“Я не подчинюсь решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об отлучении меня от Церкви. …поскольку являюсь предстоятелем “украинской православной церкви киевского патриархата” и не имею никакого отношения к РПЦ”.Об этом заявил на одной из пресс-конференций патриарх УПЦ-КП Филарет. Сейчас он неожиданно вспомнил, что “не имеет никакого отношения к РПЦ”. Сейчас он неожиданно вспомнил украинский язык, от которого в свое время “отрекся”. “Трагедия сегодняшнего украинского православия в таком явлении, как филаретовщина. Ведь пока она будет существовать, кризис в украинском православии не минет” (“патриарх” Мстислав).Немного истории…
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить историю. Историю возникновения УПЦ-КП.
Вернемся, ненадолго, на 12 лет назад. Именно тогда, в 1992г. и возникла УПЦ-КП. Эту “церковь” создал и возглавил бывший киевский экзарх Филарет. Почему бывший? Потому, что в том же 1992г. украинские епископы на Харьковском Архиерейском Соборе сняли Филарета с должности предстоятеля УПЦ и за преступления перед Церковью (о них мы поговорим позднее) запретили священнослужение. Это решение, кстати, признали Предстоятели всех Православных Церквей мира, а также Римско-католическая церковь. Перед этим Филарет проиграл выборы на роль главы Русской Православной Церкви (Поместный Собор, тогда, выбрал патриархом Алексия II). Но Филарет не сдался, то есть не покаялся. И создал свою личную, “карманную” “церковь”. И назвал ее “красиво” – УПЦ-КП. Потом собрал лишенных сана монахов и сделал их “епископами” и “архиепископами”. Дальше – стал захватывать приходы и прочие владения для своих расстриженных “священников”.
“Монах Филарет не только не выполнил, как надлежит верующему человеку, запрет Церкви и не покаялся … но и путем обмана единолично завладел всеми финансами УПЦ … под видом объединения церквей состоялся грабеж всех православных Украины Филаретом.”
Под этим заявлением в газете “Голос Украины” от 29 мая 1997г. подписались 311 человек. Представители УПЦ, УАПЦ и других общественных организаций.
Но как скрыть это от “хронически безденежной” общественности? Да еще скрыть с выгодой для себя?
Все очень просто. Необязательно “изобретать велосипед”. Все отсутствующие финансы и прочие грехи нужно “повесить” на своего заклятого врага.
Заклятый враг Филарета и его УПЦ-КП известен – это Украинская Православная Церковь (УПЦ).
Обратите внимание. УПЦ легитимная церковь, признанная всеми. Каноническая. Чего нельзя сказать о УПЦ-КП. Вселенский Патриарх Варфоломей I сказал: “В Православии такого института, как УПЦ-КП, не существует, а Филарета никто не считает архиереем…” (Из доклада вице-премьер-министра М. Жулинского Президенту Украины Л. Кравчуку под N5-116 от 11 октября 1993г. после посещения Константинополя.).
Украинский чиновник, Ген.прокурор Украины В.Шишкин 20 августа 1993г. признал УПЦ-КП структурой, созданной незаконно.
Но незаконность существования своего “киевского патриархата” Филарета нисколько не смущает, и в результате появляется “арабская сказка” (иначе нельзя назвать) о том, что УПЦ ежегодно отправляет в Россию многие сотни миллионов (!) долларов США. Бедные отцы из УПЦ до сих пор то ли возмущаются, то ли оправдываются за это фантастическое преступление. Которого никогда не совершали. И не могли совершить…
Внести раскол в Церковь. Заразить общество махровым национализмом. Посеять вражду, ненависть и подозрительность ко всем инакомыслящим. Ради власти Филарет готов пойти на все. И в его “таланте” можно не сомневаться.
Харчев Константин Михайлович, бывший председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР, вспоминает: “…Митрополит Киевский Филарет среди членов Священного Синода был, пожалуй, самый грамотный… Всегда с честью выкручивался из сложных положений и всегда давал приемлемые для нас результаты… Прекрасный был исполнитель… (его работа) сводилась к защите и пропаганде партийной позиции… нет никакого давления на Церковь, Церковь у нас живет свободно-то есть, простите, бред сивой кобылы…”
Это не ошибка. Это говорит советский партаппаратчик и опытный коммунист о своем “лучшем” коллеге по “работе” в интервью в начале 90-х. Именно так. И никак иначе. Интервью брал Александр Нежный, журналист из “Огонька”. Нежный – фигура не случайная. Он знает о проблемах Церкви (в том числе и украинской) не понаслышке. Нежный-большой профессионал. Берет интервью у детей Филарета (у монаха Филарета, давшего обет безбрачия, по сведениям Янины Соколовской (“Известия”), две дочери, по сведениям А.Нежного – две дочери и сын); выискивает в архивах, кого комитет госбезопасности СССР называл в своих отчетах агентом “Антоновым”, еще с 1967 года (выяснилось, агент “Антонов”, Филарет и Михаил Денисенко одно и то же лицо); рассуждает о роли “матушки” Евгении Петровны Радионовы в церковных делах (“матушка”, практически, гражданская жена Филарета) и т. д. (журнал “Огонек” .N45, 48-49 (1991г.), N4 (1992г. ) Поэтому А.Нежного и Филарет и его “матушка” – Евгения Петровна, и другое филаретовское окружение, боится как огня. И понятно почему. Ведь Нежный знает о них гораздо больше, чем пишет в своих статьях.
Парламентарии Украины (О.Шевченко, М.Мотюк, В.Чорновил, И.Бойко, В.Ивасюк, А.Глуховский, С.Головатый, Т.Нагулко – всего 26 человек) в заявлении от 20 января 1992г. отмечали: “Не случайно Предстоятель Украинской Церкви митрополит Филарет правдами и неправдами ищет путей быстро заменив свои лозунги, чтобы заручиться поддержкой нового правительства и сохранить свою порочную систему управления Церковью… именно митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность со службами КГБ, чтобы угодить власти КПСС, прослужить безбожному правительству не столько в интересах Церкви, сколько ради карьеры и возможности держать церкви в Украине в руках единоличной диктатуры. Все это отталкивает от церкви людей, сводит на нет проповедническую, миссионерскую работу честного священства, углубляет вражду и содействует расколам.”
Обратите внимание на предложенные фамилии депутатов, которые подписали это заявление. Это не коммунисты. И даже не демократы. Это именно те люди, которых мы называем “щири украинцы” Некоторые из них, в свое время, отсидели сроки за “национализм”. О чем эти люди предупреждают нас в январе 92 года?. О том, что Филарет вовремя сообразил “откуда ветер дует”. Быстро сообразил.
“Он, Филарет, и Лавру закрывал, и семинарию закрывал в шестьдесят первом… А когда на Украине Рух начался, Филарет нас специально созвал: Вы с руховцами никакого дела не имейте. Это бандиты, это провокаторы… Филарет говорит, надо Родине помогать… властям доносить…” Вспоминает архимандрит Пимен (Соболев) еще о “советском” Филарете.
“Украина как независимая держава вряд ли должна закрывать глаза на присутствие на своей территории влиятельной структуры, напрямую подчиненной заграничному центру…”
Эта установка уже “незалежного” Филарета. Еще недавно “патриарх УПЦ-КП” призывал своих священников помогать “заграничному центру”. Еще недавно борцов за независимую Украину он называл бандитами и провокаторами.
Но об этом Филарет уже вряд ли вспомнит.
Феодосий-митрополит Полтавский и Кременчугский вспоминает:”… Этот “патриот” (Филарет) никогда не говорил на украинском языке, и не потому, что не мог, а просто не хотел… отрекся от него. Он знал, что так быстрее сможет сделать карьеру. И он ее сделал.”
Все правильно. В советские времена украинский язык был, мягко говоря, не в моде. Для того, чтобы сделать в УССР карьеру нужно было забыть о нем. Забыть напрочь. А всех тех, кто продолжает “упрямо” вспоминать “ридну мову”, называть, например, “петлюровцами”.
“Я не подчинюсь решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об отлучении меня от Церкви. …поскольку являюсь предстоятелем “украинской православной церкви киевского патриархата” и не имею никакого отношения к РПЦ”.
Об этом заявил на одной из пресс-конференций патриарх УПЦ-КП Филарет. Сейчас он неожиданно вспомнил, что “не имеет никакого отношения к РПЦ”. Сейчас он неожиданно вспомнил украинский язык, от которого в свое время “отрекся”.
“Трагедия сегодняшнего украинского православия в таком явлении, как филаретовщина. Ведь пока она будет существовать, кризис в украинском православии не минет” (“патриарх” Мстислав).
Одесский захват
В Одессе Филарету не повезло. Местное духовенство еще в 1992г. встретило его “киевский патриарх” недружелюбно. А еще точнее выразиться, “в штыки”. Но Филарет, опять же, не сдался. Ведь с Одессой связаны его лучшие юношеские годы. Годы учебы в Одесской Духовной Семинарии.
Тем более есть за что бороться. Почти 20 храмов в одной только Одессе. Почти 400 священников в Одесской области. Один восстанавливаемый Спасо-Преображенский собор чего стоит. Все это УПЦ.
“Пока…” – подумал Филарет и создал тот самый Украинский южный богословский институт им. “митрополита” Василия Липкивского.
УПЦ-КП в Одессе похвастаться особенно нечем. Храм Рождества Христова в ремонте. Свято-Троицкий храм разместился в бывшем летнем кинотеатре “Спутник”. Храм Георгия Победоносца слишком мал по площади. Есть еще, как тонко выразился эконом из УПЦ-КП, “церквушки” в торговом порте и на “7”-м километре.
Патриарх УПЦ-КП не мог мириться с таким слабым положением своего “киевского патриархата” в Одессе. Поэтому и появилось учебное заведение. Где, официально, учатся будущие философы-религиоведы, а неофициально, “боевые кадры” для УПЦ-КП. Лучшие-станут “священниками” (УПЦ-КП, кстати, этого не скрывает), остальные, видимо, боевиками. И те, и другие, нужны УПЦ-КП в Одессе, как воздух, это факт.
Возьмем, к примеру, силовую поддержку. Без нее не было бы никакой УПЦ-КП.
Сообщение пресс-службы УПЦ по поводу событий 8 марта 1993г. в Тернополе (газета “Голос Украины”. 5 мая 1993г. ):”Митрополит УПЦ-КП Антоний Масендич в рамках его архипастырского посещения Тернополя вместе с депутатом Верховного Совета Украины Червонием и при поддержке боевиков УНСО совершил позорное нападение на помещение Тернопольского епархиального управления УПЦ и захватил его. Молодчики УНСО…избили церковнослужителей и выбросили их на снег, на улицу…”
Но Одесса город своеобразный. Здесь силовую поддержку организации УНА-УНСО не купишь, как обычно делает Филарет. УНА-УНСО в Одессе “не любят”. Им, беднягам, самим часто достается у памятника Тарасу Шевченко. Что делать? Не будут же священники УПЦ-КП брать в руки арматуру. А идти с голыми руками Филарет и его люди не привыкли. Значит нужно самим вырастить “боевых птенцов”. Расчет прост. Бесплатное обучение и проживание в общежитии и прочие блага нового института сделают свое дело.
Обратите внимание. УПЦ-КП для своих студентов предлагает бесплатное проживание в общежитии. Что из этого следует? Видимо Филатет уже не доверяет одесситам. Вся его надежда-иногородние. Молодые люди из многочисленных населенных пунктов и прочих поселков мало разбираются в хитросплетениях церковного противостояния. Им легче всего “навешать лапшу” о государственной опасности для Украины канонической УПЦ. Секретарь Филарета Борис Табачек в 1997г. выступая в с. Григоривка (Киевская обл. ) прямо так и сказал: УПЦ, – говорит, – “заклятый враг всего украинского”. “Святой отец” забыл, видимо, чему учит апостол. “Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос”. (Кол. 3, 11). Впрочем, если Филарет страдает от “провалов в памяти”, что говорить про какого-то секретаря… “Епископ” Одесско-Балтский Паисий (УПЦ-КП) в альманахе “Религиозная Одесса” пишет: “Киевский патриархат ежедневно присоединяет к церкви новые приходы по всей Одесщине”.
Как знать, может и эта сказка когда-нибудь станет былью.
Список источников.
1. Александр Нежный. журнал “Огонек”. N45, 48-49 (1991г.), N4 (1992г.).
2. газета “Голос Украины” 29 мая 1997г. , 5 мая 1993г. , 8 апреля 1997г.
3. газета “Известия” 30 июня 1992г.
4. Феодосий – митрополит Полтавский и Кременчугский. “На захист православноi церкви вiд фiларетiвського розколу”. Полтава, 1997г.
5. www.va.orthodox.org “Украинское православие”.
Олег РУССКИЙ Отечество