Кумовья отдыхают. «В законе» – свояки
Со времен «революции», отгремевшей концертами Океана Эльзы в ноябре прошлого года, страна узнала о своих политиках много нового и интересного. Некогда верные народу и всем возможным моральным принципам товарищи, стоя на главной сцене страны, с невероятно серьезными лицами обещали украинцам свободу, государству – порядок, и, я уж молчу о чистых руках. А украинцы им в ответ кричали множество разных лозунгов, среди которых особенно популярным был такой: «Клани геть від влади!». Что ж, прошел почти год, и давайте посмотрим, куда же подевались эти самые кланы…Согласно толковому словарю Ефремовой клан – это замкнутая группа людей, объединенных родственными, деловыми и т.п. интересами.
В те осенне-зимние дни, когда, как любят повторять «майданщики», «народ творил историю», этот самый народ люто ненавидел отечественные кланы: донецких, днепропетровских и других. Но то, что среди “революционеров” с депутатскими “корочками” тоже есть несколько кланов, которые в ближайшее время начнут в стране такой беспредел, который Кучме и не снился, – вот это никто не замечал.
А потом была инаугурация… Потом Юля, Петя и товарищи делили в ресторациях премьерский пост, а потом Ющенко стал подписывать Указы…
И стало ясно, что ключевой аргумент при назначении человека на ту или иную должность – это выяснение обстоятельств: кто кому кум. Можно сказать, революционно – кадровое ноу-хау.
Благо, у Виктора Андреевича детей много, и у его соратников детей много, так что, кадровый резерв в стране был хороший. Чем и воспользовались.
Секретарь СНБО Украины, первый помощник Президента, руководитель парламентской фракции “Наша Украина”, министры транспорта, культуры, молодежи и спорта – все кумовья Ющенко. Но этими персонами список кумовьев Виктора Андреевича не ограничивается. И хоть остальным должностей в правительственном квартале Киева не досталось, президент их все равно не обидел. Народные депутаты Иван Плющ, братья Буряки, а также банкир Аржевитин и многолетний медиа-соратник Михаил Дорошенко – все они с пользой жили в статусе “кум”. Чем не клан? Впрочем, до осени 2005 года такой семейно-кадровый расклад никого особо не смущал. Осень преподнесла Украине ярчайший коррупционный скандал со времен “разоблачения” незабвенного Павла Ивановича Лазаренко. И слово «кум» в украинской политике приобрело до боли негативную окраску.
Но одно дело – скандалы, а другое дело – это законы. Которые, по идее, превыше всего.
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект народного депутата Владимира Стретовича о запрете непотизма, то есть кумовства. Перспективы его принятия, безусловно, сомнительны, поскольку не Ющенко единым в стране процветает кумовство, и среди народных избранников вряд ли найдутся 226 “штыков”, не обремененных несколькими кумовьями, например, из соседней фракции.
Но есть также и закон Украины «О государственной службе», принятый еще в 1993 году. Статья 12 этого закона определяет ограничения, связанные с принятием на государственную службу. Не могут быть приняты на государственную службу лица недееспособные, имеющие судимость, а также те, кто в случае принятия на государственную службу будет непосредственно подотчетен и подчинен близким родственникам или своякам.
И если с родственниками все понятно, то почему же законодатель выделил именно свояков?
Свояк – это муж сестры жены. В прямом смысле слова. Если в переносном значении, то свояк – это просто свой, близкий человек. Непосредственно в законе толкования этого понятия нет.
И что конкретно имел в виду законодатель: то ли только муж сестры жены “кастрирован” в кадровом отношении, то ли под это понятие можно отнести и всех близких людей, включая кумовьев?
Непонятно. Тем не менее, свояки давно «в законе», а кумовья отдыхают. Причем, в основном, они отдыхают в статусе государственных чиновников или честных бизнесменов, совсем не приближенных ни к власти, ни к отдельным ее представителям. А есть примеры отдыха и вовсе изумительного…
Вот, например, отдыхающий на почетной политической пенсии Леонид Кучма приходится кумом господину Павленко – министру молодежи и спорта в “оранжевом” Правительстве, которое Кучму по идее свергло. Причем, что интересно, крестила ребенка Павленко вместе с Леонидом Данилычем нынешняя первая леди Украинской державы – Катерина Чумаченко. То есть, Леониду Данилычу жена нашего Президента – как не крути, а тоже кума!
Или, вот, например, еще одно изумительное родство. Помните, как товарищ Симоненко в свое время самоотверженно боролся в Верховной Раде против антагониста в вопросе частной собственности на землю – против Екатерины Ващук? Помните? Так вот, та борьба совсем не помешала этим деятелям весело отпраздновать в один из дней свадьбу детей – сына Симоненко и дочери Ващук.
Но кумовство – это еще не все родственные связи в украинской политике, крепко переплетенной с бизнесом. Ситуацией, когда муж – министр, а жена – вольный бизнесмен, уже никого не удивишь. Или когда отец – премьер, а сын – вольный бизнесмен. Или когда один брат – спикер парламента, второй – главный пограничник страны, а третий брат – вольный полковник. И таких примеров – сотни…
Короче говоря, родоплеменной уклад свойственен не только республикам Центральной Азии и Кавказа, но и нашему с вами, как любит повторять Виктор Ющенко, «сердцу Европы» – то есть Украине. И если у человека нет во власти кума, свата, брата или, на худой конец, сестры жены или близкого приятеля, то ничего толкового у этого человека в жизни не получится – ни хорошей карьеры, ни спокойного бизнеса.
И сколько на майдане не стой, порядка в стране не прибавится ни на йоту. Потому что одно дело, когда ты кричишь: «Ю-щен-ко!», – а другое дело, когда этим умело дирижируют представители одной большой “семьи”.
Дмитрий Фомичев, специально для «УК»