Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Контрафакт наступает, доля подделок составляет 90 процентов

Ситуация с контрафактной продукцией на отечественном рынке критическая: в некоторых областях доля подделок составляет 90 процентов. При этом эксперты подчеркивают – контрафактный бизнес неискореним по причине своей сверхприбыльности – 1000 процентов и более! Моя соседка, женщина не бедная, уже больше года судится со столичным бутиком известной фирмы. Она купила в нем элегантную театральную сумочку по цене подержанной машины.

Что дернуло соседку, будучи в Европе, сдать свою покупку на экспертизу, сказать трудно. Но экспертиза однозначно ответила – дама купила подделку. С тех пор покупательница пытается наказать бутик. Суды в Москве идут нудно. Добровольно дорогой магазин в центре столицы сдаваться не желает.

Подпольное масло от поддельной коровы

Специалисты говорят – ситуация с контрафактной продукцией на отечественном рынке критическая: в некоторых областях доля подделок составляет 90 процентов. При этом эксперты подчеркивают – контрафактный бизнес неискореним по причине своей сверхприбыльности – 1000 процентов и более.

Сегодня около 500 миллиардов долларов из ежегодного оборота товаров в мире приходится на долю фальшивок.

В принципе не так страшно, когда подделывают одежду и духи. Это неприятно, но не смертельно. Гораздо хуже, когда речь идет о питании и лекарствах. По последним проверкам, только в московских аптеках обнаружилось до 30 процентов фальшивых антибиотиков, спазмалгетиков и витаминов.

Красивая коробочка

Основа основ любого контрафакта – упаковка и этикетка. Отличить при покупке фальшивку от оригинала зачастую можно только одним способом: внимательно всмотреться в этикетку. В частной беседе руководители типографий, что больших, что маленьких, подтверждают – они кто чаще, кто реже печатают коробочки и этикетки известных марок.

Подделывают почти все: водку, стиральные порошки, соли для ванн, питание для животных, этикетки на шампуни, коробки под конфеты, коробки под новогодние подарки, чай, кофе. Кстати, по последним данным один из самых выгодных бизнесов – подделывать сливочное масло. Ставится маслобойня где-нибудь в области, закупается упаковочная линия и заказывается упаковка, как у известного производителя. Затем закупается на каждую фуру масла фура маргарина. Все смешивается в пропорции один к одному, упаковывается в пачки и сбывается оптом.

Справка

В России 12 из 16 министерств и несколько десятков специальных структур занимаются борьбой с контрафактом. Но ощутимого результата нет. По оценкам экспертов, в море подделок только на налогах Россия теряет 3 миллиарда долларов в год. Причина трудностей с победой контрафакта – сверхприбыльность этого криминального бизнеса и проблемы в законодательстве.

Пока выявляемость контрафакта остается на уровне 0,6 процента приблизительного объема производства. Практически каждый вечер по новостным программам телевидения показывают “дежурный” сюжет – приехала милиция, конфисковала товар, опечатала цех. Жаль, что никогда не показывают продолжение ситуации через месяц. Обычно оно выглядит так – организатор подпольного производства все бросает и через месяц процветает в другом месте.

В России действуют три статьи, по которым пирата привлекают к уголовной ответственности: 146-я (нарушение авторских и смежных прав со сроком наказания до двух лет); 147-я (нарушение изобретательских и патентных прав со сроком наказания до двух лет) и 180-я (незаконное использование товарного знака со сроком наказания до двух лет).

По идее, суммарное наказание может дойти до пяти лет лишения свободы, но на деле преступникам присуждают два года условно или, что намного реже, один год реально.

Самый удобный способ борьбы с контрафактом открыт давно и действует в Европе. Там в некоторых странах в качестве крайней меры принят закон об ответственности покупателя за приобретение контрафакта. То есть если вы сознательно и не в первый раз покупаете поддельный музыкальный диск, вас выслеживают и штрафуют на кругленькую сумму.

Подделка в законе. В каком?

В России чаще всего подделку мы покупаем, не зная, что это она. В магазинах контрафакт купить совсем не сложно, даже если это дорогая торговая точка. А о простых и речи нет. Поэтому главный вопрос – распространяется ли на покупателей контрафакта поневоле наш Закон “О защите прав потребителей”? Оказывается – распространяется. И даже если вы купили “липу”, то вы все равно можете требовать защиту.

В преамбуле Закона “О защите прав потребителей” сказано, что этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами. И если впоследствии выяснится, что товар оказался подделкой, на отношении между продавцом-покупателем это не отразится. Правда, за одним исключением – покупатель не должен знать, что приобрел подделку. Только в этом случае он со своим “липовым” Версаче защищен российским законом.

Наталья Козлова, Российская газет

Exit mobile version