Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Трубы им мало! Россияне хотят держать украинский интернет «под колпаком»

Российские чиновники хотят контролировать весь русскоязычный сегмент интернета. Украинские интернетчики также могут оказаться под прицелом. Украинское интернет-пространство, по сравнению с веб-сферой других стран, можно считать свободным от цензуры. Хотя намеки на усиление государственного контроля в этой сфере то и дело возникают…

И на вопрос — «Почему мы до сих пор держимся?» — можно дать четкий ответ: потому что у власти пока не сформировалась однозначная политика в отношении интернета. С одной стороны время от времени регистрируются законодательные инициативы, целью которых является закручивание гаек свободолюбивым пользователям всемирной паутины. С другой стороны, некоторые государственные деятели всеми средствами стемятся быть «ближе к народу» — ведут онлайн-дневники, заводять странички на Facebook и т.д.. то есть демонстрируют открытость и лояльность к новому коммуникационному простанству.

Очевидно, что интернет для политической элиты — это как бельмо на глазу: все ее проколы видны как на ладони, любое неосторожное высказывание расходится в сети за считанные секунды. И к тому же в онлайне может очень долго жить оппозиция, даже если у нее закончатся деньги на реальные майданы.

На прошлой неделе прозвучал еще один тревожный сигнал для отечественной WWW. На заседании в Минске координационного совета генпрокуроров России, Беларуси и Казахстана, активно обсуждался вопрос контроля интернет-публикаций и регулирования социальных сетей. Генпрокуроры настроены решительно: необходимо жесткое законодательное регулирования этой сферы, возможно, даже на уровне ООН.

«Только в русском сегменте — сотни сайтов, призывающих к экстремизму и терроризму. Сегодня в Казахстане прокуратура принимает жесткие меры — и мы смогли добиться закрытия десятков сайтов. Вопросы контроля социальных сетей, за интернетом — это вопрос будущего, государства должны совместно противостоять этому злу», — заявил в генпрокурор Казахстана Асхат Даулбаев.

Новым в таких заявлениях стал акцент на социальных сетях, которые в этом году стали движущей силой многих революционных движений.

Что касается Украины, то напрямую данная дискуссия в рамках ОДКБ, на первый взгляд не касается. Правда, можно отметить и тот факт, что за последние несколько лет попытки введения контроля интернета на законодательном уровне в Украине предпринимались не раз.

Достаточно вспомнить нашумевший несколько лет назад «Закон 404». Согласно проекту документа, операторы и провайдеры обязаны хранить информацию обо всех соединениях клиента с интернет-ресурсами, которые он посетили. Инициатива была разработана под громким лозунгом о необходимости победить детскую порнографию. Но по факту на операторов хотели возложить полицейскую функцию — обязанность следить за всеми действиями своих абонентов в интернете.

Еще несколько правительственных законопроектов (№№ 6603 и 7011), которые могли ограничить деятельность интернет-изданий, могли попасть в зал голосований в начале этого года. Они предусматривали изменения системы регистрации информационных агентств. «От любого, кто собирает и распространяет информацию, например, в интернете, Министерство юстиции сможет требовать регистрации и устанавливать штрафы за ее отсутствие», — рассказывал тогда народный депутат Андрей Шевченко. Но ни одному из проектов, которые спровоцировали волну общественного недовольства, так и не удалось стать законом.

Примечательно, что к интернету и телекоммуникациям нынешняя власть очень долго искала подход. Госограны, которые должны отвечать за развитие сетевых ресурсов, формируются еще по сей день. Следовательно, и однозначной политики надзора еще нет. Верховная правительственная профильная структура — Государственная администрация спецсвязи и защиты информации начнет полноценно работать только с октября.

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи ждет указа президента, чтобы ее название продолжилось словами «…и информатизации». Координационный совет органа, которого правительство еще в начале 2000-х наделило функцией присмотра за отечественным доменным пространством — «Украинский сетевой информационный центр», не может собраться уже несколько лет. В результате, власти остаются очень далеки от того, какие организации и как получают свои интернет-имена.

Но в то же время и нельзя сказать, что пока не реализованные желания и планы правительства не просвечиваются сквозь обтекаемые заявления чиновников и «пробные проекты».

Вот что говорил в своем первом интервью «Комментариям» назначенный в начале года президентом Виктором Януковичем глава НКРС Петр Яцук:

«Потребители уже удовлетворили свои основные потребности в голосовых услугах, звонках друг другу. На следующем этапе абоненты предпочитают общаться посредствам генерирования собственного контента и обмена информацией. Этим объясняется рост популярности социальных сетей. Эти услуги стоит активнее развивать, ведь, общаясь, человек чувствует себя причастным к определенному сообществу и удовлетворяет свои новые потребности в общении в более интересной форме.

Поэтому на следующем этапе развития телекоммуникаций нам представляется необходимым расширение спектра услуг за счет конвергенции составляющих: технической и интеллектуальной (контент). Хочу сразу же уточнить: мы в вопросах регулирования никогда на контент в Интернете не влияли и не будем этого делать. Однако определенный симбиоз между этим направлением и нашей сферой деятельности должен быть».

Не так легко понять, что имел в виду глава регулятора под словом «симбиоз». Но через месяц появился правительственный законопроект, который уполномочил НКРС регулировать не только связь, но и информатизацию.

Естественно, каких-то кардинальных шагов по контролю за распространением информации власть еще не предпринимала. Но, тем не менее, уже были приняты некоторые законодательные изменения, которые проиллюстрировали, как просто и быстро может измениться онлайн мир. Так, в январе вступил в силу закон о хранении персональных данных. А в месте с ним и норма постановления НБУ № 280, согласно которой обработка информации о банковских операциях и ее хранение должно осуществляться на серверах или иной компьютерной технике, физически размещенной на территории Украины. Для иностранных банков это означает, что им придется осуществлять работу с серверов, которые базируются только в нашей стране.

Это решение прошло под куполом очень легко. Поэтому нельзя исключать того, что подобные законопроекты могут появиться в ближайшее время и в отношении хранения других видов информации, не только финансовой. Формальная причина может быть вполне резонной — обеспечение национальной безопасности. В таком случае под контроль попадают все ресурсы, чьи «внутренности» находятся в Украине, а заход сайты других государств просто-напросто будет блокироваться оператором под угрозой потери лицензии.

Таким образом, из Украины легко можно сделать Китай, который славится своей войной против Google, Wikipedia и другими драконовскими мерами. Вопрос в том, выгодна ли такая стратегия украинской власти? В такой форме, конечно, вероятно, вряд ли. Но не стоит забывать, что украинская аудитория интернета — это, кроме всего прочего, одна из весомых составляющих Рунета. Сайты, на которые украинские пользователи заходят чаще всего, — Вконтакте, Mail.ru, Yandex.ru и пр. — контролируются российскими компаниями. Поэтому если наши соседи все-таки решат строить великую российскую стену вкруг своих интернет-владений, то Украина так или иначе попадает в этот лагерь, не зависимо от того, считаем ли мы себя европейцами или нет.

Автор: Станислав Юрасов,  Comments.UA

Exit mobile version