Среди множества законопроектов, запланированный к рассмотрению Верховной Радой Украины на текущей сессии, есть и проект закона “О оружии”. Это далеко не первая попытка принятия закона, о важности которого говорят уже несколько лет. Последний вариант законопроекта во многом является компромиссным и составлен скорее с целью принять “хоть что нибудь”, чем с целью предоставить гражданам Украины эффективный инструмент.Из всего вариантов применения этого закона – охота, коллекционирование, спортивная стрельба или защита граждан от преступных посягательств, именно самооборона явилась однажды камнем преткновения на пути принятия закона, если сказать точнее – разрешение гражданам приобретения и ношения пистолетов, револьверов. Против такого разрешения среди прочих оппонентов решительно выступило МВД. Однако аргументация МВД скорее поднимает больше вопросов, чем проясняет те причины, по которым милиция не желает уравнивать законопослушного гражданина с преступником в ситуации самообороны.
Итак, попытаемся проанализировать милицейскую логику:
“короткоствольное огнестрельное нарезное оружие опаснее других видов оружия, и его использование, особенно в общественных местах, приводит к большому количеству жертв”.
Разумеется в МВД знают что карабины, автоматы, пистолеты-пулеметы, гладкоствольные автоматические ружья гораздо опаснее короткоствольного оружия. Летальность ранения из пистолетов, распространенных на территории СНГ, составляет около 10%, что в 4-5 раз меньше, чем летальность ранения из того же охотничьего ружья – наиболее распространенного оружия из легально доступных. Пистолет – это скорее средство нанесения телесных повреждений.
Что касается жертв и общественных мест. Разумеется в милиции знают, что для грабежей, изнасилований, разбойных нападений и убийств преступники выбирают места безлюдные. Знают в милиции и то, что в обойме пистолета Макарова всего 8 патронов (это к “большому количеству жертв”). Что же на самом деле имелось в виду?
Единственное, что приходит в голову – печально известные случаи с гибелью людей в школах США. Даже если оставить в стороне аргумент о том, что для других стран с подобными оружейными законами это не характерно, попробуем проанализировать, насколько это явление может быть опасно для Украины. Американская статистика говорит о 20-30 жертвах в год, кстати в США столько же детей гибнет за 2 дня от насилия в семьях. При этом в легальном пользовании находится 200 миллионов единиц оружия, в нелегальном – еще больше. То есть вероятность использования оружия в таких ситуациях в США – величина с пятью нулями после запятой. Понятно что когда речь идет о таких случаях, родственникам погибших об этих нулях не расскажешь, однако стоит ли в связи с этим настаивать на запрете именно короткоствольного оружия? Учитывая, что при том на руках у населения легально находятся гражданские модификации автомата Калашникова?
Продолжая цитировать МВД:
“во время принятия закона “О Оружии” депутатам следует учитывать и то, что граждане, которые будут иметь пистолеты и револьверы могут сами стать объектами преступных посягательств с целью завладения их оружием”.
Приятно конечно осознавать, что МВД печется о том, как бы гражданин не стал объектом преступных посягательств. Однако беда в том, что преступники посягали, посягают и будут посягать. И если у гражданина не будет оружия – голову ему проломят из за мобильного телефона или десяти гривен. А в квартиру вломятся потому что на балконе – спутниковая тарелка и кондиционер. Запрет на ношение короткоствольного оружия отнюдь не мотивирует преступников на ведение честного образа жизни. Зависимость как раз обратная, в мировой практике масса примеров (включая страны бывшего соцлагеря и Молдову) когда практика введения соответствующих разрешительных законов приводит к уменьшению количества насильственных преступлений.
И потом – спрос рождает предложение. Из того же источника:
“…на сегодняшний день в стране в розыске находятся почти 1700 боевых пистолетов и револьверов, 888 карабинов и винтовок, 9480 охотничьих ружей…”
К сожалению, здесь МВД не дает оценку количеству нелегального оружия, которое в розыске не находится, в общей сумме нелегального оружия в стране – не один десяток тысяч. И для уголовника, “зарабатывающего” на жизнь совершением преступлений достать “ствол” проблемы не составляет.
” … в МВД уверены, что утверждение этого закона повлечет за собой резкое увеличение оборота нарезного оружия среди населения Украины, то есть будет учитывать интересы большого бизнеса – так как пистолет стоит больших денег…”
Непонятно, откуда взялся именно этот пункт. Откуда уверенность что оборот вырастет резко если МВД считает что пистолет стоит дорого? По поводу “большого бизнеса” – в США, крупнейшем мировом рынке гражданского оружия, ни одна из компаний, производящих гражданское оружие не входит в двадцатку крупнейших. Родится ли в Украине “большой бизнес” в связи с началом продаж короткоствольного оружия? Будут ли вообще шансы такой бизнес начать, учитывая тот факт что оружие на государственных складах – уже есть, Наганы, ТТ, ПМ – масса оружия законсервирована еще со времен Великой Отечественной. Что касается цены – в Прибалтике ТТ стоит $50, Макаров российского производства в США стоит $100, это позволяет понять что себестоимость пистолета сравнима с себестоимостью добротных зимних сапог. Конечно многое здесь зависит от размера акциза, налогового законодательства и прочих затратных статей регулируемых государством. Так например в Молдове сразу после принятия закона о оружии стоимость некоторых западных пистолетов превышала 1000 долларов (при том что в западных странах эти же модели продавались по 200). Однако даже 1000 долларов – это сума посильная для представителя украинского среднего класса, особенно при наличии соответствующей мотивации, например личного опыта общения с грабителями, а грабежей в Украине случается около 40 000 в год. И потом, почему “большой бизнес” это плохо? Это рабочие места и платежи в бюджет. В чем собственно проблема?
“Сотрудники МВД уверенны в том, что целесообразнее в целях самозащиты было бы “вооружить” население пистолетами и револьверами отечественного производства, которые приспособлены для стрельбы “резиновыми или аналогичными по свойствам” пулями “несмертельного действия”. Указанные устройства к огнестрельному оружию не относятся и что важно не приводят к проникающему ранению при применении.”
Для того, чтобы проанализировать это предложение МВД, обратимся к руководству академии ФБР “Факторы ранения и эффективность пистолета” (Handgun wounding factors and effectiveness).
“Физиологически, за исключением попадания в головной мозг или в верхнюю часть спинного мозга концепция надежной и гарантированной немедленной нейтрализации человеческой мишени ранением из пистолета является мифом…”.
“..Психологический фактор вносит наиболее ощутимый вклад в немедленную нейтрализацию индивидуума ….. Осознание ранения (часто задерживается из за эффекта “задержки” боли), страх травмы, смерти, крови или боли, страх увечья могут привести к потере сознания (обмороку)… Однако психологический фактор является основной причиной неэффективности ранения…Индивидуум может не ощутить ранения и не отреагировать психологически. Сильная воля, инстинкт самосохранения, сильные эмоции, такие как ярость или ненависть могут обеспечить тяжело раненному индивидууму ресурс для продолжения боя… Эффект химических субстанций является мощным стимулятором, предотвращающем потерю сознания. Одного адреналина может быть достаточно, чтобы обеспечить деятельность смертельно раненного противника… Стимуляторы, анестетики, транквилизаторы – все могут предотвратить потерю сознания подавляя боль или эмоциональную реакцию на ранение… Наркотики такие как кокаин, РСР и героин дисассортативные по природе. Один из их эффектов заключается в том, что индивидуум “существует” вне своего тела. Он видит и ощущает все происходящее с телом в качестве стороннего наблюдателя…”
От себя хочу только добавить, что речь идет о короткоствольном огнестрельном нарезном оружии (пистолете, револьвере). Включая пистолеты знаменитого американского “45-го калибра”. О какой самозащите с “резинострелом” может идти речь? К настоящему времени в Украине накоплен достаточный опыт применения резинострелов, эффективным оружием самообороны они не являются. Резиновая пуля весом 0.5 грамм очень быстро теряет скорость, кроме этого плотная одежда для нее – бронежилет. Если преступник в кожаной куртке, надетой на свитр, факт попадания резиновой пули он может обнаружить пару дней спустя, когда увидит дырку и резиновый шарик под подкладкой. С другой стороны, ввиду того, что внешний вид резинострела практически не отличим от боевого пистолета, извлечение такого недооружия на свет божий чревато тем, что преступник немедленно откроет огонь из настоящего оружия.
Что порекомендует МВД в связи с этим? Обяжет бандитов тоже пользоваться “пистолетами и револьверами отечественного производства, которые приспособлены для стрельбы “резиновыми или аналогичными по свойствам” пулями “несмертельного действия””?
Учитывая то, что ни один из аргументов МВД не выдерживает критики, что может реально стоять за их позицией? Неуважение и недоверие к собственному народу? Страх того что ситуация с преступностью реально улучшится без их участия, поставив тем самым вопрос о эффективности их работы? Разрушение монополии, которое усложнит их работу?
Существует ряд естественных потребностей человека, право на удовлетворение которых закреплено законодательно. Право на отдых, право на работу, право на лечение, свободу перемещений и пр. Право на самозащиту, естественно вытекающее из инстинкта выживания, каким то образом выпало из этого перечня.
Однако вернемся к жизненным реалиям. Правоохранительные органы практически никогда не защищают граждан от насильственных преступлений. По той простой причине, что преступник всегда выбирает жертву при отсутствии в непосредственной близости стража правопорядка. Однако МВД категорически против того чтобы дать гражданину возможность адекватно реализовать свое право на самозащиту. Может быть пришло время осознать простые факты и перестать воспринимать Гражданина с оружием, как без пяти минут преступника?
Грищенко Григорий, специально для “УК”