Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

ПИРАТЫ 21 ВЕКА

Украина долго и забавно борется с проблемой так называемого «пиратства». Борьба эта заключается в основном в налетах ОБЭПа и налоговиков на продавцов пиратских дисков. Дисков почему-то меньше не становится, продавцов тоже, но «налетчики» свое материальное благосостояние явно улучшают. Под вывеской борьбы с «пиратством» те же службы в последнее время повадились наезжать на любые фирмы, чем-либо им интересные. Ведь в любой мало-мальски серьезной фирме есть компьютер, на котором, как правило, стоит «пиратское» ПО. Как, впрочем, и в большинстве украинских госучреждений. Но речь не об этом. «Пираты» в современной Украине – это не обязательно ребята, продающие лазерные диски, или дядьки с завода «Росток», их штампующие. Весьма часто главными украинскими «пиратами» являются вполне респектабельные государственные служащие. Иногда вплоть до ранга вице-премьер-министра. Но расскажем обо всем по порядку.Известный киевский фотохудожник Михаил Андреев по натуре своей никогда не был склонен к сутяжничеству. Но получилось так, что в последние годы он вынужден ходить в суд как на работу. А началось все с того, что в 2000 году Андреев вынул письмо из собственного почтового ящика. На письме была марка. Новая и красивая. И, что самое интересное, сделанная на основе фотоснимка Андреева. Это был фотоснимок золотого вепря из коллекции скифского золота. Вот только своей фамилии под этим изображением Андреев не нашел. Глядя на эту странную марку, Андреев вспомнил, как еще в феврале 1997 года “Укрпочта” предложила ему подготовить серию из четырех марок “Золото скифов”. Андреев на предложение с радостью согласился. Стать автором государственных марок – во всем мире почетно. Да и марок, выполненных именно по фотографиям, крайне мало. В феврале – предложили, а в марте “Укрпочта” у него купила эскизы, выполненные в виде слайдов: знаменитую пектораль, фигурку вепря, пластину в виде лосенка и обивку горита (горит – футляр для лука и стрел, популярная унитарная вещь у скифов). Автор, согласно заключенному договору на выполнение именно эскизов, получил за работу шестьсот гривен и стал ждать, когда же марки будут готовы к выпуску и с ним заключат новый договор.

Хотя нет, вот это пассивное “ждать” вряд ли тут годится: по словам самого Андреева, он порядочно надоедал почтовикам по телефону.

– Ответы были разные, но в основном уклончивые, – вспоминает фотограф. – Только где-то уже в конце 1998-го – начале 1999 года я наконец-то услышал вполне определенное: марки “Золото скифов” выпускаться не будут. Причины так толком и не объяснили…

Теперь, читатель, вам, надеюсь, окончательно понятно, почему так поразил Андреева тот конверт в почтовом ящике, свалившийся, точно некий знак провидения (кстати, письмо прислала служба охраны квартир, которой наш герой как раз малость задолжал за услуги).

Каталог почтовых марок Украины 1992-1999 годов в конце 2000-го увидел свет. Но… Там записано: “20.03.1999. Золото скіфів. Мал. О.Ф. Калмикова”!

Справка «УК»:

Художественно сфотографировать раритет, который берегут как зеницу ока, выпадает единицам. Лишь очень известным фотографам. Зарубежных наши музеи принимают только с кипой рекомендаций от мировых издательств или изданий с именем. Вокруг работающего фотографа находятся трое – пятеро сотрудников музея (только им позволено брать в руки экспонат, который отключают от сигнализации) да вооруженный “калашниковым” охранник. Съемка может растянуться на целый рабочий день. Сам факт проведения работ регистрируется в специальных книгах, как и пропуск-разрешение.

В судебное дело по иску Михаила Андреева подшит аргументированный документ из Музея исторических драгоценностей Украины: скифское золото для марок снимал только Михаил Андреев. Впрочем, Александр Калмыков в судебном заседании не отрицал, что над марками он поработал как дизайнер, используя выданные ему «Укрпочтой» слайды, авторство которых самому Калмыкову неизвестно.

Андреев обратился с иском в суд не сразу: почти два года, по его словам, пытался разрешить ситуацию мирно. Обращался в Украинское агентство по авторским и смежным правам и его сотрудники тоже попытались без суда уладить конфликт. Не вышло…

Особенно впечатляет один из аргументов почтовиков в свою пользу: разве, дескать, для изображения гривен в прессе или других печатных изданиях требуется разрешение автора?! Представитель Михаила Андреева на это сказал так: “правовой нигилизм”. Большинство руководителей, даже крупных предприятий, фирм, понятия не имеют, с чем едят это так называемое авторское право, а потому нарушений – море. Сами авторы уже почувствовали.

Печерский районный суд, кроме решения о компенсации Андрееву 200 тысяч гривен, обязал “Укрпочту” “разместить в двух печатных средствах массовой информации публикации о нарушении авторских прав М.К. Андреева”. Спросите, откуда такая сумма компенсации? Могла быть и побольше: закон наделил Фемиду полномочиями взыскивать за попрание авторских прав до 50 тысяч минимальных зарплат, в зависимости, так сказать, от тяжести попрания…

Впрочем, своих денег Андреев до сих пор так и не получил. «Укрпочта» подала апелляцию. Но Апелляционный суд г. Киева подтвердил нарушение авторских прав Андреева М.К. и оставил решение районного суда без существенных изменений. Решение Апелляционного суда естественно снова не удовлетворило «Укрпочту». По их инициативе дело попало в Верховный суд Украины, который направил его на повторное рассмотрение в районный суд. И это вполне объяснимо. Судиться с монстром-монополистом рядовому гражданину не так-то просто. Однако, то что за период рассмотрения этого дела «Укрпочта» сменила уже четырех своих представителей, может свидетельствовать о некоторой шаткости их позиций.

Но Андрееву было чем заняться, пока суд решает дело с «Укрпочтой».

В январе 2003 года на одном из рекламных буклетов Социально-общественного фонда «Дзвони майбутнього» Андреев обнаружил опять-таки свое фотографическое изображение – слайд с изображением скульптурного символа «Прометей-Престиж». Андреев прекрасно помнил, что сфотографировал эту скульптуру по заказу ее автора – не менее известного скульптора Олега Пинчука. Пинчук заявил, что слайд он никому не передавал и использовать не разрешал. И тогда Андреев подает иск о выплате компенсации и возмещении морального вреда за нарушение авторских имущественных и неимущественных прав. По мнению Андреева «Дзвони майбутнього» нарушили его авторские права, используя его произведение без составления с ним авторского договора, без выплаты авторского вознаграждения и не указывая его имени, как автора этой фотографии. Следует заметить, что в соответствии с Законом Украины «Об авторском праве» автор имеет исключительное право:

требовать признания своего авторства путем обозначения соответствующим образом имени автора на произведении и его образцах и при любом публичном использовании произведения;

требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора;

на использование произведения.

Таким образом ответчиком был нарушен ряд прав Андреева, предоставленных ему Конституцией и законами Украины. И Андреев потребовал в качестве материальной компенсации 851000 гривен и возмещения морального ущерба 149000 гривен.

Нужно заметить, что представители «Дзвонів майбутнього» оказались ребятами смышлеными и решили заведомо проигрышное дело с заведомо скандальным резонансом не продолжать. И предложили Андрееву заключить мировое соглашение с выплатой ему компенсации. Андреев согласился. Тем более что начатая им борьба за защиту авторских прав требовала немалых средств.

(продолжение следует)

Сергей Федоров, «УК»

Exit mobile version