Деятельность ЦРУ пребывает под постоянным жестким контролем законодателей США. Однако, это отнюдь не всегда помогает. Американские разведчики с завидной регулярностью нарушают закон. Что не есть пример для подражания их украинским коллегам. Время от времени в США поднимается вопрос о расформировании ЦРУ, но спецслужбе удается отстоять себя. Не взирая на грандиозные провалы, последний из которых датируется 11 сентября 2001 года. Все это – дополнительный повод для родных законодателей потрудиться над созданием эффективной системы контроля за деятельностью специальных и правоохранительных служб.В 1947 году Конгресс США принял решение о создании Центрального Разведывательного УправленияCentral Intelligence Agency. ЦРУ заменило существовавший в годы Второй Мировой войны Офис Стратегических СлужбOffice of Strategic Services, также выполнявший разведывательные функции. ЦРУ подчиняется Национальному Совету по РазведкеNational Security Council, в состав которого входят президент США, вице-президент, госсекретарь, министр финансов и некоторые другие члены Администрации США, советники президента по вопросам безопасности. Кроме того, в работе Национального Совета по Разведке могут участвовать руководители силовых ведомств. В 1949 году директор ЦРУ получил право тратить средства, выделенные его организации, не отчитываясь за них. Лишь в 1997 году впервые достоянием гласности стал бюджет ЦРУ. В 1997 году он составил $26.6 млрд., в 1998 году – $26.7 млрд. Данные на 1999 год пока недоступны. Количество сотрудников ЦРУ до сих пор является государственной тайной.
В 1975 году был создан сенатский Комитет Черча (назван по имени сенатора Фрэнка Черча), который расследовал деятельность ЦРУ. Поводами для создания этой структуры стал “Уотергейтский скандал” (сотрудники президента Никсона использовали агентов спецслужб для слежки за его политическими противниками) и сообщения о о том, что ЦРУ планировало провести несколько убийств иностранных государственных лидеров. В результате работы Комитета Черча обе палаты парламента США создали особые комитеты по разведке. В 1980 году ЦРУ обязали постоянно отчитываться перед ними.
Всего с 1949 по 1974 годы Конгресс США четыре раза проводил специальные слушания, расследуя международные скандалы, связанные с ЦРУ. В ходе расследований становилось известным, что сотрудники этой спецслужбы периодически нарушали закон. Наиболее громкие скандалы разразились в 1973 и 1987 годах. В 1973 году выяснилось, что ЦРУ проводило секретные операции внутри США, что строжайше запрещено этой спецслужбе. Как было объяснено, это делалось с целью проверки состояния системы защиты государственных секретов.
В 1982 году Конгресс США запретил оказывать поддержку никарагуанским контрреволюционерам. До этого ЦРУ помогало сначала диктатору Анастасио Сомоса в его борьбе с левыми повстанцами из Фронта имени Сандино (их поддерживали Куба и СССР), а после его свержения в 1979 году – его сторонникам (“контрас”), которые вели партизанскую войну против сандинистов. Тем не менее, этот запрет был нарушен. В 1985 году Совет Национальной безопасности США принял решение продать Ирану оружие. Пикантность ситуации заключалась в следующем: до недавнего времени Иран, где правил шах Реза Пехлеви, был стратегическим союзником США в этом регионе. Однако в стране произошла исламская революция, шаха свергли, а новые правители страны были настроены крайне антиамерикански. Вдобавок, иранские студенты захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники дипломатов и членов их семей. Попытка США освободить заложников военным путем закончилась провалом. Однако США были основным поставщиком оружия для иранской армии, которая в тот момент вела кровопролитную войну с Ираком. Иранцы нуждались в боеприпасах и запчастях для военной техники. Администрация Рейгана решила продать враждебному Ирану оружие, надеясь таким путем способствовать освобождению заложников. Средства, вырученные от этой сделки, было решено направить в Никарагуа, для поддержки контрас. Когда эта история стала достоянием гласности, в 1987 году Конгресс США провел специальные слушания и, в частности, принял решение усилить гражданский контроль за деятельностью спецслужб.
В результате, в 1989 году Конгресс США создал пост генерального инспектора ЦРУ. Это независимый чиновник, который назначается президентом и утверждается Сенатом США. Его главная задача – следить, чтобы спецслужбы не злоупотребляли своими возможностями и соблюдали закон. В 1994 году разразился новый скандал. Олдрич Эймс, высокопоставленный сотрудник ЦРУ, и его жена Розариа были осуждены за шпионаж в пользу СССР и России. Эймс передавал секретную информацию с 1985 по 1994 год. Результатом его деятельности стала гибель девяти американских агентов в СССР и раскрытие секретов разведывательной техники, применявшейся ЦРУ. Конгресс США провел закрытые слушания и вновь создал комиссию по расследованию причин подобной небрежности ЦРУ и предотвращению подобных проблем в будущем.
В Вашингтоне долгое время обсуждалась идея вообще закрыть ЦРУ и создать новое разведывательное агентство, которое бы приняло на себя функции ЦРУ, начав работу “с чистого листа”. В 1996 году эти планы потерпели крах. Причиной стало активное сопротивление Пентагона, не заинтересованного в расформировании ЦРУ. Конгрессмены, тем не менее, предоставили директору ЦРУ больше полномочий. Впрочем, законодатели США смогли поставить во главе ЦРУ человека, не имевшего опыта работы внутри этой спецслужбы. В 1997 году Джордж Тенет, бывший сотрудник Комитета по разведке Сената США, стал главой ЦРУ.
Теракты 11 сентября 2001 года показали, что разведка США недостаточно хорошо выполняет свои задачи. Конгресс США создал особую комиссию по расследованию причин этого провала. Комиссия, в частности, установила, что сотрудники ЦРУ предпочитают получать информацию из открытых источников, а не заниматься агентурной работой. В Вашингтоне некоторое время обсуждались планы реформирования спецслужб на основе опыта британских разведчиков.