По разным оценкам, доля теневого капитала в Украине составляет от 40 до 70% годового бюджета. Следовательно, теневым гигантом кто-то должен управлять: у него должны быть свое правительство, свой премьер, в конце-концов, свой президент. В этой связи представляется актуальным вопрос: так кто же руководит Украиной? На самом высоком уровне из уст первых лиц страны теневой капитал называют одной из главных составляющих нестабильности экономики, что в конце-концов может вызвать неконтролируемые процессы в государстве. Собственно, самого существования теневой экономики не следует пугаться, ее нужно принять как данность, как вечную и непобедимую преступность, например. Теневая экономика начинает представлять реальную угрозу, когда она приобретает гипертрофированные масштабы. Сопоставим цифры, приводимые Всемирным банком реконструкции и развития. По оценкам его экспертов, доля теневой экономики по отношению к валовому внутреннему продукту составляет:
– для постиндустриальных стран – около 10%,
– в Италии и странах Латинской Америки – 30%,
– для постсоциалистических стран – от 40 до 60%,
Но даже в пределах постсоветского пространства эти цифры разнятся в значительной мере: от 13% в Узбекистане до 64% до Грузии.
Существовала теневая экономика и в Советском Союзе. Ее олицетворяли так называемые «цеховики», которые организовывали подпольные производства, где использовалась продукция, украденная либо «сэкономленная» за счет неафишируемого улучшения технологии на госпредприятиях.
В 1982 году на десять лет лишения свободы осудили опытного вальцовщика Киевского ювелирного завода Владимира Карьяна. ОБХСС накрыла его на попытке продать один килограмм золота. Карьян объяснил следователям как он усовершенствовал вальцовочный станок, что и помогло ему экономить золото: не для державы – для себя. Когда следователи спросили: почему мастер не оформил это как рацпреложение, Карьян пояснил: за «рацуху» ему заплатили бы от силы 50 рублей… Вполне вероятно, что в руки милиции попало не все золото, «сэкономленное» вальцовщиком. И выйдя через 10 лет на свободу, он вновь стал обеспеченным человеком.
По оценкам Институ России НАН Украины, доля теневой экономики во времена СССР составляла от 3 до 8% от легальной. Но постепенно, с ухудшением экономической ситуации в СССР, прежде всего в связи с уменьшением экспорта нефти и газа, теневая составляющая достигла 20% национального дохода. В последние годы перед развалом Союза особенно бурный рост теневой экономики наблюдался в сельском хозяйстве: в сравнении с 1965 годом, в 1989 году оборот теневых средств возрос здесь в 640 раз. На втором месте по темпам тенезации находились строительство, транспорт, связь, на третьем – промышленность.
Дальнейшее развитие теневого сектора пост-советских стран происходило в соответствие с изменениями в социально-экономической сфере. Приобрело распространение укрытие реальных объемов производства и прибылей с целью уклонения от уплаты налогов. Мощный толчок дальнейшей тенезации дала грянувшая гиперинфляция, которая господствовала на пост-советских пространствах в 1992-95 годах. В этот период объемы теневой экономики возросли вдвое и сравнялись с реальным сектором. По оценкам экспертов Мирового банка сегодня это соотношение сохраняется.
Относительно денежной массы, находящейся в небанковском обороте, эксперты называют различные цифры, средняя из которой – 50% национальной денежной массы плюс иностранная валюта, количество которой неудержимо растет. По некоторым данным теневой платежный баланс более чем вдвое превышает официальный.
Но, коль скоро речь идет о столь значительных оборотах, вполне логично возникает вопрос: кто-то же должен управлять этими грандиозными денежными потоками, этой тщательно скрываемой экономикой. А значит, у теневой экономики, равной официальной, должны быть свое правительство, премьер-министр и целый отряд исполнителей рангом ниже. Соответственно, у теневого украинского государства должен быть и свой президент. Если помните, при первом выдвижении на президентский пост, «коньком» избирательной программы Леонида Кучмы стали посулы обуздать организованную преступность и коррупцию, в том числе в экономической сфере. С тех пор много воды утекло, много миллиардов украдено, а вопрос криминализации экономики и власти по-прежнему актуален. Таким образом, неспоспособность легитимной власти побороть власть криминальную породило силу, одинаково опасную не только для страны, но и для тех, кто ею управляет.
Впрочем, с учетом того, что теневая экономика Украины очевидно равна ее официальному «отражению» можно на полном основании ставить вопрос следующим образом: а кто, собственно, управляет этой страной?
Олег Ельцов, «УК»