Во время шабаша 31 октября 1998 года в недостроенном помещении на территории городской клинической больницы №15 (ул.Фрунзе,107), члены «Ордена Чёрный крест», находясь под «кайфом», вызывали духов и «сексуально раскрепощались». Для соответствующего настроя звучала рок-музыка: «Скорпионз», «Металлика», Энигма», «Каннибалы». Для остроты ощущений изобрели игру «Дракула», в которой ведущий кусал первого игрока, тот – второго и далее по кругу. Дабы Дьявол исполнил их желания, сатанисты намеревались обезглавить собаку. Сотрудники милиции в ходе рейда были поражены видом разбросанных по углам помещения обезображенных трупов животных, но ещё больше удивил состав участников. Среди 14 задержанных оказались не только сатанисты, но и представители политических организаций: анархисты, радикал-коммунисты и неонацисты. Они объяснили своё участие в шабаше исключительно намерением вовлечь юных сатанистов в «политическую борьбу».Девальвация традиционных верований, духовный вакуум и эрозия традиционных институтов морали – все это необходимые составляющие того идейного хаоса, который будит темные устремления человеческой натуры и становится, в конечном счёте, благодатной почвой для возникновения и численного роста сатанинских организаций.
Говоря о сатанизме, приходится говорить не о религии (как принято до сих пор), а о субкультуре общества. Потому что в данном случае присутствуют (в разных дозах): религия, философия, идеология, этика, культурные аспекты, элементы образа жизни и т.д. Вообще же «сатанизм», как общеупотребительное выражение, – понятие собирательное и весьма неточное. К сатанистам себя относят самые различные люди, порой принципиально различающиеся по идеологии и даже трактовке самого слова «сатана». Типичный пример – противоречия между дьяволопоклонниками и “настоящими” сатанистами. Первые действительно поклоняются Дьяволу (Сатане, Люциферу), как противнику Бога (по-древнееврейски «сатана» и означает «противник»), иногда антропоморфному, иногда нет, но всегда настроенному на злые дела. Классические («идейные») сатанисты же, как ни парадоксально, считают ниже своего достоинства кому-либо поклоняться. В основе идеологии этого течения лежит учение американца Энтони ЛаВея, согласно которому, Сатана – просто собирательное наименование сил природы. В данной группе поощряется индивидуализм, тогда как адепты дьяволопоклонничества, наоборот, склонны сбиваться в устойчивые группы.
Ниже мы подробно рассмотрим эти и другие направления по отдельности. Впрочем, сразу стоит оговориться: все перечисленные в этой статье группы и течения одинаково не любят и отрицают христианскую церковь, причем не только православную, – любую.
«Церковь Сатаны» (центр находится в Сан-Франциско), возникла и получила распространение в США в 50-60-е г.г. ХХ столетия в период экономического кризиса, который сопровождался ростом популярности идей оккультизма, сатанизма, массовым вовлечением молодёжи в движения хиппи, панков и рокеров. Экономический и моральный кризисы, и это общеизвестно, всегда идут рука об руку. С повышением жизненного уровня населения интерес ко всякого рода мистериям не исчез и продолжает повышаться, но темпы роста этого процесса снизились. Многие американцы иногда посещают черные мессы только из-за праздного интереса, чтобы получить порцию острых ощущений. Число этих искателей экзотики не убавляется.
Сатанинские группировки распространились во многих странах и включают в себя сотни тысяч приверженцев. Ныне сатанистсткие организации («Общество Асмодея», «Церковь последнего суда», «Дети Сатаны», «Дети огня», «Арийский орден», «Сестры Вельзевула», «Друзья Люцифера» и пр.) легально действуют во многих странах Европы. В Германии насчитывается свыше 100 000, а во Франции – около 300 000 сатанистов.
В бывших республиках СССР почва для распространения сатанизма не менее благоприятна, чем в Европе или Америке. Из всех причин, способствующих распространению сатанизма, как впрочем и других опасных культов, можно выделить следующие: экономический кризис, низкий жизненный уровень, рост бездуховности и насилия, неуверенность в завтрашнем дне, коррупция и взяточничество на всех уровнях власти, обилие соответствующей литературы. К тому же, каждый пользователь електронной сети «Интернет» может ознакомиться с программными документами различных течений сатанистов в «крутейших» сайтах.
Плоды популяризации этих идей не замедлили сказаться. Несколько лет назад на слуху у всех были случаи, бессмысленной, на первый взгляд жестокости. Николай Аверин накануне Пасхи убил троих монахов Оптиной пустыни. Во время следствия убийца охотно рассказывал о своих специфических переживаниях при совершении этого жуткого преступления, которое он считал «духовным подвигом». В 1993 году в Самаре школьник бросился с ножом на учительницу во время урока. В его портфеле была записка с красноречивым признанием: «Я продал душу Сатане».
В России наситывается от пятидесяти до ста тысяч «сатанистов» всех разновидностей, а в целом по СНГ – раза в два больше (нужно учитывать, что в Беларуси и, в особенности, на Украине достаточно распространено дьяволопоклонничество).
Согласно данным МВД РФ, цитирую: «Достоверно известно, что сатанистские секты действуют, в том числе, в следующих городах России: Астрахань, Белгород, Брянск и Брянская область, Биробиджан и некоторые другие населенные пункты ЕАО, Владивосток, Вологда и Вологодская область, Воронеж, Екатеринбург, Красноярский край (Канск), Москва и Московская область (Серпухов, Люберцы, Дубна, Талдом, Ступино, Лобня, Балашиха, Реутов, Фрязино, Петушки, Электрогорск), Нерюнгри, Нижний Новгород, Санкт-Петербург («Черный дракон», «Церковь сатаны» и др.) и Ленинградская область, Ростов-на-Дону («Черный дракон « ), Ставрополь, Тверь («Черный ангел»), Тюмень («Мадра»), Хабаровск, Якутск, Ярославль и Ярославская область («Церковь сатаны»)».
Среди российских регионов первенство по распространению сатанизма принадлежит Москве, где сформировались организации приверженцев культа Сатаны со строго иерархической структурой. Насчитывают они около двадцати направлений, включающих в себя более 30 организованных групп сатанистов, имеющих в общей сложности около 2000 членов.
Например, члены созданной ещё в 1975 году московской организации «Черный Ангел» делятся на две категории: «ученики» и «слуги» (люди, непосредственно служащие мессы, ведающие делами клуба). Из слуг, которые называют себя еще жрецами, выбирается верховная жрица. Она обладает исключительными властными функциями, посвящает в «слуги», в случае необходимости назначает себе из их числа замену. Ученики создают необходимый фон для «мессы»: напиваются, занимаются групповым сексом, пьют кровь «во имя Диявола». Действие, во время которого жрецы размахивают козьими ногами, происходит при зажженных черных свечах, пентаграммах.
Тщательно законспирирована одна из старейших сатанинских организаций России – «Черное братство», насчитывающее до 300 членов и возглавляемое 75-летней колдуньей по прозвищу Графиня. 7 групп секты, имеющих названия планет (Марс, Юпитер, Венера т.п.), специализируются на разных направлениях: алхимии, астрологии, ясновидения и т.д. Шабаши братства проходят под Москвой, в Ведьмином логу.
Еще одна мощная группировка сатанистов, называемая «крысятницы», объединяет лесбиянок Москвы и Подольска. 40 лет ее возглавляла женщина по прозвищу «Королева Крыс». Здесь также около 300 членов (естественно, исключительно женщины), в основном, служащих и учащихся. Они отвергают Бога и поклоняются первой женщине, уничтоженной Богом, – Лилит. Символом секты выбрана крыса – живучее сильное существо. Женщина должна повелевать миром и стремиться к главенству над мужчиной. Последние 4 года крысятниц возглавляет любимая ученица Королевы Крыс по кличке Лолита, внесшая свой вклад в ритуалы – групповой секс в состоянии наркотического опьянения.
В 1989 был создан «Посвященный Сатане Рыцарский Орден «Чёрная Месса», возглавляемый «магистром сэром Филаретом» (основная профессия – врач-кардиолог). Контингент организации – в возрасте от 20 до 37 лет, большинство – с высшим образованием. «Люцифериты» (как называли себя члены «ордена») выпускали собственный самиздатовский «Вестник», где содержалась информация о вероучении «ордена» и помещались практические рекомендации по магии. Кроме того, они подготовили к изданию собственный опус под характерным названием – «Основы Антихристианства». По признанию «люциферитов», главной целью их деятельности является идеологическая борьба с христианством. В 1990 году руководители «Чёрной Мессы» попытались официально зарегистрировать устав своей организации, чем привели в замешательство чиновников российского Министерства юстиции.
Из наиболее известных в Росии объединений дьяволопоклонников самое открытое и многочисленное – «Общество Сатаны». Оно насчитывает до 1000 человек и возникло в Москве в 1989 году. В настоящее время оно имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Балашихе и Дубне. В основном это люди творческих профессий, много учащихся и студентов. Возраст от 17 до 40 лет. Общество возглавляет главный жрец и 15 его приближённых. Ритуалы взяты из «Карактора» (книги заклинаний) и другой оккультной литературы. Стать равноправным членом «общества» можно, только пройдя многие ритуалы (предварительное знакомство, посвящение, крещение и испытание силы). Трижды в год (вВальпургиеву ночь, в ночь на Ивана Купала и в Ночь Мёртвых- Хеллоуин) устраиваются праздники, на которые собираются все члены общества. Сборища проводят в подмосковных лесах. Имеются данные, что «общество» поддерживает связи с американским «Братством Черного Креста».
Общины сатанистов, преимущественно дьяволопоклонников, действуют во многих городах Украины.
С завидной регулярностью в различных периодических изданиях появляются статьи про всевозможные злодеяния «сатанистов». То они церковь испохабят или даже сожгут, то в морге похулиганят, то устроят шабаш на кладбище с убийством кошек и переворачиванием крестов, а то и действительно прирежут девушку или юношу в ходе так называемой «черной мессы». И все это действительно имеет место быть, причем в самых различных регионах. Но если придерживаться правильной терминологии, то эти пугающие обывателей злодеи – не сатанисты, а дьяволопоклонники. Они в самом деле относятся к Дьяволу (Сатане, Люциферу и т.д.) как к объекту религиозного поклонения. Как правило, практикуют те или иные магические ритуалы. Бога воспринимают как непосредственного врага Дьявола и верят, что в ходе решающей битвы – Армагеддона, – Дьявол одержит верх над Богом.
В начале 90-х в Харькове открыт филиал московского «Ордена Чёрной мессы». Члены запорожской группировки «Некрономикон Синдикат» некоторое время совершали хулиганские действия в христианских храмах, провоцируя столкновения с верующими традиционных конфессий.
Несколько лет назад в Кировограде ученики 8-10-х классов школы N 10 создали свою сатанистскую структуру, запланировав 666 смертей людей и животных. Для начала они ловили кошек, собак и издевались над ними. А вскоре убили юношу. Сатанисты вели специальный дневник, в котором отмечали каждое убийство отпечатками своих пальцев, смоченных в собственной крови.
В начале 90-х г.г. на львовском кладбище «Старе Знесення» были разрыты две большие могилы, в которых покоится прах узников концентрационного лагеря «Талергоф». Вокруг могил в землю были воткнуты перевернутые кресты. Преступления подобные этому совершены в 1995 году в Бурштине, Черновцах, Калуше, Львове. Настоящий шабаш был устроен на городском кладбище в Ивано-Франковске. Осквернены десятки могил, повреждены памятники и вытащены надгробные кресты. На стенах сторожки были нарисованы перевернутая звезда и крест.
В 1999 году в г.Ирпень Киевской области после надругательства над могилами на местном кладбище были задержаны три члена сатанистской группировки. Деятельность разрозненных групп сатанистов также зафиксирована в городах Славутич и Белая Церковь.
Нередко у молодых киевлян можно увидеть сатанинские амулеты – перевернутый крест, крест с распятым змеем, иногда пентаграмму. На Подоле бодро раскупают маски Дьявола из папье-маше, фигурки Асмодея из металла. Пользуются спросом всевозможные книги по магии и колдовству.
В отдельных районах Киева (Оболони, Троещине, Печерске) нередко на столбах можно прочитать объявления о наборе новых учеников в какой-нибудь сатанинский «орден». Поэтому не удивительно, что в Киеве действуют около тридцати группировок сатанистов и дьяволопоклонников. Преимущественно это своеобразные «клубы досуга», молодёжные «тусовки». Наиболее крупные из них – «Орден Чёрного Креста», «Звёзды ада», «Легион тьмы» и «Чёрная благодать». Их шабаши с осквернением могил нередко проходят на Байковом кладбище, в «Зелёном театре», на Замковой горе возле Фроловского монастыря, и, конечно, на знаменитой Лысой горе.
«Чёрные мессы» членов этих группировок копируют дошедшие до наших дней церковные описания аналогичных средневековых действ. Чёрные сечи, перевёрнутый крест, молитвы задом наперёд, обнажённая женщина в роли алтаря, причащение кровью, ритуальная «жертва» (бедные кошки и собачки!), а также алкоголь в больших количествах.
Небезосновательно опасаясь антиобщественных выходок со стороны сатанистов во время «чёрных месс», сотрудники киевской милиции неоднократно проводили превентивные мероприятия. Так, в ночь с 6 на 7 июля 1993 года (праздник Ивана Купала) в одном из укромных уголков знаменитой Лысой горы в Печерском районе были задержаны 8 лиц (ещё двоим удалось скрыться), у которых были изъяты предметы, свидетельствующие об их ритуальном назначении: специальный нож, соответствующим образом заострённый крюк, длинные гвозди. С их помощью задержанные, по их признанию, намеревались убить приготовленную в качестве жертвы собаку, обмазаться её кровью и выполнить вокруг зажжённого костра обряд в честь Сатаны, а завершить его должна была дикая сексуальная оргия. В этом сатанинском действе должны были принять участие до сотни человек, но проливной дождь, который прошёл незадолго до полуночи помешал их «невинному развлечению».
Только в 1998 году во время празднования Вальпургиевой ночи (30 апреля) на Замковой горе, практически в самом центре Киева, сотрудники правоохранительных органов задержали и составили административные протоколы в отношении 25 сторонников культа Сатаны, которые намеревались «попугать» монашек находящегося по соседству женского монастыря.
Во время шабаша, который проводился 31 октября 1998 года в недостроенном помещении на территории городской клинической больницы №15 (ул.Фрунзе,107), члены «Ордена Чёрный крест», находясь под «кайфом», вызывали духов и «сексуально раскрепощались». Для соответствующего настроя звучала музыка рок-групп «Скорпионз», «Металлика», Энигма», «Каннибалы». Для остроты ощущений была изобретена игра «Дракула», в ходе проведения которой ведущий кусал первого игрока, первый – второго и далее по кругу. Дабы Дьявол исполнил желания своих приверженцев, сатанисты намеревались обезглавить собаку. Сотрудники МВД, которые совершали рейд по «злачным» местам, были поражены видом разбросанных по углам помещения обезображенных трупов животных, но ещё большее удивление вызвал состав участников. Среди 14 задержанных оказались не только сатанисты, но и представители политических организаций: анархисты, радикал-коммунисты и неонацисты, которые объяснили милиционерам своё участие в шабаше исключительно намерением вовлечь юных сатанистов в «политическую борьбу».
Дьяволопоклоннические группы, как правило, носят скорее бутафорский характер. Их контингент – в основном подростки и молодые люди 15-25 лет с невысоким уровнем образования и умственного развития. Однако во главе сформировавшейся практически всегда оказывается более старшая, взрослая уже личность, как правило с ярко выражеными социопатическими наклонностями и определённой харизмой. Обычная численность групп – от 5 до 20 человек. Нужно иметь в виду, что в данной среде существует довольно выраженная «ротация кадров» – одни приходят, другие уходят, из-за чего их общая численность может довольно сильно колебаться. Поэтому убеждённых, солидного возраста дьяволопоклонников достаточно мало.
Попадают в группы дьяволопоклонников различными путями. Либо увлекшись тяжёлой музыкой, либо заинтересовавшись магией, либо после коллективных просмотров фильмов ужасов. Ну а дальше в дело вступает естественное для юного возраста отрицание традиционных ценостей общества и поиск чего-то интересного. Как признаются многие из этих юнцов, в сатанизм их влечёт скука, поиск острых ощущений, желание самоутвердиться. Но довольно часто попадаются и патологические личности, которые привлекает в сатанизме. Весьма характерны в этом плане портреты лидеров «Ордена Чёрный Крест».
«Красавчик» (действительные имена этого и прочих сатанистов из этических соображений не называются) психически неуравновешен, склонен к насилию; даже единомышленники считают его патологически жестоким. Выполнял обязанности «палача-екзекутора»: собственноручно убивал животных, исполнял приговоры лидеров по телесным наказаниям рядовых членов «ордена». Возвращаясь с очередного шабаша, ограбил и жестоко избил металлической цепью подростка, который имел неосторожность идти в это время по улице. Два месяца спустя, уже находясь под следствием, он нанёс ранение шилом в область шеи представителю конкурирующей «тусовки». Осуждён по ст.141.2 и ст.206.2 ККУ к лишению свободы.
Его приятель «Псих» исполнял в «Чёрном Кресте» функции “верховного жреца”, любит называть себя «экстремистом прямого действия». Не работает, находится на учёте в психдиспансере, а потому считает, что может безнаказанно осуществить любое преступление. Склонен к употреблению наркотиков. Любит рассказывать знакомым о своём участии в шабашах на старых кладбищах. Не скрывает своих взглядов даже перед родителями. Робкие попытки последних увещевать своё «чадо» неизменно заканчивались закатыванием «Психом» истерики и битьём зеркал.
Еще один руководитель группировки требовал, чтобы его называли «Дьяволом». Этого невзрачного на вид воспитанника детского дома, который не имеет постоянного места проживания, можно было бы по-человески пожалеть, если бы не некоторые обстоятельства. Квартиру, доставшуюся в наследство от матери, «Дьявол» продал, а деньги растранжирил. По свидетельству знакомых, отличается патологической лживостью. Во время тусовок на Андреевском спуске неоднократно увлекал доверчивых девочек (преимущественно из состоятельных семей) рассказами о своих «духовных исканиях», после чего убеждал романтических искательниц загадочного и потустороннего сделать крупный денежный взнос в фонд «тайной» организации, название которой придумывал тут же, а потом скрывался в неизвестном направлении. Забавно, но сейчас «Дьявола» за его проделки (участие в грабежах, совращение несовершеннолетних и пр.) разыскивает не только милиция и родственники потерпевших, но и обманутые собратья по «Чёрному кресту». Последние за воровство денег из кассы «ордена» пригрозили ему отнюдь не «ментальной» расправой.
Год назад «Чёрный крест» прекратил своё существование после осуждения за различные преступления руководителей организации. Значительная часть членов «ордена» после этого перекочевали в другие организации сатанистов и язычников, а «сестра Анна», в своё время исполняющая обязанности жрицы «Чёрного креста», успела поучаствовать в акте вандализма, обрисовав краской стены одного из христианских храмов.
Наивно предполагать, что проблема сатанизма в столице Украины может решиться милицейскими операциями. Она будет существовать до тех пор, пока не будут устранены предпосылки этого явления, среди которых главным является не столько социально-экономическая нестабильность, сколько отсутствие чётких духовных ориентиров у подрастающего поколения, чем захотят воспользоваться (и пользуются) разного рода религиозные и политические «мессии».
Впрочем, проблема сатанизма значительно сложнее. Представители лавеевской «Церкви Сатаны» обижаются, когда их, «настоящих» сатанистов», ставят на одну полку с дьяволопоклонниками. По их мнению, последние используют атрибутику сатанизма для идеологического обоснования разного рода асоциальных выходок: хулиганства, сексуальных оргий, употребления наркотиков и пр.
«Идейные» сатанисты, среди которых много людей с высшим образованием, вовсе не намерены носить ярлык бездумных разрушителей и категорически отмежёвываются от своих стихийных собратьев. Они не признают абсолютного добра, как и абсолютного зла. Их мировоззрение во многом базируется на трудах Ницше; Основное кредо – крайний индивидуализм. Любые общественные законы не воспринимаются ими как обязательные к исполнению, но и нарушать их без особой нужды они не намерены – себе дороже. Последователи ЛаВея (основателя американской «Церкви Сатаны») считают откровенно асоциальное поведение глупостью, а глупость – главным грехом. Преимущественно – это образованные люди (в отличие от дьяволопоклонников). Интересно, что костяк «настоящих» сатанистов составляют представители технической интеллигенции, тогда как гуманитарии встречаются редко.
Они всерьёз собираются взяться за переустройство мира на сатанистских, разумеется, началах. Например, лидеры «виртуального» сатанистского клуба «Чёрный Свет» считают своей стратегической задачей разрушение идеологических и моральных основ современного общества, построение тоталитарного сатанинского государства, где не будет места для приверженцев традиционных идеологий и религиозных течений.
Руководители «клуба» даже разработали проект политического строя сатанистского государства: его граждане имеют право исповедовать «любую из религий, кроме основанных на Библии». За преступление против лица, исповедующего библейскую религию, предусмотрена пониженная ответственность – штраф, условный срок наказания.
Попытки реализовать эти планы уже делаются. Всерьёз рассматривался вопрос о создании политической партии сатанистов (из тактических соображений она должна иметь иное название), которая, ни много, ни мало, должна была осуществить захват вооружённым путём власти в ряде стран мира.
Всё это можно было бы считать бредом сумасшедшего, если бы не многочисленные одобрительные отзывы и предложения о сотрудничестве к авторам этой «программы действий». Ведь распространяются эти бредовые идеи в сети «Интернет», что даёт возможность ознакомить с ними сотни людей. Стоит вспомнить, что не прошло и сотни лет с того времени, когда по всему миру «из искры возгорелось пламя».
К тому же, идеологическая база исподволь готовится. В России огромными тиражами печатаются книги идеолога сатанизма американца Ла Вея («Сатанинская библия» «Сатанинский ритуал» и «Руководство для ведьм»), значительная часть которых попадает в Украину. Впрочем, в 1997 году киевское издательство «Пандора» решило самостоятельно удовлетворить спрос местных приверженцев культа Сатаны, отпечатав и реализовав более 1000 экземпляров «Сатанинской библии».
Впрочем, «идейные» сатанисты поддерживают тесные контакты не только со своими единомышленниками в другигих регионах Украины и за рубежом. Для достижения своих стратегических целей они готовы сотрудничать с любыми группировками (теми же дьяволопоклонниками, язычниками разных мастей, оккультистами и пр.), которые проповедуют вражду к традиционным религиям, особенно к христианству. Например, вышеупомянутый клуб «Чёрный Свет» на страницах своего сайта в «Интернете» пропагандирует мировоззрение и ритуалы культа Вуду.
Характерно, что 14 ноября 1998 года участие в осквернении греко-католического храма Святого Николая на Аскольдовой могиле, наряду с сатанистами, принимали также и местные анархисты. В декабре того же года в Киеве несколько десятков местных сатанистов из группировки «Звёзды ада» и «толкиенистов», объединив свои силы, пытались спровоцировать драку в подземном переходе на Площади Независимости с членами группировки «скин-хедов». Только грамотные действия бойцов «Беркута» и других оперативных подразделений предотвратили кровопролитие в центре столицы, жертвами которого могли стать и случайные прохожие. У тридцати задержанных участников инцидента было изъяты ножи, металлические прутья, цепи, пневматические пистолеты и внушительного вида стальные мечи, якобы используемые их владельцами в ритуальных целях. Учитывая, что преступление было предотвращено, задержанные, преимущественно подростки, отделались административными протоколами и письмами по месту учёбы.
Социально-экономическая нестабильность и кризис традиционных духовных ценностей в Украине создают благодатную почву для распространения идей сатанизма и прочих деструктивных культов, которые способны серьёзно подорвать духовное здоровье нации. Поэтому назрела потребность разработать соответствующую государственную программу с привлечением средств массовой информации, общественных организаций, деятелей культуры. Эта программа должна прежде всего иметь просветительский характер и раскрывать для широких слоев населения последствия деятельности религиозных экстремистов всех мастей. Следовало бы также выработать поправки к законодательству, которые бы предусматривали недопущение пропаганды насилия и религиозной вражды в электронных СМИ.
Среди преступлений, характерных для них, можно выделить следующие: посягательства на здоровье граждан в ходе проведения религиозных обрядов (статья 99УК), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах – ритуальные убийства (статья 93 УК). Сатанисты часто склонны к хулиганству (статья 206 УК), вандализму (статья 212 УК) и жестокому обращению с животными (статья 207-1). Возможно также использование сатанизма как ширмы для развертывания порно-бизнеса. Кроме того, следует учитывать, что в отдельных странах сатанисты занимаются вербовкой наёмников для боевых действий в «горячих точках», а также принимают активное участие в сбыте наркотиков.
Как показала практика работы государственных структур, наиболее эффективной формой противодействия распространению сатанизма является профилактика правонарушений со стороны его приверженцев. И работы в этом направлении для правоохранителей в обозримом будущем предостаточно.
Владислав Завилейский