По оценкам в США, в 2000 году около 40% руководителей интернет-компаний имели криминальное прошлое или связи с криминальным миром. Для немалого числа пользователей «сетевая» этика несовместима с представлением об «интеллектуальной собственности», «иерархии доступа» и «внутреннего табу». В результате в Интернете несложно выложить и получить информацию, которая носит сомнительный характер. Порнография в Интернете – материалы порнографического содержания (тексты, сканированные фотографии, видеопроизведения, «интерактивные игры», реклама проституции), распространяемые в оцифрованном виде через службы Интернета: порно-сайты (porno site, adult site, xxx-site, p0rn), сети двустороннего обмена файлами, чат. Интернет используется как средство распространения порнографии потребителям любого возраста, любой узкой фетишизации, в любой стране, независимо от того, разрешена ли там порнография полностью, с определенного возраста или запрещена законом.
Организация коммерческого порно-ресурса привлекает нечистоплотных предпринимателей низкими затратами копирования и выгрузки, получением тарифных рекламных отчислений от платных и бесплатных подписчиков, клиентов «услуг». Статистика поисковых систем приводит самые популярные запросы посетителей из одного слова: порно, секс, sex, porno, эротика, знакомства, а из двух слов: детское порно, расписание поездов, эротические рассказы, эротические фото, бесплатное порно.
Низкая цена копирования и поставки цифровых данных привела к формированию частных сообществ людей, обменивающихся порнографией (в частности, порнографический обмен в файлобменных сетях типа Kazaa). Бесплатная порнография от одного другому пользователю стала массово доступной и уже не ограничена частными группами. Появилось новое направление – «порно от масс массам». Недорогие цифровые камеры, все более и более мощное и легкое в использовании программное обеспечение позволяют производить и распределять самодельное и «домашнее» порно для знакомых и бесплатно. Бесплатная порнография в Интернете используется для маркетинга, чтобы поощрить подписку на платный материал.
Взаимодействие в сети по ряду аспектов существенно отличается от обычного реального. Эти различия вынуждают пересматривать права и обязанности государства и граждан. Как сохранить принцип свободы слова и по возможности избежать вмешательства государственных органов в деятельность Интернета? Как, с другой стороны, предусмотреть возможность защиты прав личности и воспрепятствовать распространению по сети вредной информации: порнографии, пропаганды насилия, наркотиков? В целом ввести в мировой сети цензуру так же сложно, как цензуру телефонных переговоров, слишком велика система.
Децентрализованный распределенный метод передачи информации не только повышает функциональность, надежность Интернета, но и затрудняет государству вводить запрет, контроль, цензуру информационных потоков многих пользователей, препятствуют намерению регулировать и управлять. Сеть рассматривает цензуру как повреждение и готова предложить способ восстановления. Для подключения к Интернету используются выделенные или обычные телефонные линии, но в целом движение информации по каналам происходит непредсказуемо. Интернет препятствует жесткому регулированию именно как преимущественно мягкая система. Ни отправитель, ни получатель не знают и не заботятся о маршруте передачи данных, нет оснований полагать, что передаваемые данные обязательно проследуют тем же маршрутом дважды.
В публицистическом очерке «Мегабитовая бомба» известный писатель-фантаст Станислав Лем отмечал, что современным «системам передачи данных не хватает самоконтроля, модемам все равно, передают они на весь сетевой мир изображения святых, или изображения голых задниц, или формулы производства взрывчатых веществ».
В реальности политика ряда государств все больше демонстрирует намерения и возможности вмешательства и регулирования доступа к сетевому контенту. И все же, несмотря на эти общие основы, существуют различия государственных подходов разных стран к проблеме регулирования «вредного» содержания: оскорбительных высказываний, пропаганде насилия, антиправительственной агитации, порнографии, в частности, детской порнографии.
США и страны Европы поначалу исходили из того, что регулирование нанесет вред развитию и многообразию Интернета, рассчитывая на саморегуляцию, внедрение рейтинговых систем. Однако в настоящее время отношение ужесточается, вводится надзор и блокирование информации, регулирование Интернета, особенно связанное с электронной коммерцией. Многие национальные законодательства используют в качестве базиса одобренный в 1997 году Генеральной ассамблеей ООН «Типовой закон об электронной коммерции».
Некоторые страны (в Азии) принимают меры блокирования доступа к порно-сайтам. Правительства ограничивают доступ граждан в Интернет с целью сохранения традиционных моральных ценностей, останавливают работу сайтов, если их содержание расценивается как подрывное или оскорбительное.
Активное регулирование Интернета ведет правительство Китая, где по закону против нарушения общественного порядка пользователь подписывает обещание, не использовать сеть для антигосударственной деятельности, несет уголовную ответственность или подвергается штрафу до 2 тысяч долларов. Поставщик сетевых услуг передает данные только через узлы Министерства почтовой связи, которое и осуществляет контроль. В задачи специального подразделения полиции входит борьба с мошенничеством и распространением порнографии в компьютерной сети, а также разработка программ, способных «фильтровать содержание сайтов». Программа-обозреватель должна фильтровать материалы, запрещенные для просмотра, по типу аналогичных систем для детей (в первую очередь блокируется порнография и азартные игры) в Интернете. Все блоги (сетевые журналы) и сайты на территории Китая должны проходить государственную регистрацию, несколько более простую, чем регистрация бумажных или электронных СМИ, но, тем не менее, частные блоггеры должны при регистрации предоставить полную информацию о личности, ответственной за созданный сайт, в Министерство информационной индустрии. Уклонившиеся могут быть подвергнуты штрафу в 1 миллион юаней, то есть около 120 тысяч долларов. Сайт Министерства информационной индустрии Китая предпринятые меры объясняет: «Интернет полезен людям, но является и источником секса, насилия, средневековых предрассудков и другой пагубной информации, которая отравляет душу человека».
Борьба с подобными источниками в Китае ведется с помощью традиционных «сигналов»: о сайте, который пропагандирует насилие или на котором процветает порнография, достаточно написать в Министерство информации. Специальные программы обходят сайты и определяют «индекс подозрений» – регистрируют сайты, на которых, в частности, встречаются упоминания секса, насилия. Владелец сайта, попавшего в «индекс подозрений», получает уведомление и должен привести сайт в порядок; если этого не произойдет — сайт будет закрыт.
Чтобы система работала эффективно, контролируется регистрация владельцев сетевых ресурсов в режиме реального времени, соответствие между адресом сайта и кодом регистрации.
Интересно, что активно помогают Китаю в этом западные корпорации: компания Cisco предоставила разработки, которые позволяют выслеживать граждан, посещающих сомнительные сайты. Компания Microsoft поддерживает фильтрацию содержания ведения интернет-журналов. Попытавшись использовать слова, которые имеют отношение к порнографии, блоггер видит напоминание о запрете. Похожие меры применяют и некоторые другие страны Азии.
Резолюция Европейского парламента 1997 года призывает устранять незаконные и вредные материалы из Интернета. Некоторые страны считают, что для этого достаточно обычных законов о средствах массовой информации. Провайдеры сотрудничают с полицией, закрывают узлы или форумы, которые отличаются непристойностями. Германия в 1997 году приняла закон, возлагающий ответственность за содержимое сети на провайдеров, побуждая их блокировать известные им (!) предосудительные материалы, созданные другими, если это технически возможно. В 1998 году министры телекоммуникаций европейских государств подписали соглашение о создании систем фильтрации материалов с порнографией и пропагандой насилия и фашизма.
В Великобритании разведка МИ-5 в соответствии с законом может отслеживать адреса сайтов, посещаемых британцами. В Австралии с 2000 года государственное регулирование дополняется отраслевым саморегулированием («режим совместного регулирования», «сорегулирование») по удалению из сети «спорной» информации. С одной стороны, государство обязывает интернет-провайдеров предоставлять конечным пользователям информацию и инструменты управления доступом к ресурсам Интернет. Провайдер должен предложить на выбор несколько систем контентной фильтрации или сетевой сервис, аналогичный по результату установке локального контентного фильтра. С другой, компании, обеспечивающие работу ресурсов в сети, или хост-провайдеры обязаны отключать те Интернет-ресурсы, которые признаны незаконными Ведомством по телерадиовещанию. За неподчинение решениям Ведомства предусмотрены серьезные санкции.
Ограничения проявляются в выборочной фильтрации результатов поиска, которую поисковые системы выполняют, в зависимости от того, из какой страны поступил запрос (возможно, под давлением правительства страны). Например, поисковая система Google не выдает адреса сайтов нацистской и расистской направленности через «немецкий» и «французский» отделы (Google.de и Google.fr). При этом в общей базе данных эти сайты значатся и через основной Google.com их найти можно.
Интернет создал огромную платформу творчества чрезмерно широкого диапазона. Правовое окружение Интернета (или отсутствие такового) защищало его свободу так, что информация свободно перетекала и получала беспрецедентную широту выражения. Но ситуация меняется как в техническом, так и в правовом отношении. Интернет подчинится законам не хуже обычных СМИ, разница только в способе представления информационного продукта. При любом источнике оконечное предоставление материала пользователю все равно происходит через конкретных провайдеров внутри страны.
Способность общества творить «беспредельно» ограничивается системами контроля, мониторинга и фильтрации сообщений с помощью современных технологий даже более совершенно, чем ранее. Спецслужбы применяют систему электронного перехвата для прослушивания переговоров, как частных, так и государственного уровня. Передаваемая по планете электронная информация сканируется и анализируется с помощью мощных компьютеров и систем поиска в контексте ключевых слов, словосочетаний.
В ряде стран после террористических актов используются системы сканирования электронной почты, SMS-сообщений, прослушивания голосовой почты. По заданию спецорганов, у провайдеров устанавливается компьютер, ведущий по критериям мониторинг посещаемых адресов Интернета, запись отобранного материала на диске для дальнейшего анализа. Предлагается повысить требования к компаниям-провайдерам, чтобы предотвратить распространение в Интернете незаконных материалов, вести учет нелегальной сетевой активности, иметь возможность получать базы данных и регистрации абонентов с указанием их интернет-адресов (статических и динамических), вести обязательную регистрацию абонентов операторов мобильной связи, учитывая их возможности выхода в Интернет.
Регулирование доступа к источникам Интернета можно сравнить с опытом глушения зарубежных радиостанций, применявшегося в ряде стран (в частности, в СССР) во второй половине ХХ века. Защита граждан от информации, глушение (сигнал-помеха) источника (радиостанции) требовали создавать сеть радиопередатчиков, которые должны были охватывать свои регионы. Источники применяли попытки обойти глушение увеличением мощности, направленности, скачкообразным смещением частоты сигнала, но это приводило к проблеме подстройки у слушателя.
В Интернете глушение невозможно, но в какой-то мере его аналогом становится фильтрация соответствующих ресурсов на предоконечном пункте – у провайдера. Возможна быстрая подстройка фильтра под смену доменного имени, обучаемое распознавание передаваемого контента и имен-адресов, определение новых источников. Все эти функции вполне по силам современным программам.
С другой стороны, сам факт создания, ведения сайтов с порнографией является важным индикатором обнаружения соответствующей «инициативной» деятельности и интереса отдельных лиц к подобным материалам. Наблюдение за подобной деятельностью и ведение соответствующих баз данных можно использовать для принятия «отложенных» на некоторое время ответных шагов.
Статистика запросов, поступающих в поисковые системы, – полезный источник анализа тем и интересов общества в сочетании с классификацией отправителей запросов по территориальным IP-адресам, провайдерам, организациям.
Необходимо поддержать развитие специализированных систем поиска веб-информации криминального содержания (детская порнография; торговля наркотиками; нарушение авторских прав; незаконные финансовые, денежно-кредитные учреждения и др.), которые могут анализировать веб-страницы лексически и семантически программами, затем они должны просматриваться экспертами.
Распространение порнографии, в частности, детской, с помощью Интернета, в некоторых странах расценивается как незаконная деятельность, а в некоторых странах не ограничено законодательством, и именно там много центров размещения таких сайтов. Методы борьбы с порнографией в Интернете: блокирование доступа к соответствующим сайтам (практикуется в ряде стран Азии); судебные требования к провайдерам прекратить хостинг; содействие Интерпола. Значительная роль в борьбе с незаконной и вредной информацией принадлежит государственной политике регулирования, международным соглашениям на уровне ООН, ЕЭС, Совета Европы.
В России этот процесс идет стихийно, и уже сейчас возникает потребность, определить роль и место в нем государства, предприятий, предоставляющих Интернет-услуги, и пользователей Интернета различных уровней. Во многих странах мира сложилась достаточно четкая законодательная политика в области Интернет-ресурсов. Однако в российском законодательстве наблюдается заметный вакуум норм права, призванных регулировать проблемы Интернета. В то же время выработка принципов контроля Интернет-ресурсов в России должна проводиться с учетом позиций всех заинтересованных сторон – различных государственных, религиозных и общественных организаций, а также широкого общественного мнения.
В.Гаврилов, Саратов; Центр исследования проблем по борьбе с коррупцией