Битва за Карабах только что завершилась, а украинский Генштаб уже проводит учения, которые называет “усвоением уроков Карабаха” – 28 бригада отрабатывает тактику с пусками “Джевелинов” и “Байрактара” в воздухе.
Вторая карабахская война с массированными ударами беспилотников, горными штурмами спецназа и горящими танковыми ротами вообще стала конфликтом, который может многому научить любую армию в сфере новых методов войны.
О том, какие же практические выводы украинская армия может вынести из только что завершенных боев на Кавказе – в военном блоге Кирилла Данильченко ( «Ронина») на Би-Би-Си.
Урок 1: Беспилотники побеждают даже мотивированную постсоветскую армию
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА 28-Й БРИГАДЫ / В конце ноября двадцать восьмой отдельная механизированная бригада ВСУ провела учения по “учетом опыта недавних боевых действий в Нагорном Карабахе”. Во время них бойцы действовали в малых группах и использовали противотанковые ракетные комплексы (включая Javelin). Также действовали беспилотные “Байрактара”, правда, они ограничились функцией разведки и корректировки огня и ракетные удары не причиняли за погодных условий
Многие эксперты сейчас пишут об ударных дронах и их ключевую роль в войне за Карабах.
Например, глубокая операция азербайджанцев по подавлению системы противовоздушной обороны армян – впервые в мире проведена исключительно беспилотными аппаратами.
Израильские ударно-разведывательные дроны Harop с мощной 23-килограммовой боеголовкой применялись десятками – и для разрушения радиолокационных станций и пусковых установок, и по автобусам с добровольцами, и по отдельным целям на линии фронта.
Фото: RHEINMETALL DEFENCE / Запуск дрона IAI Harop с пусковой установки
“Птицами” азербайджанцы обеспечили изоляцию поля боя, раздалбливая колонны снабжения и ротации армян. Они подавили артиллерию противника в тактическом тылу. Потрепали танки – даже если планирующие бомбы “Байрактара» не сносили их башни, то превращали в 45 тонн проблем для тыловых служб.
Работали дроны по группам пехоты и отдельных блиндажах в боях на высокогорье. И тем самым они снимали часть задач для своей артиллерии, уменьшали потребности пехоты тащить с собой в горы тяжелое вооружение.
Кроме того, беспилотники отражали контратаки Армении, “вынося” по роте танков в каждом эпизоде.
Фото: МИНОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
Orbiter-1K, Harop, Bayraktar и SkyStriker – эти ударные БПЛА и беспилотники-камикадзе медийно превратили конфликт в войну времен колонизации Африки.
Полтысячи ударных беспилотников заставили достаточно мотивированную постсоветскую регулярную армию Арцаха столкнуться с “пропастью технологий”. Только вместо мушкетов и пик времен зулусов в армии Карабаха были “Грады” и гаубицы “Д-20”.
Фото: МИНОБОРОНЫ АРМЕНИИ / Армянская армия была полностью мотивирована, чтобы воевать против азербайджанцев, однако дало о себе знать существенное технологическое превосходство противника
Почти 6 млрд долларов в десятилетний контракт с Израилем и в полмиллиарда долларов на турецкие БПЛА – такова цена доминирования Азербайджана в воздухе над Карабахом.
Так или иначе, но программа “Байрактара” в ВСУ по состоянию на начало зимы 2020 интенсифицируется.
Новые станции управления планируют развернуть на побережье Черного моря, по цепочке обеспечивая операции беспилотников на юге.
Хотя физически планеры будут взлетать с аэродрома Днепра, что повысит “живучесть” операторов и увеличит боевой радиус аппаратов.
Урок 2: Технологии решают все
Фото: МИНОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА / Генштаб Азербайджана имел значительно лучшие возможности наблюдения за театром военных действий
У Азербайджана был доступ к турецким разведывательным спутникам и к трем собственным космическим аппаратам Azerspace.
Кроме того, большинство азербайджанских беспилотников могли оставаться в воздухе по 6 часов непрерывно, а некоторые – 24 часа.
Это давало высшим штабам Азербайджана почти круглосуточное изображение поля боя со всеми возможностями корректировки огня. Управляемые артиллерийские снаряды и пакеты реактивной артиллерии прилетали по армянам достаточно регулярно.
Фото: RAFAEL.CO.IL / Spike-LR производства израильской компании Rafael Advanced Defense Systems
Также азербайджанцы активно использовали противотанковый ракетный комплекс Spike-LR / ER.
И к “Спайк” они имели около 350 ракет третьего поколения (когда операторам не нужно маркировать цель после пуска ракеты, принцип “выстрелил и забыл” – то есть, расчет после выстрела может оставить свою позицию, куда вероятно “прилетят” ответы. – Ред .), которые способны менять цели в полете.
Фото: ISRAEL AEROSPACE INDUSTRIES / Еще одна израильская разработка в арсенале азербайджанцев – баллистическая ракета LORA. Ее изготавливает Israel Aerospace Industries – та же компания, которая собирает Harop
Баллистические ракеты LORA азербайджанцев могли попадать в мост шириной 10 метров.
Тогда как устаревший оперативно-тактический ракетный комплекс “Эльбрус” армян целился по локации “плюс-минус несколько сотен квадратных метров”.
Поэтому технологически результат конфликта был решен еще за 10 лет до его начала.
Что с этим в ВСУ?
Фото: МИНОБОРОНЫ УКРАИНЫ / Украинская ракета “Ольха-М” с дальностью поражения 120 км
Количество противотанковых ракетных комплексов Javelin на вооружении украинской армии будет расти – вооружить ими планируют не только силы спецопераций, но и десантно-штурмовые войска.
В то же время критически важно будет развивать программу ракетных комплексов “Ольха” с корректируемой ракетой, а также программы управляемых артиллерийских снарядов.
Ключевой элемент здесь – защищенная цифровая и спутниковая связь для управления.
(Во время недавнего общения с прессой главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак рассказал, что сейчас на армейских складах есть 98 ракет к “Ольхе”, однако на Донбассе их не применяют, тогда как более насущной является потребность в противоракетных комплексах – Ред.).
Урок 3: Постоянная модернизация, или проигрыш
Фото: МИНОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА / БМП-2 азербайджанцев
Советские БМП-2 Азербайджана были с помощью Израиля модернизированы до БМП-2М с новой навигационной системой и круглосуточным прицелом наводчика.
Танки Т-72 также с израильтянами “проапгрейдили” до Т-72 Aslan – машин, которые способны воевать ночью, с защищенной цифровой связью и системой “свой-чужой”.
А на шасси пикапов Ford израильская компания Plasan поставляла азербайджанцам бронеавтомобили Sand Cat, оснащенные противотанковым вооружением, оптикой и боевыми модулями.
Фото: МИНОБООРНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА / Бронеавтомобили Sand Cat ( “Барханный кот”) с противотанковыми модулями. Несколько таких машин азербайджанцы потеряли во время недавних боев в Карабахе
Постсоветские “Грады” азербайджанская армия частично заменила на израильские модульные РСЗО Lynx, которые могут стрелять как ракетами от стандартных “Градов”, так и более мощными боеприпасами.
С другой стороны воевали “лысые” армянские танки Т-55 и Т-72 с открытыми от “перепадов давления” люками.
Фото: МИНОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА / Захваченные азербайджанцами армянские танки
Ничего удивительного. Армия движется со скоростью самого медленного подразделения, а воюет с эффективностью среднего своего батальона.
Украине же нужно продолжать программу модернизации своих танков Т-64 образца 2017 года и Т-72 АМТ.
Фото: МИНОБОРОНЫ УКРАИНЫ / Бронеавтомобили “Варта” украинских морских пехотинцев
А модернизацию “копеек” и “двоек” – БМП-1 и БМП-2 – нужно было начинать еще “на вчера”. Так же и перевооружение разведроты ВСУ с “бардаком” (советских БРДМ, боевых разведывательно-дозорных машин. – Ред .) на современные украинские бронеавтомобили “Дозор” должно стартовать еще много месяцев назад.
Урок 4: Пехоте придется воевать против хорошо подготовленных спецназовцев
Фото: МИНОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
Спецназ полиции, спецназ военно-морских сил, силы спецопераций, горные подразделения, разведывательные роты общевойсковых бригад – вот так и набегает в азербайджанской армии несколько тысяч бойцов хорошо подготовленной пехоты в постоянной готовности.
Которая и стреляет лучше, и тактически подготовлена на голову выше, чем средний армянский боец срочной службы. И в войне в горах, и в городских стычках они могут “дожимать” противника за счет подготовки.
Хотя еще до войны была легенда, что в Азербайджане по сравнению с Арменией не слишком мотивированная пехота. Но мотивации у азербайджанцев вполне хватило для того, чтобы с вооружением и боекомплектом на спине преодолеть горные перевалы и взять укрепленные позиции противника.
Судя по тому, что президент Азербайджана Ильхам Алиев поздравил командира сил спецопераций генерала Хикмета Мирзоева со взятием Гадрут и Шуши, – “спецов” активно использовали как штурмовые группы.
Кстати, геолокации боев вокруг Шуши и видео из города свидетельствует о том, что уличных боев там практически не было. Азербайджанцы охватили город с северо-запада, хорошо сработала связка – профессиональная легкая пехота с поддержкой с беспилотников.
Тогда как армяне ожидали противника по дороге с Лачина на юго-западе и “проспали” атаку по горным дорогам.
Фото: МИНОБОРОНЫ АРМЕНИИ / Активно воевали в Карабахе и армянские спецназовцы, которые пытались контратаковать
В качестве линейной пехоты применяла спецназ и Армения. О чем свидетельствует гибель в боях армянского полковника и командира воинской части специального назначения 022 Ваагна Асатряна.
Фото: МИНОБОРОНЫ АРМЕНИИ / Погибший в Карабахе полковник Ваагн Асатрян был одним из командиров армянских спецназовцев
В случае обострения на Донбассе украинская армия столкнется с противоположной ситуацией – ей будут противостоять многочисленные ведомственные подразделения специального назначения РФ.
(Генштаб ВСУ настаивает на том, что на стороне так называемых “армейских корпусов ДНР и ЛНР” воюют кадровые российские военные и спецназовцы. Например, в мае 93 бригада ВСУ опубликовала видео с нашлемной камеры снайперов “народной милиции ЛНР”, на котором видно профессиональное снаряжение , такое как винтовка Accuracy и французская система наблюдения JIM LR – украинские военные говорят, что такая экипировка используются российскими спецподразделениями. Кремль традиционно отрицает участие своих “спецов” в войне на Донбассе. – Ред . )
Фото: 93 БРИГАДА ВСУ / Скриншот с видео 93 бригады о группе снайперов в так называемой “ЛНР”
Именно на противодействие таким “специалистам” и направлены многочисленные обучения украинских военных с западными инструкторами – “натаскивание” свежих моторизованных бригад на войну патрулей и противостояния в “серой зоне” на широком фронте.
Урок 5: Надо быть готовыми к “длинной руке” противника
Снаряд в подконтрольном армянам Степанакерте
Азербайджан имел под 60 тяжелых реактивных систем “Полонез”, “Смерч” и “Касирга” – не намного меньше, чем аналогов в Украине.
300-мм ракеты, израильские оперативно-тактические ракетные комплексы LORA, китайские машины с модульными одноразовыми “пакетами”, которые позволяют изменять тип боеприпаса прямо “в поле” – все эти технологии становятся доступны небольшим странам с населением в несколько миллионов человек.
Это выливается в удары в сотне километров от фронта по подстанциях, станциях мобильной связи, баз МЧС и жилых кварталах – в случае промахов.
И важно иметь свой “ответ” для сдерживания противника.
Поэтому и скорейшее окончание украинской ракетной программы “Ольха” с созданием запаса для 70 тяжелых комплексов, и противоракетная оборона того же Харькова, Одессы, Днепра, Киева, и гражданская оборона с приютами и эвакуацией – все это жизненно необходимо.
Доказано жителями карабахского Степанакерта, которые круглосуточно сидели в подвалах без света, связи и воды. А также жителями азербайджанской Гянджи, которым снесло девять домов буквально одним ракетным залпом.
Урок 6: Цена войны в любом случае будет высокой
Фото: GETTY IMAGES
Азербайджан более 20 лет готовил свое общество к одной единственной войне. Сейчас в Баку оценили восстановление отвоеванных территорий в 10 млрд долларов за 10 лет.
Это с учетом восстановления транспортного коридора в Турцию и Иран, реконструкцией железной дороги и строительством социального жилья для десятков тысяч переселенцев.
А еще надо не забывать, что Азербайджан импортирует продуктов питания на более 1,5 млрд долларов ежегодно.
Поэтому долгие годы подготовки, к 20 млрд долларов на современное вооружение, союз с региональным лидером Турцией и полтора месяца собственно общевойсковой операции с тысячами убитых и раненых.
Все это на фоне потери 3% ВВП в этом году из-за войны, падения цены на углеводороды и ковид. Такая цена войны за Карабах для победителей. Азербайджан выплатил ее до цента и до капли пролитой крови.
(На днях Азербайджан впервые обнародовал данные о своих потерях в Карабахе: 2783 погибших, более 100 пропавших без вести, 1245 раненых. Армения, по данным своего МЗ, потеряла погибшими не менее 2718 бойцов. Впрочем, количество потерь обеих сторон может быть еще больше. В обеих странах идет процесс опознания тел. – Ред. )
Региональный союз Киева с Варшавой в рамках “Люблинского треугольника” (Украина-Польша-Литва), стратегическое сотрудничество с Турцией, силы спецопераций США и их стратегические бомбардировщики в украинском небе – Украина тоже не стоит на месте в плане партнеров.
А вот с гипотетическим первым местом по оборонным закупкам вооружения в Европе – пока хуже. И в свете финансовой ситуации здесь вряд ли в ближайшие несколько лет будет прорыв.
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА 28 БРИГАДЫ / На Донбассе пока нет активных боев и украинская армия имеет все шансы учиться на уроках последней войны в соседнем регионе
Зато у Украины и ее армии все еще есть время творчески переосмыслить чужой опыт, а не заниматься любимым “национальным спортом”, когда наступаешь на металлическое, а бьет по голове деревянным.
Автор: Кирилл Данильченко ( “Ронин”), военный обозреватель; BBC