служба, с теми же самыми инспекторами и с теми же самыми начальниками, за исключением разве что неугодных, для избавления от которых появился очень хороший повод под названием “реорганизация”.
А чтобы ненароком это самое начальство не заменили, оно и бежит “впереди паровоза”. И срочно меняет вывески. Но смена названия или формы одежды обычно мало что дает (вспомним переименование российской ГАИ в ГИБДД). А у нас после того, как сотрудникам ГАИ заменили фуражки на головные уборы с неприличным названием, количество поборов на дорогах отнюдь не уменьшилось.
ГАИ-МВДшная кормилица
Спору нет, необходимость реформирования ГАИ назрела давным-давно. Сколько уже сказано о том, что эта структура славится размахом своих поборов с водителей и владельцев транспортных средств!
Но давайте вспомним, как ГАИ постепенно превратилась из службы, обеспечивающей безопасность на дорогах, в эдакую коммерческую структуру, не только самофинансирующуюся, но и содержащую свое министерское начальство. Каждый инспектор должен был делать “план” -ежедневно сдавать несколько сотен гривен (естественно, “без протокола”), которые передавались на самый верх милицейской “пирамиды”. Интересно, что при этом существовал обнародованный приказ, запрещавший беспричинную остановку автомобилей. А другой приказ (который не афишировался) требовал ежечасно останавливать не менее шести машин. Поэтому выполнение одного приказа автоматически означало нарушение другого. Но если инспектор исправно сдавал выручку, на это закрывали глаза. А если нет – имелся отличный повод от него избавиться.
Можно вспомнить и прошлогодние события, когда дельцы в погонах положили в карман колоссальные суммы, проведя “липовый” тендер и заказав у полиграфистов по завышенным в десятки, а то и сотни раз ценам бланки водительских удостоверений, свидетельств о регистрации транспортных средств, талонов ТО, свидетельств об окончании, курсов водителей и т.п., которые и сейчас продаются гражданам по запредельным ценам.
А взять тот же техосмотр (за который ГАИ держится руками и ногами), являющийся мощнейшим рычагом воздействия на водителей и на автохозяйства и позволяющий без особых усилий пополнять тощий бюджет ГАИ…
Посему всякое реформирование ГАИ изначально было обречено на провал. Но только почему-то никто не вспоминает о том, что такой ГАИ стала по воле наших же властей. Ведь какой еще может быть эта служба, имеющая смехотворное финансирование и, соответственно, символические зарплаты? Выдав гаишникам форму и жезлы, им, фактически, предложили самостоятельно зарабатывать себе на пропитание.
Кто надоумил президента?
Слухов, почему президент так лихо расправился с ГАИ, масса. Некоторые в качестве причины называют конфликт, возникший между ГАИ и сыном президента, который якобы был остановлен за нарушение правил. Правда, в ГАИ никто не смог ни подтвердить, ни опровергнуть факт остановки инспектором ГАИ Ющенко-младшего еще до подписания указа.
Другие утверждают, что чашу терпения президента переполнило часовое опоздание эскорта во время поездки в Ивано-Франковск.
Третьи ссылаются на то, что во время восхождения на Говерлу какой-то гаишник не смог пояснить президенту свои должностные обязанности.
Четвертые рассказывают, что некий земляк президента пожаловался ему на то, что ездить стало невозможно, мол, на каждом шагу останавливают и вымогают взятки…
Но, по большому счету, важен не повод, а результат.
А результат таков, что до сих пор никому не известно ничего, кроме того, что ГАИ будет ликвидирована. В том числе и в руководстве ГАИ, и в МВД. Да и не может быть известно, ведь для ликвидации ГАИ или для ее реформирования необходимо внести изменения в целый ряд законов, регламентирующих деятельность этой службы. Прежде всего, в законы “Q дорожном движении” и “О милиции”. Должны быть изменены и ПДД. Правда, если последнее можно проделать достаточно оперативно, при помощи постановления Кабмина, то внести изменения в законы удастся не раньше осени, когда после отпуска соберется Верховная Рада.
Что же касается возможных перспектив, то, по словам министра Юрия Луценко, должна произойти полная реформа с переходом правопреемников ГАИ на функции европейской дорожной милиции. При этом, скорее всего, в городах патрулировать улицы будет дорожно-патрульная служба, тогда как за пределами населенных пунктов этим займется дорожная милиция.
Реформа уже пошла. Некуда?..
В то же время на период до создания новых служб выполнение функций ГАИ поручено МВД. Но почему МВД выполнило указ только в плане “ликвидации” ГАИ, проигнорировав его относительно поддержания порядка на дорогах? Весьма похоже на санкционированный кем-то саботаж…
На сегодняшний день ГАИ фактически самоустранилась от выполнения своих обязанностей,” сняв сотрудников ГАИ со своих постов и мест патрулирования. Говорят, по распоряжению руководства МВД инспекторам ГАИ сейчас разрешено останавливать автомобили лишь в случае грубейших нарушений ПДД. Правда, инспекторы ДПС по-прежнему выезжают на места ДТП для их оформления. По официальной информации, ГАИ продолжает осуществлять сопровождение официальных делегаций и первых лиц государства, регулировать дорожное движение, ликвидировать заторы и “оказывать помощь участникам дорожного движения”. Правда, последнее для нас пока в диковинку, поэтому точно сказать, что под этим подразумевается, достаточно сложно.
О том, как будет проходить грядущая реформа, пока никому – ничего не известно. Законы, как мы знаем, принимаются у нас не за один день. Так что говорить как о сути реформ, так и о сроках их проведения пока явно преждевременно. А все, что мы имеем на сегодняшний день, это указ президента, который, с учетом его содержания, можно назвать лишь декларацией о намерениях.
Стоит ли ждать перемен?
Пока же трудно предположить, что инспектор ГАИ, ранее задававший водителям грузовиков вопрос: “Что везешь?” – теперь вместо этого будет предупреждать их о том, что впереди скользкая дорога…
А стяжательские функции, которыми располагает ГАИ (тот же техосмотр, продажа бланков, выдача различных, платных разрешений и согласований)? За ними стоит не только моральная сторона дела, но и колоссальные прибыли системы в целом и отдельно взятых милицейских чиновников.
Думаете, они так просто перетекут в чужие руки?
Соблюдайте ПДД!
Как бы там ни было, хочется пожелать всем водителям и с наступлением “смутного времени” особо не расслабляться и не нарушать правила, несмотря на отсутствие на дорогах инспекторов ГАИ. Ведь в случае, не дай Бог, аварии последствия могут быть гораздо более серьезными, чем протокол или штраф “на месте”. Пока они там наверху разбираются, давайте сохраним свои и чужие жизнь и здоровье.
Владимир ШЛЯХОВОЙ