Что теперь скажет Хорошковский?

Валерий Хорошковский – действительно не настоящий хозяин «Интера». Он лишь управляет телеканалом. Константин Григоришин таки купил «Интер», но не для себя. Таковы результаты независимого журналистского расследования.Журналисты «УК» достали оригинал договора, по которому был продан «Интер». ПРЕДЫСТОРИЯ

Мы начали расследование в середине августа, когда шумиха вокруг телеканала достигла апогея. Каша завалилась 8 августа, когда газета «Коммерсант» опубликовала скандальный материал, в котором сообщила, что телеканал «Интер» два года принадлежал Александру Абрамову, владельцу российского металлургического холдинга Evraz Group. Валерий Хорошковский, который все это время усиленно выдавал себя за хозяина, оказался подсадным лицом – современным Фунтом, одним из самых ярких персонажей книги «Золотой теленок». Тот самый, который «сидел при Николае Втором «Кровавом»…».

Газета не смогла доказать эти заявления, как и тот факт, что Абрамов продал 61% акций телеканала украинским олигархам Дмитрию Фирташу и Виталию Гайдуку за 600 млн. долларов. Единственное, журналисты упомянули некий опцион на покупку «Интера», который в 2005 году имел известный российский олигарх Константин Григоришин. Однако он не успел им воспользоваться, потому что бывший хозяин телеканала Игорь Плужников умер, и буквально за несколько дней «Интер» был перекуплен неизвестными, от имени которых выступал Хорошковский.

Все это резко расходилось с официальной версией, согласно которой Хорошковский с лета 2005 года является хозяином телеканала и еще целой группы обслуживающих предприятий. Уже два года олигарх упорно доказывает, что это его «личный бизнес», из которого он пока не собирается выходить. В официальных планах Хорошковского – в 2008-2009 году провести IPO телеканала, чтобы «разогнать» его цену до 1 млрд. долларов. Таким образом, продавать «Интер» сейчас за 600 млн. долларов не имеет смысла.

Естественно, на газету тут же подала в суд компания «Украинская национальная ТВ-корпорация», на которую зарегистрирован бренд «Интер». Председателем наблодательного совета УНТК является Хорошковский, который тут же заявил, что все написанное – это провокация, специально устроенная в канун выборов. В том же духе высказались Гайдук и Фирташ, а в офисе Абрамова даже не стали комментировать ситуацию.

Казалось бы, скандал должен был тихо «умереть» в суде. Однако совершенно неожиданно в интернете и печатных изданиях начался шквал публикаций. В одних из них Хорошковского защищали, в других – доказывали правоту «Коммерсанта». Однако ни в одной из этих статей не было приведено ни единого твердого доказательства. По сути, наши коллеги-журналисты попросту обменивались мнениями на самую модную тему месяца. «УК» решила выяснить истину.

СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР ПЛУЖНИКОВА С ГРИГОРИШИНЫМ

Мы пошли по следу, который указал «Коммерсант», и достигли желаемого результата. «УК» совсем недорого удалось получить на руки соглашение, которое было подписано 19 апреля 2005 года между Плужниковым и Григоришиным. В том, что это оригинал, вы можете убедиться самостоятельно – ниже приведены десять страниц копий документа, на каждой из которых стоят подписи обоих олигархов.

Естественно, соглашение секретное. Прочитав его, сразу стало понятно, почему. Он проливает свет на слишком многие моменты из прошлого и настоящего телеканала.

Во-первых, впервые документально подтверждается, что Плужников был настоящим хозяином «Интера». Вскользь об этом говорится на первой странице, а более подробно – на шестой странице в пункте 13. При подписании соглашения депутат гарантировал, что имеет все права на почти семь десятков объектов, которые не имеют никаких юридических обременений. Хотя известно, что при жизни сам Плужников заявлял, что не является хозяином «Интера», а после его смерти существовало множество версий о том, что всеми правами владела жена депутата.

Во-вторых, Хорошковский действительно не соврал в отношении суммы, за которую был куплен канал. В 2005 Плужников просил за свои активы примерно 270 млн. долларов. А именно – 273,88 млн. долларов. За эти деньги Григоришин должен был получить активы, разделенные на три группы. В первой ему достались бы 90% акций, во второй (включала непосредственно «Интер») – 61%, в третьей – 20%. Плужникову, соответственно, оставались 10%, 10% и 80%. Со временем структура собственности могла изменяться по обоюдному согласию.

В-третьих, Григоришин собирался купить не просто «Интер». По договору, ему должны были перейти сам канал и огромное «подсобное хозяйство». Сделка должна была проходить в два этапа, которые описаны на страницах 3 и 4 соглашения. До 25 мая представители Григоришина должны были проверить документы, предоставленные Плужниковым, а уже до 1 июля – полностью переоформить все активы на нового хозяина.

В-четвертых, после переоформления два бизнесмена собирались сообща управлять «Интером» и остальными компаниями. Специально для этого между сторонами был подписан некий Меморандум, в котором, очевидно, разъяснялись права и обязанности каждой стороны. Григоришин по договору гарантировал, что будет защищать права Плужникова как миноритарного акционера.

ГРИГОРИШИН ВСЕ-ТАКИ КУПИЛ «ИНТЕР»

Но самой главной тайной, которую скрывал документ, оказалось имя истинного покупателя «Интера». Оказывается, это вовсе не Хорошковский. Телеканал достался Григоришину!

Хорошковский имел отношение к сделке. Совершенно неожиданно его имя встречается в пункте 15.10 соглашения. Григоришин и Плужников договорились, что назначат человека, который будет официально заявлять, что является хозяином всей группы предприятий во главе с «Интером». Выбор пал на Хорошковского – «до дальнейшего уведомления».

Судя по заявлениям, сделанным за последние два года, бизнесмен очень хорошо справляется со своей задачей. И поэтому «дальнейшее уведомление» упорно не приходит. Правда, можно представить, как ему портят кровь разоблачительные публикации в «Коммерсанте» и других изданиях.

Выявление истинной роли Хорошковского поставило бы под угрозу само существование «Интера». Согласно законодательству, иностранцам не могут принадлежать более 49% телеканала. Сегодня официально 29% «Интера» контролирует российское ОРТ. Еще для одного иностранца просто не остается места. Значит, контроль со стороны Григоришина – это откровенное нарушение законодательства, и может стоить каналу лицензии на вещание.

Сколько платят Хорошковскому за столь нервную работу, трудно даже представить. Шутка ли – нанять миллионера, бывшего министра экономики и замсекретаря СНБО на коммерческую должность? Можно только догадаться, что цифра годовой зарплаты имеет шесть, если не семь нулей.

КТО СТОИТ ЗА ГРИГОРИШИНЫМ.

Соглашение между Плужниковым и Григоришиным сенсационное, но оно не дает ответы на все возникающие вопросы. Главный из них – почему за два года новый хозяин ни разу не «засветился», используя медиа-ресурс в своих интересах?

Напомним, Григоришин считается крайне агрессивным бизнесменом. В Украине его интересуют слишком многие объекты – порты, судостроительные заводы, облэнерго, металлургические заводы, банки, зерноторговые и строительные компании – все, что приносит деньги. За глаза, его «специализацией» считаются рейдерские захваты. Помимо юридической и силовой составляющей, они требуют активной медиа-поддержки.

Вероятно, единственно разумное объяснение пассивности Григоришина состоит в том, что и он не является реальным хозяином телеканала. Вероятнее всего, «Коммерсант» оказался прав, отдав все права собственности Александру Абрамову из Evraz Group. Но и на нем цепочка владельцев не замыкается.

Таким образом, сложилась очень сложная вертикаль власти на «Интере». Хорошковский прикрывает грудью реальных собственников и, очевидно, занимается общим развитием бизнеса. Он продолжает вмешиваться в работу журналистов, за что его очень не любят в коллективе «Интера».

Впрочем, теперь у него прибавится проблем. Хорошковский слишком заврался. Теперь придется показать «свой» договор купли-продажи канала. Или признаться что у него его попросту нет.

Сергей Наливайко, специально для УК

Читайте также: