Убийство экс-президента Азовского морского пароходства (АМП) Анатолия Бандуры украинские СМИ восприняли как-то рутинно. Как будто расстрел руководителя, пусть даже бывшего, одной из четырех имеющихся в Украине судоходных компаний – явление сугубо “рабочего порядка”. Традиционно для Украины не высказали обществу свою озабоченность очередным резонансным убийством, в придачу – заказным, руководители правоохранительных ведомств. Дурная традиция умалять в глазах общественности значение громкого ЧП, каким является заказное убийство, не способствовует успешному раскрытию преступлений подобного рода.Между тем “жизнеспособных”, если так будет уместно выразиться, версий произошедшего, на наш взгляд, всего две.
Версия первая:
причиною трагической гибели Бандуры стали значительные суммы средств, лежащие на счетах различных оффшорных компаний, учрежденных покойным с компаньонами в конце 90-х – еще в бытность Анатолия Бандуры руководителем АМП. На этих счетах якобы аккумулировалась часть прибыли пароходства, утаиваемая от государства. Возможно, часть этих средств была предметом неафишируемых притязаний со стороны былых партнеров г-на Бандуры.
Версия вторая:
экс-президента АМП застрелили, чтобы устранить его, как носителя опасной информации: он прекрасно знал, кто и каким образом завладел некогда государственным (в статусе арендного) предприятием с большим экономическим потенциалом. По реплике нового министра транспорта Евгения Червоненко ( “Украинская правда”, 29.03.2005г.) можно предположить, что приватизация АМП, равно как и деятельность этой компании на современном этапе, стала предметом пристального интереса Кабмина. А кто, как не Бандура, владел всей полнотой информации о делах и судьбе пароходства? Опять же, реплика Е.Червоненко, возможно, говорит о том, что новые власти пытались привлечь претерпевшего от властей старых Бандуру к сотрудничеству. И кто-то заинтересованный эту попытку пресек…
Скандал вокруг АМП разразился в конце 1999 года. Вдруг вскрылось, что некогда преуспевавшее пароходство работает едва ли себе не в убыток. Корабли АМП “растворяются” в просторах Мирового океана. А стремительно сокращающийся “коллектив” судоходной компании, имеющей статус арендного предприятия, вовсю готовится к приватизации арендуемого имущества. И это на фоне систематического сокрытия валютной выручки за рубежом, незаконной распродажи имущества пароходства и утере позиций на рынке грузоперевозок.
Инициатором скандала вокруг АМП стало УСБУ по Донецкой области – конечно же, с санкции руководителя СБУ того времени Леонида Деркача. По прошествии времени можно предположить, что “разрыв” команды руководителей пароходства под единоначалием Бандуры был хорошо спланированной акцией “донецких”. А именно той их “фракции”, которая впоследствии остатками пароходства и завладела. Справедливости ради стоит отметить, что происки недоброжелателей Бандуры не были столь успешны, если бы команда А.Бандуры сама не вложила козыри в руки своих противников. А козыри эти были – массовые и системные нарушения законности на вверенном ей, команде, предприятии.
“Арендаторы сумели получить широкие полномочия по распоряжению собственностью одного из крупнейших в стране морских перевозчиков. В частности, руководство АМП самостоятельно решало такие принципиальные вопросы, как сдача теплоходов в долгосрочный фрахт, определение стратегических партнеров за границей и даже продажу плавсредств за долги или, ввиду естественного старения, на металлолом. К примеру, АМП были проданы относительно новый крупнотоннажный теплоход “Донбасс”, вся выручка за который пошла на погашение долгов по зарплате, и “Сурен Спандарян”, деньги, за который так и не были получены. Стартовые цены многих проданных кораблей, были, как говорят специалисты, мягко говоря, скромными, нередко корабли уходили на вес, по цене металлолома, хотя были на 100% укомплектованы аппаратурой для дальнейшей эксплуатации.
Десятилетие хозяйствования арендаторов привело к тому, что в иностранных портах за долги оказались под арестом около 10 судов, треть флота практически не функционировала, а коммерческая деятельность 30 теплоходов на просторах мирового океана официально приводила лишь к огромным убыткам. Стала обычной практика, когда судно, якобы в поисках сказочно выгодного фрахта, направлялось куда-нибудь на край света, а там, у потенциального съемщика неожиданно возникали финансовые проблемы, в результате чего корабль, безнадежно увязший в долгах, продавали за бесценок” (news.finance.ua).
«УК» впервые публикует ряд документов, проливающих свет на злоупотребления в АМП времен А.Бандуры:
В пользу второй – “реприватизационной” – версии причин убийства экс-руководителя АМП говорит и следующий факт. Накануне расстрела, 10 марта 2005 года, 2,5 тысячи бывших работников Азовского морского пароходства обвинили Фонд государственного имущества в доведении компании до банкротства. Об этом говорилось в открытом письме экс-работников АМП к Президенту Виктору Ющенко и новому председателю Государственной администрации в Донецкой области Вадиму Чупруну. Вот некоторые положения этого письма:
«Региональное отделение Фонда госимущества в Донецкой области, досрочно, до окончания Договора аренды госимущества между АМП и ФГИУ, в январе и феврале 2003 года передало все 33 судна в аренду «Торговому флоту Донбасса» (ТФД, Мариуполь, Донецкая область)», – сказано в письме. Таким образом, коллектив пароходства остается без основных производственных фондов, а значит без средств существования. В обращении так же сказано, что экс-работники АМП просят вернуть 5 судов из 33, переданных судоходной компании ТФД. ФГИ также передал админздания, автотранспорт, офис в Киеве, гостиницу и другое имущество. «Коллективу АМП ничего не оставалось, как объявить о ликвидации, а затем заявить в суде о банкротстве предприятия», – говорится в сообщении.
Также экс-работники АМП просили Ющенко и Чупруна разобраться в передаче ТФД другого имущества АМП и способствовать возврату денег, затраченных АМП на приобретение специального оборудования для судов на сумму более 1,6 млн. долларов. А также на топливо, находящееся на борту судов в момент их передачи ТФД (около 900 тыс. долларов).
Нетрудно предположить, что за этой попыткой пересмотреть итоги приватизации АМП стоял прежний менеджмент компании. Напомним, что Хозяйственный суд Донецкой области своим постановлением от 3 декабря 2004 года признал банкротом Азовское морское пароходство. А еще раньше – в конце апреля 2003 года – АМП передало ФГИ 33 судна, которые брало в аренду.
Итак, 10 марта нынешнего года “письмо моряков” попало не только в Кабмин и секретариат Президента, но и в СМИ. А вечером 22 марта А.Бандура был застрелен неизвестным возле своего дома в предместье Киева. В Бандуру стреляли из пистолета, предположительно из ПМ (на месте преступления обнаружена гильза). Бандура получил слепое ранение в грудь, от которого скончался…
P.S. Сегодня ревизии подвергается многое из совершенного прежней властью. В это смутное время у фигурантов громких скандалов и уголовных процессов, вдруг оказавшихся у власти, возникает соблазн “пересмотреть” прошлое и явить общественности “новый взгляд” на события пяти-, десятилетней давности.
Например, губернатор Николаевской области Александр Садыков в своем интервью (“Украинская правда”, 29.03.2005г.) однозначно высказался за невиновность Кудюкина, экс-президента другой судоходной компании – Черноморского морского пароходства. Осужденного к длительному сроку лишения свободы. Именно Кудюкина обвиняли в том, что некогда один из крупнейших торговых флотов мира перестал существовать: его банально разворовали. По “делу ЧМП” ранее проходил и сам новоназначенный губернатор Николаевщины. Почему господин Садыков, чья, надо полагать, принципиальность отмечена номером 104 в списке “Нашей Украины”, решил поведать правду именно сейчас – объяснить легко.
Принять – трудно…
«УК»