Российская Федерация использует все возможности для ведения торгово-экономической войны против Украины, пишет Укринформ. Речь идет о финансовом давлении, энергетическом шантаже, транзитно-транспортной блокаде, вытеснении украинских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта, дискредитации наших предприятий на международных рынках, инвестиционном проникновении на рынки Украины через подставные структуры.
Это подчеркнул глава Службы внешней разведки Валерий Кондратюк в неадвней статье для ZN.ua. По его словам, разведка располагает данными, что в РФ сформирован перечень “болевых точек” Украины, через которые планируют причинить ущерб нашей экономике. Центральное место в списках принадлежит флагманам отечественной промышленности, украинским портам и транспортной инфраструктуре, предприятиям топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов.
По мнению коллег-журналистов и экспертов, складывается впечатление, что в повседневной жизни таких угроз мы совсем не замечаем. Спокойно покупаем обувь и одежду в российских магазинах, пользуемся услугами российских банков… Власть же без проблем позволяет россиянам покупать украинские активы. Скажем, граждане государства-агрессора напрямую или через “зиц-представителей” владеют долями (и даже контрольными пакетами акций) большинства украинских облэнерго. Всего аналитики насчитали в Украине более 13 тысяч связанных с РФ бизнес-структур. Десятки тысяч украинцев тем временем спокойно занимаются бизнесом в самой “матушке-Рассее”…
Пока одни россияне убивают украинцев в Донбассе, другие могут ударить из “экономической засады”
На днях аналитики системы YouControl, обработав данные российских и отечественных реестров, опубликовали результаты исследования о работе российских (связанных с Россией) компаний в Украине и украинского бизнеса – в Российской Федерации. И главный вывод таков: “несмотря на военные действия между Украиной и Россией и многочисленные санкции, введенные против российских компаний в нашей стране, а также ограничения на работу украинских компаний в РФ, многие украинские компании остаются связаны с Россией. Они либо принадлежат россиянам, либо выступают учредителями предприятий в России”… А вы говорите: седьмой год войны…
Как отмечается, по данным российского Единого реестра юридических лиц, в Украине работают относительно немного филиалов российских компаний – 104. Однако филиал – не единственный тип связи между субъектами хозяйствования двух стран. По данным Единого госреестра Украины, по состоянию на нынешний июнь в нашей стране работали почти 13 тысяч (!) компаний, имеющих российских учредителей или бенефициаров. В более 7 тысячах компаний доля российской собственности превышает 50%. В Центре экономической стратегии оценивают общий объем активов связанных с Россией структур почти в $9 миллиардов. Это около 2% активов всего украинского бизнеса. Также в российских компаниях работают почти 2% наемных работников Украины – более 100 тысяч наших соотечественников. Согласитесь, одномоментное прекращение выплаты заработных плат такому числу украинцев однозначно грозит социальными возмущениями. И это – не самый большой из рисков…
По данным исследователей, российские компании преимущественно сконцентрированы в Киеве. Здесь их 725. В Харьковской области – 104; в Одесской – 94; в Днепропетровской – 76, в Киевской области – 75; в Запорожье – 58.
“Насколько этично сотрудничество со страной-агрессором, каждая украинская компания решает сама. Конечно, такая деятельность несет репутационные риски. Что касается юридических рисков, то они могут возникать в случае, когда юрлица или связанные с ними физические лица, представляющие их интересы, находятся под действием украинских или международных санкций”, – отмечает, подводя результаты исследования, заместитель директора YouControl по юридическим вопросам Даниил Глоба.
Металлургия, банки, энергетика, телекоммуникации…
По словам экономиста Центра экономической стратегии Дарьи Михайлишиной, присутствие российского капитала в Украине за последние годы значительно уменьшилось. Впрочем, как и раньше, беспокоит влияние частного, а особенно – государственного – капитала страны-агрессора на критически важные инфраструктуры отрасли и на отечественную финансовую систему. “Ведь через эти отрасли российские компании могут влиять на украинскую политику, общество, гражданские настроения и т.д.”, – говорит эксперт. Прежде всего, по ее словам, речь идет об:
- Энергетике. (“Как мы знаем, ранее в торговле газом было много спекуляций, в частности постоянное давление на украинских политиков со стороны российских и т.д»).
- Банковской системе. (“Поскольку в прошлом госбанки РФ давали крупные кредиты украинским госкомпаниям, что делало последних зависимыми от российских банков и российского капитала»).
- Металлургии. (“Многие украинские металлургические компании зависимы от поставок в Россию и от интеграции в цепочку производства с российскими компаниями. Поэтому, если прекратить сотрудничество с российским бизнесом, наши предприятия не смогут функционировать»).
“Кроме того, мы исследовали некоторые другие сектора, например телекоммуникации. Где тоже “интересная” ситуация: в капитале почти всех мобильных операторов хоть какая-то доля российских денег (две из трех ведущих телекоммуникационных компаний вообще частично принадлежат российским гражданам)”, – констатировала госпожа Михайлишина. И добавила: “Сейчас мы не видим никаких доказательств, что это как-то не так (во вред Украине. – Ред.) используется, но теоретически это может быть угрозой в перспективе. Поэтому важно следить за присутствием особенно тех российских компаний, связанных с государством, в области критической инфраструктуры. Потому что через них можно оказывать давление на (украинские) политику, общество или экономику”.
Финансовую сферу Украины удалось взять под контроль…
В банковском секторе Украины осталось три крупных финучреждения, связанные с РФ: частный “Альфа-Банк”, государственный “Сбербанк”, доля операций которого существенно снижается, и “Проминвестбанк”, активы которого в этом году продали с аукциона. Есть еще и несколько структур помельче – например, “Банк Форвард” и “Укрсоцбанк” (фактически завершен процесс поглощения последнего “Альфа-банком”).
По словам Дарьи Михайлишиной, “политика Нацбанка в области санкций и запрета вывода капитала в пользу лиц, связанных с российскими государственными банками, сработала. И помогла снизить влияние банков страны-агрессора. К тому же, прозрачная структура собственности помогает нам понять, какие банки более рисковые”. Поэтому эксперты и не видят особых угроз со стороны российского капитала для нашей банковской системы. Хотя упомянутый “Альфа-банк” и входит в число 14 системно важных банков Украины…
…чего не скажешь о металлургии и энергетике
Дарья Михайлишина привела конкретный пример того, как российские владельцы “убили” целый подсектор украинской промышленности. “Мы рассматривали довольно интересный кейс компании “Русал”, принадлежащей российскому бизнесмену Дерипаске. Ранее ей принадлежал Николаевский глиноземный завод. Также компания приобрела Запорожский алюминиевый комбинат, который должен был получать из Николаева продукцию для переработки. Но постепенно многое оборудование с запорожского предприятия вывезли, в него не инвестировали, и наконец, оно остановило производство. После этого Николаевскому заводу некому стало продавать продукцию в Украине, и он стал полностью зависим от партнеров из России”, – рассказала экономист. По данным расследования СБУ, владельцы специально вывозили оборудование и остановили выпуск продукции в Запорожье, чтобы сделать украинскую металлургию более зависимой от сотрудничества с российскими предприятиями. По словам Михайлишиной, от этой зависимости Николаевскому глиноземному не удалось избавиться до сих пор. Хотя он уже несколько лет (с октября 2017 года) он принадлежит иностранным (не российским) инвесторам.
Потенциально опасной остается ситуация в энергетике. “Доля во многих облэнерго принадлежит РФ или российскому бизнесу. По нашим подсчетам, в 19 из 24 облэнерго хотя бы какая-то доля принадлежит лицу, связанному с Россией. Это разные структуры, но такая большая зависимость означает, что российские компании имеют доступ к распределению электроэнергии и при определенных обстоятельствах могут остановить поставки электроэнергии или усложнить подключение бизнес-потребителей к электросети”, – говорит эксперт и называет такую ситуацию “миной замедленного действия” .
Не забудем также и о значительном влиянии РФ на отечественный рынок нефтепродуктов – прежде всего, дизтоплива. По данным аналитиков, ежегодно от 30 до 40% дизельного топлива импортируются из России через структуры, связанные с путинским кумом Виктором Медведчуком.
По словам Дарьи Михайлишиной, должно настораживать и то, что “инвестиции, связанные с российским государством и российскими госкомпаниями, часто даже убыточны. Следовательно, их владельцы могут преследовать какую-то геополитическую, отличную от прибыли, цель”…
Почему бы не начать с наведения порядка в системе собственности медийных “группировок”?
По мнению председателя Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Бориса Кушнирука, особенно опасны бизнесы, у которые российское происхождение, но зарегистрированы они в “приглядных” европейских юрисдикциях. Таким образом, мы можем только догадываться, что речь идет о российских деньгах. А иногда даже не догадываться и не ждать возможного “подвоха”. “Хотя в последнее время требования к корпоративному управлению и прозрачности собственности усилились. По закону, должна быть доступной вся информация о конечных бенефициарах. Как по мне, когда ты точно знаешь, что это российский бизнес, можешь должным образом оценить риски его работы или потенциальные последствия сотрудничества с ним. Такой бизнес легче контролировать. В том числе, и общественности”, – говорит экономист.
“Вместе с тем пример Медведчука заставляет взглянуть на ситуацию по-другому. Есть лица, которые формально имеют украинское гражданство, и при этом – ни для кого не секрет – фактически используют российские деньги для отстаивания интересов России в Украине. И с этим очень трудно бороться. Потому что речь о довольно живучей модели гибридной войны. Когда все понимают, кто тот или иной человек на самом деле, но нет возможности его остановить. Нельзя просто посадить в тюрьму, конфисковать активы и т.д. Ведь если хотим сохранить демократическое устройство государства, должны соблюдать демократические процедуры”, – отмечает Борис Кушнирук.
Начать наводить порядок с “проводниками чужеродных влияний” он предлагает со изменений в законодательство о концентрации в одних руках средств массовой информации. Приводя в пример информационную империю того же Виктора Медведчука, который через связанных лиц владеет тремя телеканалами да еще и имеет долю в других медиа. “Задача – не допускать чрезмерной концентрации, когда те или иные люди смогут существенно влиять на политическую ситуацию в стране. Причем, это должна быть понятная и прозрачная процедура, рассчитанная на всех без исключения. А не закон, “написанный” для воздействия только на одного или нескольких участников рынка. Любое превышение норматива – в том числе и через связанных лиц – должна стать поводом для лишения лицензии и конфискации активов”, – считает Борис Кушнирук.
Эксперт также советует гражданам быть критичнее к российскому бизнесу. И напоминает о популярных некогда акциях вроде: “Не покупай российского” или “Покупаешь российские товары – убиваешь украинских граждан”, которые в последнее время почти “сошли на нет”…
Подготовил Владислав Обух, Киев; УКРИНФОРМ