Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Украина: беспредельный покер

Как мы и указывали, украинская политика — это беспредельный покер; пару недель назад мы предупреждали, что создание «оранжевой» коалиции далеко не конец игры — это только розыгрыш нескольких партий, факт выигрыша или проигрыша в которых сам по себе не так уж и важен, ибо все это лишь элементы одной большой и длиннной игры. И разыгрываются эти партии столь быстро, что буквально за месяц все ключевые игроки украинской политики уже успели и выиграть и проиграть (иные по нескольку раз). Но сама большая игра далеко не закончена — в т.ч. с созданием антикризисной коалиции, пришедшей на смену коалиции демократической (она же «оранжевая»)… Пока, несмотря на шабаш, устроенный в парламенте бютовцами, новая коалиция двигается, демонстрируя способность работать в кризисных условиях (сказано же — антикризисная).

11 июля на заседании трех фракции, входящих в коалицию, было принято официальное решение о выдвижении лидера Партии регионов Виктора Януковича на должность премьер-министра. Представление подписал спикер Александр Мороз и в тот же день оно было официально направлено президенту.

Пытается лево-центристкая тройка — и пока успешно — «запустить» работу ВР. Принят законопроект о перечне комитетов Верховной Рады — что открывает дорогу к формированию самих комитетов, без которых невозможен не только законотворческий, но и полноценный процесс функционирования самого парламента… Избран вице-спикер — коммунист Адам Мартынюк — его кандидатуру поддержали 239 депутатов, которые приняли участие в голосовании. Этот момент важен с точки зрения того, что бютовцы подали иски в Печерский райсуд с требованием признать избрание А. Мороза нелегитимным. И, как пояснил депутатам сам же Сан Саныч, при неблагоприятном развитии ситуации (а по ряду данных, на Печерский райсуд оказывается неимоверное давление) парламент мог бы оказаться парализованным, поскольку не будет кому вести сессии: именно поэтому и требовалось обязательно избрать первого вице-спикера, чтобы он в случае необходимости мог замещать Мороза.

Однако рифов — над- и подводных на пути антикризисной лево-центристской коалиции (как и парламентаризма, демократии в Украине в целом) пока еще более чем достаточно… Со всех сторон повылазили радикалы, пытающиеся организовать нечто вроде «майдана-2», провозглашающие сомнительные лозунги с требованием разогнать ВР (видите ли, «не такая» коалиция создана) и прибегающие по своему обыкновению к незаконным акциям вроде пикетирования административных учреждений (в частности, 12 июля, по сообщению информ-агенств, сторонники БЮТ заблокировали ул. Грушевского возле здания Верховной Рады Украины; кроме того, пикетчики расставили свои палатки напротив здания Кабинета Министров и в Мариинском парке)…

Тимошенко начинает акцию «Украина без Ющенко»

БЮТ требует досрочных выборов. Якобы 10 июля, после двух-часовой встречи, Юлия Владимировна смогла даже подбить на эту затею Виктора Андреевича и даже создает специальную группу юристов для помощи президенту в поиске правового варианта роспуска парламента (у президентской юридической службы вкупе с и.о. министра юстиции Головатым собственной фантазии, надо полагать, уже не хватает)…

«Мы переходим в радикальную борьбу», — заявила она после совместного заседания фракций БЮТ и «НУ» 10 июля. По словам Тимошенко, фракция БЮТ «всеми законными методами» (а от себя добавим прогноз высокой степени вероятности: и незаконными тоже) будет бороться за то, чтобы «такая коалиция не жила». Характер действий БЮТ в парламенте и публично заявляемые позиции говорят о том, что Тимошенко нацелилась на перевыборы.

Резоны Тимошенко понятны. И ранее никто не сомневался в том, что если не получается создать коалицию, которая выдвигает ее премьером — то и парламент такой Юлии Владимировне не нужен. Имеются у нее вполне обоснованные опасения, что в случае спокойной работы антикризисной коалиции (а внутренних противоречий в ней объективно меньше, чем было в «оранжевой») Тимошенко, во-первых, окончательно потеряет очередной шанс получить премьерскую площадку для собственной раскрутки перед президентскими выборами, а, во-вторых, лишится значительного числа парламентских «штыков», причем, что немало важно — преимущественно из бизнес-крыла (следовательно, урежется и финансовое подспорье для нее самой и ее блока).

При этом на «оранжевом» электоральном поле тенденции для Тимошенко весьма хороши: избиратель «Нашей Украины» перетекает к БЮТ. Самое время для нее провести перевыборы: если и не получить в итоге большинство и премьерское кресло, то еще больше увеличить свою фракцию в ВР и стать единоличным политическим лидером «оранжевых» — в предверие президентских выборов, на которые, вне сомнения, нацелилась Тимошенко.

В «Нашей Украине», по понятным причинам (рейтинги упали, харизматичного лидера нет и т.д.), желания идти на досрочные выборы гораздо меньше. «Нам нельзя ни в такое правительство, ни в оппозицию. А к досрочным выборам мы не готовы», — довольно точно охарактеризовал ситуацию в «НУ» один из «нашеукраинцев» в комментарии для «УП». Тем не менее 10 июля совет партии «Народный Союз «Наша Украина» решил блефануть: принял решение готовиться к досрочным парламентским выборам — о чем сообщил руководитель фракции Роман Бессмертный.

Еще более забавно выглядели обещания создать единый избирательный блок между «Нашей Украиной» и БЮТ. «Я думаю, что в условиях досрочных выборов будет переход на двухпартийную систему, и я не исключаю, что при условии принятия соответствующего решения «Наша Украина» и БЮТ будут договариваться. И сегодня есть все признаки того, чтобы идти единым списком», — заявил в парламенте журналистам 11 июля Петр Порошенко.

Давид Жвания, ранее заявлявший, что Тимошенко отравила Ющенко, вообще дофантазировался до воссоздания блока «Сила народа», который возглавит лично Ющенко. Жвания считает, что данный блок должен идти на выборы единым списком: «Мы за общий список». И тут же добавил: «Но, думаю, не удастся договориться».

Правильно думает Давид Важаевич. Хотя на словах Тимошенко будто бы и не против консолидироваться: «Если будут досрочные выборы, безусловно, наш блок пойдет на них в полном союзе с «Нашей Украиной». Правда, как видим, она говорит о простом «союзе» — что вовсе не означает формирования единого списка какой-нибудь «Силы народа» с Ющенко во главе, но и вообще совместного блока как такового. Просто: союзники!.. (Да уж, после всего, что мы знаем об отношениях между «НУ» и БЮТ… таких союзников — врагов не надо (сие справедливо в обе стороны).)

Сейчас Тимошенко может обещать «нашеукраинцам» что угодно — консолидацию, единый список и проч. Но только до того момента, когда Ющенко объявит досрочные выборы. В этом главная тактическая цель БЮТ. А далее Юлия Владимировная найдет двести причин, чтобы этого единого списка не было.

Разве она согласится, чтобы Ющенко встал во главе списка? Да ни за что! Ведь это будет означать для нее согласие быть вторым номером среди «оранжевых». А она претендует только на первый! Это особо актуально в свете президентских выборов, которые не за горами.

Если предположить, что Тимошенко — гипотетически (на уровне фантазий) — и согласится на совместный поход единым блоком, то только с ней самой во главе. Не меньше! А это будет угрозой для Ющенко вообще лишить «своей» политической силы в парламенте, Тимошенко сделает все, чтобы установить контроль над общим блоком а затем и парламентской фракцией — Юлия Владимировна не раз доказывала, что умеет перетягивать на свою сторону «нашеукраинцев».

При этом вопрос — как делить списочные квоты общего блока? БЮТ на выборах-2006 набрал 23%, а НСНУ — 14%. В этой же пропорции? Как минимум… Или, быть может, на основе нынешних рейтингов, где преимущество БЮТ еще выше? А Тимошенко — это можно утверждать однозначно — никогда не согласится в данной ситуации на равноправное (50/50) деление квоты. Согласится ли «Наша Украина» быть младшим (очень-очень младшим) партнером, отодвинутым на задворки влияния в общем блоке?

И не забыть о том, что острой проблемой будет и включение конкретных личностей в общий список… Так что «создание единого блока «НУ» и БЮТ» — это не более чем тактическая ловушка для Ющенко, чтобы он согласился на досрочные выборы. А далее его просто кинут.

Вряд ли этого не понимают в «НУ» и в околопрезидентских кругах. Поэтому не исключено, что блеф «нашеукраинского» политсовета (готовы-де переизбираться) предназначен левым — КПУ и, особенно, их былым соратникам из СПУ — вот тем действительно страшны перевыборы, тем более, когда на повестке дня вопрос о поднятии проходного барьера.

Шантаж Ющенко

Так вот возвращаясь к требованию Тимошенко о перевыборах на фоне попыток ее фракции сорвать работу парламента. Не с «регионалами» она борется — а с Ющенко, как со своим конкурентом на «оранжевом» электоральном поле! И чем дольше Виктор Андреевич занимает невнятную позицию, чем больше аргументов он дает бютовцам раскручивать тему «коммуно-олигархического реванша» и прочей пропагандистской лобуды из запасников времен «оранжевого» переворота – тем слабей становятся его позиции, тем выше угроза не просто дестабилизации в стране, но и смещения его самого. И отстранять от власти Виктора Андреевича будут не «бело-синие», а — как «предателя Майдана» — «оранжевые» во главе с «принципиальной» (или — принциPRной) Тимошенко.

Как все помнят, в сентябре 2005-го уже были такие попытки. Но ведь сечас мотивация у Тимошенко та же: ее лишили премьерства! При этом возможности у нее большие по сравнению с осенью прошлого года.

Нелишне также вспомнить, какую линию гнула Тимошенко совсем недавно — в середине июня — как только было объявлено о «консультациях» между «НУ» и ПР.

Юлия Тимошенко, «1+1» 15 июня: «Мені здається, що вже і суспільство заплуталося в вводних Президента, і сам Президент заплутався, і фракція «Наша Україна»… По-перше, я думаю, потрібно твердо знати, що всі абсолютно плани ідуть від Президента та 3-4 людей, які працюють навколо нього. Мова зараз виключно про те, що Президент особисто планує дії «Нашої України» разом з цими особами, він міняє плани, він повертається до старих планів. А ілюзія, що Президент над процесом, її просто намагаються створити… вчора та позавчора, якраз 13 число рокове і 14 рокове для нас, тому, що наша збірна програла. В ці дві дати якраз Президент прийняв впевнене рішення, що коаліція буде з Партією регіонів… Якщо буде широка коаліція ми зразу переходимо в опозицію і ми готуємося на президентські вибори».

При этом, делилась сведениями из кулуаров БЮТ «Украинская Правда» 15 июня, «у середу (14 июня — авт.) на засіданні фракції БЮТ було обговорено перехід в опозицію, мобілізацію штабів та підготовку до виборчої кампанії президента. Ледь не половина команди Тимошенко прямо каже, що Ющенко не досидить свій термін до кінця».

Того же дня. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко возлагает на президента Виктора Ющенко ответственность за создание коалиции ПР и «НУ»: «Персональную ответственность несет президент. Без него эта свадьба не перекрестится… Я даже название придумала для этой коалиции: «Не зрадь Майдан», — сказала Тимошенко.

И далее: «Я считаю, что, если он (президент) доведет это дело до конца, то такой политической силы как «Наша Украина» на политической карте не будет». Кто поможет стереть «НУ» с политической карты?

16 июня: В случае создания коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов БЮТ готов принять в свои ряды «разочарованных приверженцев «Нашей Украины». Об этом заявил заместитель руководителя фракции БЮТ Николай Томенко в Хмельницке — сообщала его пресс-служба. 19 июня: на встрече с активистами Блока Юлии Тимошенко в Ровно Томенко заявил, что уверен в распаде блока «Наша Украина», если будет создана коалиция с Партией регионов, если «такое случится, то мы сделаем все возможное, чтобы часть людей из «Нашей Украины» забрать к себе»…

Вобщем, в середине июня Тимошенко поставила Ющенко перед выбором: или «оранжевая» коалиция и ее премьерство — или жесткая оппозиция под соусом «зрада Майдана» (включая возможные досрочные выборы президента)…

А вот уже июль. Песня та же. 10 июля в комментарии для «УП» Н. Томенко говорит, что БЮТ может перейти не только в парламентскую оппозицию, но и в политическую: «Это означает оппозицию к президенту — в случае, если он будет убеждать «Нашу Украину» присоединиться к коалиции с Партией регионов».

11 июля в эфире «5 канала» депутат от БЮТ А. Шевченко заявляет, что блок будет делать все, чтобы не дать работать этому созыву Верховной Рады: «Мы любой ценой будем останавливать все, что родит бандитско-коммунистическое большинство. У меня есть ощущения, которые говорят, что у нас есть право на это». «Поэтому мы будем делать все, чтобы связать их по рукам и ногам и если понадобится, вплоть до роспуска Верховной Рады», — сказал он. Шевченко также отметил, что в случае, если президент «окажется в одной команде с Януковичем, то это будет колоссальное поражение для президента». «Тогда он получит жесткую политическую оппозицию, в том числе и к нему со стороны Тимошенко», — добавил он.

Но как понимать это — «в одной команде с Януковичем»? Присоединение «НУ» к антикризисной коалиции — или же и отказ Ющенко распустить парламент в т.ч.?

Нет сомнений, что в самое ближайшее время БЮТ поставит перед Ющенко вопрос ребром, четко и ясно: или роспуск парламента — или он, Ющенко, является «предателем майдана», т.к. позволяет работать этой коалиции. А с «предателями», естественно, никто церемониться не будет.

Т.е. Тимошенко просто ловко использует нынешнюю ситуацию с тем, чтобы в очередной раз навязать свою игру Ющенко. А Виктор Андреевич ей по сути потворствует. Он то признает легитимность избрания Мороза спикером — то его пресс-служба корректирует сообщение, исключая тезис о признании легитимности.

Глава секретариата президента Олег Рыбачук во время встречи с послами стран Европейского Союза 11 июля заявляет, что у президента «есть серьезные сомнения относительно легитимности провозглашенного во вторник объединения КПУ, СПУ и ПР». Указав, что согласно Конституции, 25 июля президент может получить право распустить Верховную Раду, поскольку к тому времени, вероятно, правительство не будет сформировано, Рыбачук добавляет: «Однако это последний инструмент президента. Он не сделает этого, если будет хотя бы самая малая возможность заставить Верховную Рада найти выход из ситуации и объединить Украину».

Примерно о том же заявил и лично Ющенко во время встречи с Морозом того же дня. Во время выхода к прессе президент отметил: «Разговор, который у меня был сегодня с председателем ВР, сводилось к тому, что председатель ВР избран вне соглашения коалиции. Я не говорю, что это невозможно, это просто усложняет все процессы, которые будут возникать как в рамках прошлой, так и будущей коалиции. Поэтому как можно скорее вернуться в процесс, когда бы Верховная Рада жила исключительно, за Конституцией и регламентом. Любой процесс ускорения решений без завершения де-юре первой коалиции и без правового обеспечения после истечения срока 10 дней другой коалиции в любом формате накладывает первое юридическое требование на поведение Верховной Рады. Попытку инициировать рассмотрение руководства ВР, распределение комитетов или любые другие решения, я расцениваю как попытку сузить переговорный процесс, не дать возможность увидеть перспективу логики действий на будущее…».

В целом позиция «НУ» и президента состоит в затягивании времени с целью получить поле для переговорного маневра с членами антикризисной коалиции, прежде всего с «регионалами». Однако – поскольку инструментом этого затягивания избрано оспаривание легитимности действий антикризисной коалиции — то это является еще и аргументом для Тимошенко в ее дестабилизационных сценариях (а они, подчеркнем, направлены в первую очередь против самого Ющенко).

Роспуск парламента в «пакете» с отменой политреформы?

Но есть и плюсы для президента в нынешней ситуации — бардака и хаоса, в т.ч. искуственно привнесенных в работу ВР: во-первых, увеличиваются аргументы в деле дискредитации политреформы в глазах украинских граждан (как предпосылки для ее пересмотра), а, во-вторых — более вескими становятся его доводы в необходимости обеспечить нормальную работу Конституционного Суда (мол, много вопросов, требующих разъяснения).

Есть ли у Ющенко возможность — при наличии желания — распустить ВР? Зацепки есть. Если же к этой «работе» подключить КС — тем более. Это и те самые временные сроки формирования Кабмина. Скажем, ст. 106 (п.9) гласит, что президент «вносить за пропозицією коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України, сформованої відповідно до статті 83Конституції України, подання про призначення Верховною Радою

України Прем’єр-міністра України в строк не пізніше ніж на п’ятнадцятий день після одержання такої пропозиції»… Представление на премьера Януковича Мороз подписал и отправил 11 июля. Если президент затянет время на все 15 дней, то формально получит право на роспуск. К тому же следует обратить внимание на слово «одержання» — президентский секретариат может получить предложение из парламента и через неделю, что еще величит временной люфт…

Или к примеру: ст. 90 Конституции предполагает, что «Президент України має право достроково припинити повноваження Верховної Ради України» если «протягом шістдесяти днів після відставки Кабінету Міністрів України не сформовано персональний склад Кабінету Міністрів України»… Т.е. к 25 июля должен быть сформирован ВЕСЬ состав Кабинета. Но не забудем, что кандидатуры главы МИД, министра обороны и руководителя СБУ подает президент. А он и может и не подать эти кандидатуры к положенному времени (или подать таких одиозных персон, что коалиция не проголосует за них — тогда он вообще разведет руками: сами, мол, и довели до роспуска)… И т.д. и т.п (все перечислять не будем)… Захочет — создаст основания для роспуска. К сожалению, на сей счет в Конституции прорехи имеются. По Букве! То, что это нарушение духа Основного закона — вопрос другой…

11 июля, комментируя на встрече с журналистами ситуацию в ВР, Ющенко заявил, что, по его мнению, одной из причин кризиса в парламенте является политическая реформа. «Политически не готов парламент к такой большой общенациональной ответственности», — указал он.

Как могут развиваться события далее в рассматриваемом контексте?.. К примеру так: 1) Президент добивается приведения к присяге судей КС (не важно — ДО голосования по кандидатуре премьера или после; тем более, что когда-то судей все-таки надо будет привести к присяге). 2) Далее некто (хоть бы и сам Ющенко) обращается в КС по поводу легитимности тех процессов, что ныне происходят в ВР (избрание спикера; формирование/распад коалиций; сроки создания коалиции и Кабмина и проч.) и получает «нужный» вывод – об имевшихся нарушениях, что автоматически ведет к 3) роспуску ВР и объявлении досрочных выборов, на проведение которых по Конституции дается 60 дней, 4) на фоне избирательной кампании следует еще одно обращение в КС — уже по поводу политреформы, которое КС оперативно рассматривает и выносит нужный президенту вердикт, 5) таким образом, состав избранного на досрочных выборах парламента уже не играет такого решающего значения для Ющенко, т.к. к президенту возвращаются дореформенные полномочия, а депутатов начинают «нагибать» в сторону поддержки нынешнего президента в его походе за вторым сроком (на что у президентских кругов будет достаточно времени — 3 года).

Конечно, это только вариант, и это только шанс для Ющенко «политически выжить». Им еще нужно суметь воспользоваться. Ведь созданные им обстоятельства — в т.ч. повышенная мотивация заполучить «сильное» президентское кресло — будут мотивировать на жесткую борьбу и всех остальных.

Антикризисная коалиция и президентские выборы

И в этой связи — сквозь призму президентских выборов — следует указать и другое. Нервная реакция со стороны «оранжевых» — что Ющенко, что Тимошенко — на формирование антикризисной коалиции объясняется еще и тем, что коалиция в формате ПР-СПУ-КПУ, особенно, если ее работа продлится достаточно долго, кардинальным образом меняет расклад сил перед будущими президентскими выборами.

Как и кампания-2004 (равно и парламентская гонка-2006), следующие президентские выборы пройдут под знаком соперничества «оранжевых» и «бело-синих». Оба конкурирующих лагеря идут, что называется, «ноздря в ноздрю». И в этой ситуации крайне важна позиция левых. Если же СПУ и КПУ вместе окажутся на одной стороне «баррикад» — то это будет та «золотая гирька», которая склонит чашу весов на одну из сторон.

До недавнего времени «оранжевые» могли рассчитывать (как и в 2004-м) на Мороза и его СПУ. Активно обхаживала Сан Саныча полевевшая Тимошенко — у которой в свете будущих президентских выборов гораздо больше шансов выйти во второй тур в качестве лидера «оранжистов».

После создания антикризисной коалиции ситуация изменилась. Теперь именно у «регионалов» больше шансов заручиться поддержкой левых.

В этой связи очевиден интерес Юлии Владимировны (у которой есть основания полагать, что Ющенко ей не соперник в «оранжевой» нише) сломать лево-центристскую коалицию, а еще лучше — добиться перевыборов (желательно с предварительным поднятием проходного барьера) с перспективой того, что левые (и СПУ и КПУ) не пройдут в парламент, а их электорат за время, оставшееся до президентских выборов «раствориться»-«перераспределиться», и часть получит и она («полевевшая»).

В этом плане «регигоналам» невыгодно исчезновение левых с политической карты Украины — им важно, чтобы они удержали свой электорат и обеспечили его поддержку на будущих президентских выборах. Само собой, для начала важно сохранить этих союзников – и одним из таких шагов могло бы стать обещание «регионалов» не только не поднимать проходной барьер в случае перевыборов ВР, но наоборот — опустить его (тех же голосов антикризисной коалиции хватит), скажем, до 2%, а то и вовсе 1%! К слову, такой шаг (нисколько не ударяющий по позициям Партии регионов — партии! — которая все-равно соберет «положенное») позволил бы создать основу для дробления блока «Наша Украина», а возможно и БЮТ — часть сил, входящих в указанные блоки, наверняка пошли бы отдельно, если бы почуяли перспективу самостоятельного попадания в ВР.

И уж точно чего не должны делать «регионалы» в данной ситуации, так это превращать отношения с СПУ и КПУ в разменную монету на переговорах с президентом и «Нашей Украиной». По имеющимся у нас достоверным данным, «регионалам» (а переговоры между ПР и «НУ» идут полным ходом) такие предложения поступали.

Абсолютно ясно, что сотрудничество с «НУ» и президентом для «регионалов» — это тактика. Сохранение СПУ и КПУ в качестве союзников — это стратегия. От того, как «регионалам» удастся пройти между этой Сциллой и Харибдой во многом будут зависеть и перспективы их кандидата на будущих президентских выборах.

Сергей ЛОЗУНЬКО, Газета «2000»

Exit mobile version