Плакатный плач по Верховной раде

Политическая реклама нравится украинцам больше, чем рекламируемые партии. В минувшую среду в Донецке, в ларьке у входа в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, прихожане раскупили все мороженое «Премьер». Другие сорта мороженого, как, например, «Архиерейское», в день посещения этой святыни главой украинского правительства Виктором Януковичем спросом не пользовались. Оно и понятно – ведь до внеочередных выборов в Верховную раду остался ровно месяц. И мороженое стало таким же элементом политической агитации, как телеэфир или уличные билборды. Пиар ведущих политиков страны порой просто ставит избирателей в тупик. «Пипл все схавает», – похоже, именно этим лозунгом руководствуются пиарщики наших политиков, – возмущалась в разговоре продавщица киевского супермаркета Татьяна Стороженко. – Взять хотя бы рекламный ролик Партии регионов о сниженных правительством ценах на мясо! Хорошо. Мы, убогие, не можем проверить правдивость утверждения о создании Януковичем миллиона рабочих мест. Но все знают, что мясо за последнее время только постоянно растет в цене. И каждый покупатель мне об этом обязательно напоминает, вроде я тут представитель «бело-синих» и главная по цене на мясо!»

«Скажите, вы считаете, что Украине нужен Литвин?» – искренне поинтересовался у корреспондента «НИ» водитель такси, проезжая мимо очередного огромного билборда с фотографией улыбающегося экс-спикера Верховной рады с жизнеутверждающей надписью на истерически желтом фоне: «Стране нужен Литвин!»

Проезжаем плакат с изображением Тимошенко, устремившей ясный и уверенный взгляд куда-то поверх голов электората. Видимо, она внимательно рассматривает светлое будущее Украины, которое непременно наступит, если все примут активное участие в предложенном ею «украинском прорыве».

Характерно, что с телеэкранов и билбордов разные политические силы обещают электорату, по сути, одно и то же: справедливость, стабильность, верховенство закона, отмену депутатских льгот, увеличение пособий молодым матерям и достойные пенсии старикам. Политические силы «кормят» избирателя социальными обещаниями, критикуют конкурентов и… все. Правда, иногда пресные рекламные ролики разбавляют новостями из повседневной жизни политиков. Например, никого в стране не оставили равнодушными сюжеты о том, как на фоне полыхающего леса почетный глава «Нашей Украины» президент Ющенко толкал вместе с главой МЧС Нестором Шуфричем (четвертым номером в списке Партии регионов) пожарную машину.

Самым неравнодушным к политической рекламе чиновником оказался столичный градоначальник Леонид Черновецкий. Через одну из киевских газет он обратился в «Книгу рекордов Гиннесса» с просьбой зарегистрировать самую дорогую в мире рекламную кампанию во время выборов. Таковой, по его мнению, является реклама Блока Юлии Тимошенко. Экс-банкир быстро посчитал что к чему, и на днях киевская мэрия утвердила новые расценки на внешнюю рекламу в столице. Причем начали с окраин города. К примеру, щит, стоящий отдельно, стоит 33 гривны (около 7 долл.) за квадратный метр. Щит на фасаде дома – 59, графическая (лазерная) проекционная установка – 2935 гривны за штуку. Конструкция на крыше дома – 82 гривны, а реклама на телефонных кабинках, на лавках и прочая «мелочовка» – 12 гривен за штуку. Но, как сообщили «НИ» в пресс-службе мэрии, чем ближе к центру, тем выше будет и стоимость рекламного метра. А на Крещатике вышеупомянутые цифры возрастут в три раза.

Наиболее щедрыми, как и в прошлом году, остаются лидеры предвыборной гонки – «Наша Украина», Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов, рекламные бюджеты которых, по предварительным оценкам, составляют по 70–80 млн. долл. «Что касается Партии регионов, то у них действительно много рекламы, но есть ощущение стагнации. Они вроде бы зависли на каком-то этапе кампании. И уже заметны очевидные проколы, – прокомментировал «НИ» свои наблюдения глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко. – Регионалы сделали правильный акцент на порядке, стабильности, на значении лидерства премьера, который остается самым рейтинговым политиком в стране. Но вот на некоторых темах они явно прокололись. Против них последние месяц-два очень сильно работает неблагоприятная ситуация на потребительском рынке».

Тимошенко же взяла интенсивностью. «В плане присутствия в медиа БЮТ нет равных, создается впечатление, что они бросили колоссальные средства на рекламу», – во многом согласен с Черновецким г-н Фесенко. Он отмечает, что для людей образованных у тимошенковцев есть своя «фишка» – программа прорыва. А вот для людей, не обремененных образованием и Интернетом, придумана тема с Нострадамусом (забавный ролик, в котором цитируется пророчество средневекового оракула о том, что Украину якобы спасет женщина, которая придет к власти в стране. – «НИ»)».

Что касается пропрезидентского блока «Наша Украина – Народная самооборона», то он как будто зациклился на теме ликвидации депутатской неприкосновенности. Правда, после того, как 15 августа премьер Янукович пошел ва-банк и сам предложил в срочном порядке снять неприкосновенность, не дожидаясь выборов, «оранжевые» поменяли свой лозунг, обещающий отмену иммунитета, на безликий призыв «Закон один для всех!»

Фото: ВЛАДИМИР ПШУК

ЯНА СЕРГЕЕВА, Киев, «НИ»

МНЕНИЕ

ПОЛИТИКИ ЛИШЕНЫ КРЕАТИВА

Больше всего в Украине рекламируют алкоголь, мобильных операторов и бытовую химию. Причем у последних зачастую хоть и примитивная, но самая действенная реклама. Самой слабой считают политическую рекламу. И это красноречиво подтверждают цифры: по результатам социологического исследования Украинского института социальных исследований им. А. Яременко и Центра «Социальный мониторинг» более 50% избирателей критически воспринимают телевизионную рекламу всех политических сил.

«Политическая реклама абсолютно лишена креатива. Представляют личность кандидата, а не идею, которую он предлагает», – критикует глава Союза рекламистов Украины Михаил Старощук. По мнению Ольги Зениной, тут дело далеко не в компетенции рекламных агентств. «Не буду называть имен, но обычно политические лидеры сознательно отказываются от какого-то креатива. Они считают, что хорошо разбираются в рекламе, и зачастую сами придумывают какие-то ходы».

А избирателям потом приходится потреблять плоды их фантазий. Как бы нам это не надоело – выбора нет.

Татьяна Колесниченко, «24»

You may also like...