Возможно, многое в бедах, постигших “Украинскую авиационную транспортную компанию”, объяснится, если заинтересованные в установлении истины служебные лица проанализируют деятельность ряда фирм. Руководителем и соучредителем которых является (являлся) теперь уже бывший вице – президент “УАТК” Николай Маяк.По странному, на первый взгляд, стечению обстоятельств, юридические адреса этих фирм совпадают (либо пребывают в непосредственной близости) с юрадресом “УАТК” (Киев, ул.Фрунзе, 19/21), равно как и номера телефонов (417-73-35).
ООО “АВИТРЕК” (ОКПО 22960870), директор – Н.Маяк.
ООО “Коммерческий центр “АВИТЕР – АТ” (ОКПО 22955751), Киев, ул.Фрунзе, 12; соучредитель – Н.Маяк.
ЗАО “Авиакомпания “КАРГО АВИТРЕК” (ОКПО 24594866); соучредитель – Н.Маяк.
ООО “КИМ АВИА” (ОКПО 31140396); соучредитель – Н.Маяк.
На улице Фрунзе, 19/21, что в Киеве, расположен корпус Украинского научно-исследовательского института авиациоонных технологий со статусом открытого акционерного общества, приютивший в своих стенах “родственные” Н.Маяку фирмы.
Надо отметить, что правоохранительные органы таки заинтересовались убыточной деятельностью как “УАТК”, так и Н.Маяка. Особенно той ее частью, которая касалась утилизации авиатехники. За это направление в “УАТК”, помимо конголезского “направления”, также отвечал Николай Михайлович. Генпрокуратура даже возбудила ряд уголовных дел, исследуя “процесс”, но результативность усилий правоохранителей пока неизвестна.
Известно лишь то, что уже в 2000-м Н.Маяк и прочие заинтересованные лица приступили, надо полагать, к завершающему этапу своего бизнес-плана. К приватизации (!) “УАТК”. И даже заказали в фирме “Интернет Проекты” программу этой самой приватизации. И проект был разработан.
К тому моменту компании, создававшейся с такой помпой, впору было обращаться к услугам фирм, специализирующихся на воссоздании (“отмывании”) былого – светлого – имиджа.
Полет критический…
…В 1998–м году в Эритрее, на подлете к аэропорту столицы Асмеры разбился украинский самолет Ил-78, принадлежащий “УАТК”. По словам Николая Маяка, тогда компания сдавала свои самолеты в аренду трем авиакомпаниям, две из которых – украинские и одна – болгарская. Именно зафрахтованный компанией Air Sofia Ил-78 и потерпел катастрофу в Эритрее. К тому времени с болгарами “УАТК” работала пять месяцев, но сам руководитель компании признался, что сотрудничает с болгарами уже четвертый год. (ист. “Киевские ведомости”, Ворожко Татьяна, 21.07.1998г.). Официальная причина гибели лайнера – ошибка пилотов.
С самолетом погибли 10 человек – 9 членов экипажа и 1 сопровождающий груз, по сообщению агентств – “сельхозмашины”. А вот болгарская газета “24 часа” опубликовала 20 июля 1998 года статью, из которой следовало, что Ил-78, стартовавший из болгарского города Бургаса, перевозил 40 тонн оружия – болгарский аналог ЗРК “Стрела” и ракеты к ней.
Другой эпизод. 14 августа в Замбии были задержаны девять украинских летчиков, членов экипажа самолета Ил-76 – по обвинению в…шпионаже. Замбийские власти утверждали, что Ил-76 пролетел над так называемой закрытой зоной территории Замбии. За летчиками были закреплены африканские адвокаты, которые ни слова не понимали по украински… Как вы уже догадываетесь, самолет принадлежал “УАТК”. Но – не совсем. Ибо принадлежал ПЕРВОНАЧАЛЬНО. Затем Ил-76 арендовала скандальноизвестная мелитопольская компания “Азовавиа”. А на момент инциндента, по-видимому, на правах субарендатора, Илом завладела некая кенийская фирма “Меридиан” (ист. “Киевские ведомости”, Попович Денис, 17.09.1999г.).
Осенью 2001 года в Танзании местные власти задержали украинский АН-12. А на борту, по сообщению ряда отечественных СМИ, якобы было оружие…И снова причастность “УАТК” к “проделке” опровергает лично Николай Маяк, первый вице-президент компании. По его словам, самолет перевозил груз по маршруту Гостомель (Киев) – Луанда (Ангола). При этом заранее предусматривалась техническая посадка в аэропорту Мванза (Танзания) для дозаправки машины горючим. В аэропорту г. Мванза танзанийцы проверили груз, находящийся на борту. Каких-либо претензий предъявлено не было. Самолет и экипаж после доставки груза по назначению 5 октября вернулись в Киев. (ист. “Форум”, 08.10.2001г.).
Так что за груз был на борту АН-12? Об этом – ни слова. Танзанийцы промолчали тоже. Почему? Воюющая Африка – специфический регион. Руководители сопредельных государств подчастую закрывают глаза на международные соглашения, в том числе и о запрете на поставки оружия в зоны военных , межэтнических конфликтов. Зачем вмешиваться в дела соседей, если завтра может понадобиться и их дружеская помощь? А покупка и перемещение оружия – дело и вовсе интимное…
О таком “подходе” к пониманию коллизий внутреннего характера красноречиво свидетельствует еще один печальный эпизод из практики “УАТК”.
Маяк – конголезцам
В мае 2003 года в Конго, недалеко от столицы Киншасы, на высоте 2200 метров над уровнем моря, раскрылся люк “транспортника” ИЛ-76, принадлежащего “УАТК”. Находившиеся на борту самолета военослужащие Конго и члены их семей посыпались, словно груши, на джунгли. Самолет удачно приземлился, чего не скажешь о многих пассажирах того злополучного рейса. Конечно же, Константин Хивренко, руководитель пресс-службы Министерства обороны Украины, опроверг клеветнические измышления СМИ (в том числе и западных) о гибели 120 пассажиров из приблизительно, двухсот, пребывавших на борту. “Ни люди, ни груз, ни самолет не пострадали”- заявил он. Как позже комментировали уверенное заявление армейского “райтера” его же коллеги, “…формально он прав. люди действительно не пострадали. Ведь с экипажем все нормально…” Но Кикайе Бин Каруби, министр информации ДРК, настырно утверждал: в результате разгерметизации самолета погибли 7 человек. Но и его заявление противоречило утверждениям служащих аэропорта Киншасы, а также уцелевших в аварии пассажиров. Они в один голос твердили, что число жертв превышает сто…
Конечно же, как позже выяснилось, люк разгерметизировался самопроизвольно, вины экипажа не было. Международного скандала не случилось, к обоюдному удовольствию украинской и конголезской сторон дело замяли. Ну зачем сор из избы выносить?
А то, что сора в конголезской “избушке” “УАТК” предостаточно, красноречиво свидетельствует еще один эпизод.
Самый сюрреалистический, если так можно выразиться, международный скандал с участием “УАТК” случился в конце августа минувшего года. На территории опять-таки братской, но демократической республики Конго. Именно туда прибыли трое сотрудников украинской авиакомпании, посланные новым руководством “УАТК”, чтобы разобраться с пассивами и активами компании в далекой Африке.
Сразу по прибытии бедолаг “запрессовали” местные спецслужбы: их арестовали и депортировали, плевав на все нормы международного права и наличие всех необходимых документов. Украинским товарищам конголезские демократы доходчиво объяснили, что именно так турнуть сограждан им рекомендовал г-н Маяк, пребывающий в большом авторитете в Конго. Служба безопасности Украины, будучи проинформированной о злодействе конголезцев, лишь развела руками…
На сегодняшний день господин Маяк жив и здоров. После своего фиаско в авиакомпании “УАТК”, откуда его турнули после рассыпания африканцев над джунглями, он не потерял вкус к жизни. Предпринимательская жилка колола его и подталкивала к новым подвигам на ниве отечественной авиации. Не найдя себя после увольнения из “УАТК” в частном бизнесе, за результаты которого нужно отвечать собственными деньгами, Н. Маяк предпринял попытку вернутся в милые его сердцу государственные пенаты. И представьте себе, ему это удалось!
Сегодня господин Маяк исполняет, не взирая на возбужденные уголовные дела, обязанности руководителя государственной авиакомпании «Украина»! Той самой, которая «летает» нашего с Вами гаранта. «УК» надеется, что господин Маяк оправдает оказанное ему высокое доверие и , как говорил герой одной комедии, теперь « не будет путать личную шерсть с государственной».
Читать первую часть
Георгий Киквидзе, специально для «УК»