Только ленивый из журналистской братии не пинал украинский Минздрав за неспособность поднять уровень отечественной медицины, устаревшие подходы к администрированию отрасли и прочие прегрешения. Как правило, чиновники или бодро рапортуют о “некоторых достижениях наряду с некоторыми неудачами” или просто разводят руками – мол, денег нет, и все тут. Впрочем, в стон про отсутствие денег вериться c трудом, учитывая стремительно растущий фармацевтический рынок в стране.По данным Минздрава, если 1998 году в Украине было продано лекарственных средств на сумму 500 миллионов долларов, то в 2004 году – на сумму 1,05 миллиарда долларов, и в 2005 году цифра увеличилась еще на 23-28%.
Не удивительно, что этот сегмент рынка притягивает внимание рулевых отрасли и их соратников, точнее “подельников”. Именно это слово из криминального жаргона приходит на ум, когда начинаешь разбираться в сложных хитросплетениях схем, по которым работают фармацевтические компании во имя выздоровления нации. Даже поверхностный анализ происходящего в отрасли свидетельствует о том, что система “откатов” и “крышевания”, в создании которой обвиняли предыдущую власть, не только ни куда не делась, а и расцвела пышным цветом с одобрения и участия ключевых фигур власти нынешней.
Общеизвестно, что в данный момент министром здравоохранения Украины работает Юрий Поляченко, сын не менее известного в стране, а особенно в столице, главы „Киевгорстроя” Владимира Поляченко.
Стоит отметить, что синдром трудных отношений “отцов и детей” видимо не задел почтенное семейство, и этому есть подтверждения. К примеру, осенью прошлого года Винницкая областная психиатрическая больница “им. Ющенко” (ведомственное учреждение Минздрава) вместе с прилегающими территориями была продана “Киевгорстрою”, несмотря на то, что является заповедной зоной. На то, что бы убраться с территории и врачам, и пациентам дали год.
Впрочем, речь будет идти не о “дерибане” земли тандемом высокопоставленных родственников, а о других, гораздо более серьезных вещах. А именно о здоровье украинцев.
По некоторым данным, из 1млрд. гривен, выделенных на профилактику гриппа, большая часть “легко и просто” ушла в неизвестном направлении. Та же участь постигла и 130 млн. гривен, выделенных на поддержку больных сахарным диабетом. Министр о подобных вещах предпочитает не распространяться.
В 2001 году Юрий Владимирович трудился на должности председателя Постоянного тендерного комитета МЗ Украины для организации и осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Видимо, еще тогда он оценил возможности этого “ответственного” госсектора в свете внедрения собственных коррупционных схем. Справедливости ради, стоит отметить, кроме скандала с закупкой кардиостимуляторов в 2001-2003 годах, прямых обвинений в его сторону не звучало, зато отлично прославился его заместитель, а потом и последователь на посту – Владимир Загородний. Зная об отличной субординации в высших эшелонах украинской власти, трудно поверить, что Поляченко ни сном, ни духом не ведал о деятельности своего заместителя.
Как писала “УК”, «…Согласно выводам КРУ, проверявшему финансовую деятельность МЗУ за 2002-2004 гг., из 66 тендеров 56 (на 167,4 млн.грн.) проведены с грубейшими нарушениями Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”. Сроки проведения тендеров целенаправленно затягивались. В результате задержки миллиардные средства от нескольких месяцев до года оставались на счетах предприятий, которые по поручению МЗУ выполняли закупку и доставку товаров. Естественно, средства “добросовестно” прокручивали… Препараты и медоборудование закупалось на усмотрение МЗУ: реальные заявки зачастую не учитывались. Не смотря на полное или частичное финансирование госзакупок, “докупать” необходимые препараты и оборудование приходилось на местах за счет региональных бюджетов… По данным КРУ, большинство покупок проводилось не у производителей или их прямых дистрибьюторов, а через посредничестские структуры, которые тоже “отоваривались” у посредников. Таким образом накручивалась цена и скрывалась объективная стоимость закупки. В среднем же, цены, по которым проводились закупки, на 25 до 30% превышали рыночные… Естественно, такие “шоколадные” тендеры “выигрывали” исключительно “свои” фирмы…»
На “своих” фирмах остановимся подробнее. Коррупционные традиции сохранились в лучшем виде. Нынешние схемы Поляченко проворачивает в соавторстве с заместителем – Валентином Снисарем, бизнесменом Борисом Литовским и его компанией «Фармацевтический завод “Фармадом”, а также Владимиром Карасиком, генеральным директором фармацевтической компании “Торговый дом “Авант”.
Бориса Литовского связывают с крупнейшей в свое время оптовой компанией «Випекс-фарм», печально известной тем, что, задолжав многим коллегам по фармрынку, она неожиданно исчезла с поля зрения и партнеров, и правоохранителей. В Украине Литовский появился относительно недавно, уже будучи гражданином Израиля и представляя интересы «Фармадома».
Скандальная известность Литовского незамедлительно перешла и на руководимое им предприятие. “Фармадом”, к примеру, сорвал летние закупки онкопрепаратов в 2004 году, опротестовав в суде решение тендерного комитета МЗ, при этом даже не являясь участником тендера. В результате было приостановлено выполнение контрактов, и 800 тысяч онкобольных оказались под угрозой нехватки лекарств. Подобным образом “Фармадом” пытался сорвать тендеры и в январе 2005 года.
У отечественных операторов фармацевтического рынка не добавилось доверия к лекарствам, которые импортирует “Фармадом”. И проблема даже не в том, что “крупный оператор рынка” размещается в одной комнате, а ее финансовый баланс за год – 17 гривен (исходя из данных, предоставленных в тендерный комитет). Дело в том, что лекарства, которые «Фармадом» пытался продать, никто в Украине не видел. Каким образом их удалось официально зарегистрировать— не ясно, поскольку таких препаратов не существует и в самой стране-производителе — Индии.
Власть в Минздраве поменялась, и перед ушлыми бизнесменами зажегся “зеленый свет”. Поговаривают, что таблетки, которые закупают у вышеуказанных бизнесменов из “Авант” и “Фармадом” за бюджетные деньги, щедро выделяемые МОЗом, есть ни что иное, как фальсификат, “нахимиченный” из обычной глины “индийского замеса” – циничное и наглое надувательство потребителя и родного государства. И украинский гражданин, покупая за большие деньги жизненно необходимые препараты, на самом деле покупает себе кусочки обычной индийской глины, которая ни при каких обстоятельствах ожидаемого поправления здоровья не даст.
Цинично? Страшно? Да, это так. Но закатить скандал с последующими разбирательствами вряд ли получиться. Под покровительством высшего руководства страны тему фармацевтического фальсификата постоянно спускают “на тормозах”, в нужное время затыкая рот излишне проинформированным гражданам. Таким образом, плодотворный коррупционный союз ответственных чиновников и бизнесменов с сомнительной репутацией работает и продолжает развиваться. Союз, вредный не только для экономики страны, но и для здоровья, а то и жизней, ее граждан. Вот только кто сможет его разрушить?
Сергей Степанов, специально для «УК»