По статистике, количество жертв террористических атак на транспорте не сопоставимо с количеством жертв обычных дорожно-транспортных происшествий. Статистика многих стран свидетельствует: в ДТП гибнет гораздо больше людей, чем в результате террактов. Тем не менее, террористы в качестве цели выбирают транспорт. Почему? Статистика многих стран также показывает, что общественный транспорт перевозит больше всего пассажиров, причем угроза их жизни намного меньше, чем при передвижении в автомобиле. К примеру, исследовательский Victoria Transport Policy Institute сравнил количество смертных случаев на транспорте США и Великобритании (оценивалась статистика 2003 года). В США личные автомобили стали причиной смерти более 87% погибших, в Великобритании, где общественный транспорт развит намного лучше – 73.6%. В автобусах или под их колесами погибли 0.1% американцев и 0.3% англичан, на железной дороге, соответственно, 0.1% и 0.9%.
Теракты в метро Лондона (в июле 2005 года) унесли такое количество жизней, сколько погибает на дорогах Великобритании за шесть дней. Атака террористов на железнодорожный вокзал в Мадриде (март 2004 года) убила столько людей, сколько в Испании погибает в автомобильных катастрофах за 12-13 дней. Теракты 11 сентября 2001 года (атаки на Нью-Йорк и Вашингтон) по количеству жертв равны месяцу дорожно-транспортных происшествий на дорогах США.
В 2005 году журнал Injury Prevention опубликовал статью (ее авторами были новозеландские ученые Ник Вилсон\Nick Wilson и Джордж Томсон\George Thomson), в которой приводилась следующая статистика: число жертв дорожно-транспортных происшествий в 29-ти государствах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития\OECD, в 390 раз больше, чем число жертв международного терроризма.
Корпорация RAND в 2006 году опубликовала доклад, посвященный терроризму на транспорте. В нем было проанализировано, почему такие атаки вызывают столь большую панику. Указывается, в частности, что эти атаки нацелены на широко известные и популярные цели, поэтому теракт, как правило, имеет результатом большое число жертв, он вызывает повышенный интерес СМИ. И беспокойство большого количества людей, опасающихся, что следующей жертвой могут стать они или их близкие. Всегда циркулируют слухи, что подобные атаки могут стать регулярными или, во всяком случае, могут быть повторены.
После терактов 11 сентября 2001 года в США американцы на некоторое время стали меньше доверять самолетам и активней пользоваться автомобилями. Исследование, проведенное Гердом Гигеренцером\Gerd Gigerenzer в 2004 году (он тогда был профессором Университета Чикаго\University of Chicago), показало, что в первые три месяца после этих атак количество ДТП со смертельным исходом в США значительно выросло, причем число жертв этих аварий превысило количество жертв крупнейшего теракта в истории человечества.
Мы предлагаем краткий перечень прецедентных терактов такого рода, которые имели наибольший политический или символический эффект.
1881 год. Россия, Санкт-Петербург. Боевики организации “Народная Воля” убили царя Александра Третьего, взорвав его карету. Ранее народовольцам удалось взорвать царский поезд. Народовольцы использовали “бомбовую” тактику, которую несколько десятилетий активно применяли европейские анархисты и революционеры.
1933 год. Бельгия. Впервые в истории гражданский авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в результате взрыва бомбы, пронесенной на борт. Виновников преступления так и не нашли: в его организации обвиняли коммунистов, нацистов, националистов и анархистов. С 1950-х годов взрывы бомб на борту пассажирских самолетов стали настоящим проклятием авиакомпаний.
В 1955 году в США авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Преступление совершил американец, желавший получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета. Начиная с 1960-х годов попытки пронести взрывчатку на борт самолетов стали постоянными. Вероятно первым самолетом, уничтоженным “классическими” террористами с помощью бомбы, был лайнер компании Cubana Airlines, в 1976 году совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибло 73 человека. В организации этого преступления был обвинен кубинец, бежавший из Кубы в Венесуэлу, член одной из экстремистских организаций кубинских эмигрантов-антикоммунистов.
В 1983 году сикхские националисты заложили бомбу в самолет авиакомпании Air India. В результате взрыва погибли 329 пассажиров и членов экипажа лайнера. Это крупнейшая катастрофа такого рода. До 11 сентября 2001 года этот теракт считался наиболее кровавым преступлением террористов. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов меры безопасности в аэропортах были существенно ужесточены, террористам периодически удавалось достичь успеха. Наибольшее число удавшихся терактов на счету палестинских террористических группировок и “Аль Каеды”.
Израиль (Тель-Авив) и Великобритания (Лондон). Террористы из Народного Фронта Освобождения Палестины впервые начали использовать новую тактику доставки взрывных устройств на борт пассажирских самолетов: они передали заминированный багаж ни о чем не подозревавшим пассажирам (в обоих случаях это были юные девушки). Ныне всех пассажиров предупреждают о том, что перед полетом они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей.
1973 год. Испания, Мадрид. Члены баскской сепаратистской организации ЭТА взорвали автомобиль, в котором находился премьер-министр Испании. Премьер-министр погиб. Первая успешная бомбовая атака такого рода в современной истории. 1977 год. СССР, Москва. Первый взрыв бомбы в метро. Армянские националисты из партии “Дашнакцютюн” взорвали на станции метро “Бауманская” бомбу, заложенную в чугунную гусятницу. Погибло 6 человек. Впоследствии террористы организовывали взрывы в метро в Баку (Азербайджан), Париже (Франция) и Нью-Йорке (США).
1979 год. Великобритания. Боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик – лорд Маунтбаттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Вероятно, это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.
Франция, Париж. Впервые мишенью террористов стали пассажиры международных аэропортов. Взрыв в международном аэропорту Орли организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Аэропорты на некоторое время стали одной из наиболее привлекательных мишеней для бомбистов.
1985 год. Болгария, Бургос. Первая террористическая атака в пассажирском поезде. Число жертв неизвестно. Атаку организовали этнические турки – жители Болгарии.
1987 год. Пакистан, Пешавар. Террористы, вероятно связанные с одной из враждующих афганских фракций, взорвали бомбу в рейсовом автобусе, убив несколько человек. В 1990-е годы пассажирские автобусы стали одной из излюбленных мишеней террористов. В последние годы особенно часто подобного рода теракты происходят в Израиле.
2000 год. Йемен, Аден. Впервые террористы использовали катер-бомбу. Катер, нагруженный взрывчаткой и управляемый смертником из “Аль Каеды”, взорвался вблизи американского эсминца Cole. Погибло 17 моряков, 37 получили ранения. В 2000 году провалилась аналогичная атака против американского военного корабля Sullivan.
2001 год. США. Впервые террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, таранив Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и в здание Пентагона. В результате теракта погибли 2 973 человека и 19 угонщиков. Результатом этой атаки стало кардинальное изменение политики США и многих других стран мира, вторжение в Афганистан и Ирак, экономический кризис и т.п. Впервые бомба на борт самолета была доставлена в ботинке. Террорист Ричард Рейд\Richard Reid (англичанин, принявший Ислам) пытался взорвать лайнер авиакомпании American Airlines. Его обезвредили пассажиры и члены экипажа. С тех пор в аэропортах США ведется досмотр обуви пассажиров.
2004 год. Испания, Мадрид. Взрыв на железнодорожном вокзале, в результате которого погибли 191 человек, получили ранения 1.4 тыс. Взрыв организовала исламистская организация, связанная с “Аль Каедой”. После этой атаки Испания вывела свои войска из Ирака – впервые террористы смогли добиться выполнения политических требований в результате взрыва бомбы. Ранее террористы часто проводили взрывы бомб на железнодорожных вокзалах: наиболее известен теракт в Болонье (Италия) 1980 года, который организовали неонацисты. Тогда погибло более 80-ти человек).
2005 год. Великобритания. Лондон. Впервые проведена крупномасштабная атака на объекты городского транспорта. В “час пик” исламисты практически одновременно взорвали три бомбы в трех поездах метро, часом позже был взорван автобус с пассажирами. В результате, погибли четверо террористов и 52 пассажира. Работа лондонской подземки и многих иных служб была парализована на несколько дней.
2006 год. Великобритания. Лондон. Спецслужбы Великобритании объявили о раскрытии заговора по взрыву трансатлантических авиалайнеров. Террористы впервые в истории намеревались использовать “жидкую взрывчатку”. Ныне большинство авиакомпаний запрещают проносить в ручной клади любого рода жидкости.