Мошнотряска (кто купит будущее Украины)

Каждые выборы — это не только проверка нашего народа на доверчивость, партийные институты — на мудрость, а политсоветников и идеологов — на вшивость и изворотливость, но и создание нового политического прейскуранта, который определяет пропорции между вложениями и местами в списках. Трясите мошной, господа толстосумы! Да посильней трясите! Ведь досрочные выборы, о которых так много спорили, скорее всего, состоятся! При этом принцип жесткости: «все, что дали вчера, уже проедено и забыто» не перестает работать. А значит это одно: былые суммы и заслуги поросли мхом, а новая политическая линия требует очередного щедрого «унавоживания». Конечно, некоторые хитроумные и харизматичные проходят и так, но это, господа хорошие, исключение, которое касается лишь заслуженных небожителей, с чьими именами на устах народ выходил на площади и стоял в очередях за суточными.

НА ЧТО БАБКИ?

Мы уже писали, что любые общегосударственные мероприятия, результатом которых будет завоевание власти, стоят довольно-таки дорого даже по государственным расценкам. Что уж говорить о личном вкладе в свое же будущее! Конечно, скупиться в этом вопросе — себе вредить: дал вчера пять — и место такое же получил в списке. А если сегодня, но три, то не обессудь, во второй сотне с увеличенной степенью риска. Но, как это полагается у бизнесменов, решивших искать счастье не в деньгах, а в благополучии народа, всегда возникает вопрос: на что бабки даем?

Ответ может быть и односложным: на будущее. А можно и все разложить по полочкам. К примеру, не имеет соискатель на мандат собственных средств массовой информации, ему и предложат скинуться на «ящик» или газету. А цены-то на рекламу уже не те, что были год или два назад.

За два с половиной месяца, оставшихся до досрочных парламентских выборов, по оценкам экспертов, каждая большая политическая партия потратит от 20 до 40 миллионов долларов на телевизионную рекламу. Если сравнивать с предыдущими кампаниями, то агитпродукция в СМИ уже подорожала на 20 процентов. Так, медиа-эксперт Отар Довженко заверяет, что в августе такого телепродукта станет, по меньшей мере, вдвое больше, и будет стоить он значительно дороже. «Реклама станет более жесткой, так что все эти технические и маловероятные кандидаты на прохождение в Верховную Раду тратиться уже не будут», — считает Довженко.

В соответствии с прайсом одного из всеукраинских телевизионных каналов, секунда в прайм-тайм для политиков будет стоить почти 300 долларов. В среднем рекламный ролик длится около 20—30 секунд, и за день их крутят, по меньшей мере, около десяти раз.

«Поскольку кампания будет короткой, очень много внимания партии уделят именно телевизионной рекламе. И, я думаю, около половины избирательных бюджетов будет направляться на телевизионную рекламу. Речь идет о десятках миллионов долларов, это может быть 30, 40, 50 миллионов», — говорит представитель комитета избирателей Александр Черненко. А ведь есть еще радио, пресса, внешняя реклама и агитационная литература. Вот вам и первая недешевая статья расходов.

Ну а дальше: штабы, массовка, подарки нужным людям и бесплатные праздники потенциальным избирателям. Согласитесь, не каждый захочет расставаться даже с гривней для старушки. Тем более, что попадание в парламент не означает сиюминутного обогащения или беспечной жизни в течение пятилетки. Таковы реалии нашей с вами жизни. Но, как говорится, кто не рискует, тот мандата и не увидит.

ВСЕМ ЧЕМ МОГУ

Далеко не все, кто добивается депутатской неприкосновенности, могут поспособствовать своей партии или блоку материальным ресурсом. Так, отдельные претенденты на кресло в Раде имеют свои СМИ, другие — заводик с верной рабсилой, а третьи держат в руках некие вожжи управления и влияния. Это называется админресурс. Он у нас по силе и распространению не уступит коррумпированности ряда высоких государственных органов. Мягко говоря, нас обманывают, когда говорят, что все решаем мы, народ. И делаем это добровольно, по зову души и сердца, так сказать. На самом деле властителями наших с вами дум, соответственно, и нашего выбора, по-прежнему являются люди, сидящие в кабинетах как на Банковой, так и на Грушевского.

Ни для кого не секрет, что львиная доля сегодняшних демонстрантов — платная массовка. Когда нужна толпа, то устроителям действа глубоко плевать на политические симпатии отдельно взятого демонстранта: главное — купить подешевле, но набрать побольше. Студентам, к примеру, предлагают не только материальное поощрение за прогул занятий и голосование за «правильную» партию, но и обещают поспособствовать в сдаче сессии.

Но все это — лишь верхушка того айсберга, который называется административным ресурсом. «Взрослые» вопросы, типа аккумулирования денег на выборы, обсасываются в министерских кабинетах. Что ни говори, а министры — они на то парламентским большинством и выбраны, чтобы блюсти не только интересы державы. Время от времени партиям, по чьей квоте прошел тот или иной министр, очень срочно может понадобиться министерская помощь. Вот тогда и вступает в силу выпестованный политиками кабминовский козырь. Требование к нему самое что ни на есть простое — во вверенном тебе министерстве все должны ходить по струнке. Только тогда можно эффективно использовать этот ресурс. Но министерство министерству рознь. Основа этих различий состоит в финансовых инструментах и ресурсах, влиятельности и «длине» рук. Кроме того, одним из основных факторов привлекательности того или иного министерства в качестве политического ресурса является хорошая управляемость и возможность влиять на как можно большее количество населения. В этом контексте и рассматривается козырь в рукаве того или иного министра. При этом стоит заметить, что к козырям в виде админресурса допущены лишь избранники большинства. Что же до оппозиции, то ее обычный удел — площадь и плакаты. Сегодня, правда, ситуация иная: даже в меньшинстве оппозиционеры имеют у себя президента, СНБОУ и ряд политических и экономических институтов, которые кое-что, да регулируют. Согласитесь, это тоже немало.

В общем и целом, все те, кто админресурсом обладает, так и хотят взять от жизни и нас с вами все что только возможно, оставляя свой кошель нетронутым.

КАЗНАЧЕИ

Гордость каждой партии — не только ее лидеры, но и ее финансовые локомотивы. При этом партийные финансисты могут даже не быть членами партии и числиться в депутатских списках: среди них есть и меценаты, и спонсоры, и должники.

Начнем с Партии регионов, которая может гордиться тем, что собрала под свое крыло чуть ли не весь олигархический цвет Украины. Если говорить о пятерке самых главных финансистов на этих выборах, то список может выглядеть примерно так (тут и далее в скобках — состояние финансиста в долларах США согласно рейтингу журнала «Корреспондент»):

1. Ринат Ахметов (15,6 млрд.)

2. Василий Горбаль (576 млн.)

3. Андрей и Сергей Клюевы (456 млн.)

4. Леонид Климов (285 млн.)

5. Георгий Скударь (257 млн.)

И это далеко не весь резерв ПР.

Вторым политическим объединением, которое может похвастаться своими миллиардерами, является Блок Юлии Тимошенко. За политику некогда «газовой королевы» заплатить могут:

1. Константин Жеваго (2,7 млрд.)

2. Тариэл Васадзе (1 млрд.)

3. Василий Хмельницкий (814 млн.)

4. Сергей и Александр Буряки (703 млн.)

5. Евгений Сигал (395 млн.)

Злые языки поговаривают, что к финансированию избирательной кампании БЮТ в этом году приложит руку и днепропетровская группа «Приват». А это значит, что на несколько миллиардеров увеличится количество спонсоров.

А вот «Нашей Украине» с миллиардерами не повезло. Во всяком случае, с легальными. Ну, разве что Петр Порошенко (504 млн.) попросит своего брата Алексея помочь, да Давид Жвания подключится после создания блока. Кроме того, вряд ли откажутся финансировать свое будущее Александр Третьяков или Николай Мартыненко. Кроме того, возможно, кое-какую финансовую помощь окажут блоку и представители «Индустриального союза Донбасса» Сергей Тарута и Виталий Гайдук. Правда, если последний не сильно обиделся на президента за свое кратковременное управление СНБОУ.

Коммунисты могут рассчитывать лишь на партийные взносы да помощь миллионеров сортом пониже. То есть, для них сейчас наступил ответственный момент продажи мест. Вот сколько сумеют продать в первой двадцатке, столько и денег наскребут.

У социалистов, которых почему-то уже списывают в утиль, финансовые возможности весьма серьезные. Чего только стоит везде почетный, но прижимистый сталевар Владимир Бойко (ему приписывают «кошелек» с 2,3 млрд. долларов). Поможет и совладелец корпорации «АИС» Василий Поляков, дела которого идут весьма неплохо (автопроизводство и торговля). И чем еще может взять Сан Саныч Мороз, так это своим админресурсом: и Валентина Семенюк, и Николай Рудьковский, и Андрей Деркач способны обеспечить социалистам безбедную кампанию. Возможно, первый и последний раз.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Есть, правда, и такие политсилы, которые решили сделать ставку не только на общую кассу, но и на финансовую инициативу каждого. Так, экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин хочет ввести в своей Народной партии прямую зависимость депутатов от их избирателей при пропорциональной системе выборов. По замыслу Владимира Литвина, места в парламентской фракции Народной партии получат те, кто наберет больше голосов в своих округах. Остальные должны уступить места в Верховной Раде более эффективным в плане менеджмента коллегам по партии. Даже если в избирательном списке они стояли выше.

«Эти вопросы стоят по-революционному просто: один мандат — шестьдесят тысяч голосов. Мы согласились, что область будет определять, кого она делегирует: или руководителя региональной партийной организации, или другого человека. Соберут они сто двадцать тысяч голосов — два мандата их», — пояснил Литвин.

«Каждый кандидат напишет заявление, что не хочет быть депутатом, если не наберет соответствующего количества голосов. Тогда он перед коллегами скажет: «Я не имею морального права быть в Верховной Раде». И на его место придет тот, кто стоял ниже его, дальше от первой части списка, который мобилизовал, убедил людей в том, что его необходимо поддержать», — сказал лидер Народной партии.

Не исключен вариант и вовсе фантасмагорический. Так на днях Андрей Данилко, известный как Верка Сердючка, признался, что готовится идти в политику. Об этом Данилко заявил на ХVI Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске».

По словам Данилко, он планирует организовать предвыборный блок под названием то ли «Против всех», то ли «За всех», потому что люди в Украине «не понимают, за кого голосовать, они устали от выборов, консолидации и конфронтации, а политики в это время дерутся возле трибун». Певец добавил, что Сердючка может драться и кричать в Верховной Раде не хуже нынешних депутатов. Хотя Данилко и сомневается, что будет ходить на заседания парламента в своих сценических костюмах, однако отмечает: «Сейчас там столько смешных персонажей, что в появлении Сердючки со звездой на голове не было бы ничего удивительного». Что ж, если найдутся финансисты, то и такой откровенный политпроект вполне может «прокатить» в нашей многострадальной стране. Более того, уж что-что, а навредить он не сможет, как и что-то у кого-то отобрать.

Сергей Ковтуненко, СН

You may also like...