Платить за услуги ЖКХ приходится все больше, но их качество не улучшается: как коммунальщики «доят» украинцев

тарифы

Коммунальные услуги, будучи одной из базовых потребностей граждан, удовольствие не из дешевых. Украинцев приучают к тому, что такая же ситуация и в Европе и в Америке. При этом в обмен на дороговизну нашим гражданам обещают высокое качество услуг и прозрачность расчетов за них. Но как раз, ни качества, ни прозрачности не наблюдается.

В издании «Апостроф» разбирались, за что и за кого платят украинцы, и как их в этом обманывают.

Все больше украинцев приходят к осознанию того, что лучше иметь счетчики в квартирах для учета потребления жилищно-коммунальных услуг. Да, придется где-то экономить, но, по крайней мере, ты точно будешь знать, сколько чего ты использовал, и сколько должен за это заплатить. Четко, понятно, прозрачно.

Однако во многих домах украинцев по-прежнему нет приборов учета. Во времена СССР у граждан были только счетчики электроэнергии, за которую советские люди платили по факту использованных ими киловатт-часов. Все остальное оплачивалось по суммам в платежках, которые вписывали туда ЖЭКи, основываясь на своих данных. Учитывая, что в Советском Союзе «коммуналка» была копеечной, люди особо не заморачивались.

В первые годы независимости Украины система оставалась по большому счету советской, и, если люди не платили за коммунальные услуги месяцами, а то и годами, то связано это было не с их дороговизной, а с тем, что у многих просто не было денег – от слова «совсем». Ведь на дворе были «лихие 90-е».

Однако со временем «коммуналка» становилась все дороже, и люди начали задумываться – а не слишком ли много мы за нее платим? Особенно ощутимыми стали платежи за отопление. Во многих украинских городах одно время практиковалась оплата за тепло на протяжении всего года, а не только во время отопительного сезона. Потребителям это было удобно – суммы оставались одинаковыми из месяца в месяц, хотя было совершенно непонятно, откуда берутся цифры в квитанциях, и насколько они верны.

Постоянный рост стоимости тепловой энергии вызвал такой феномен как отказ от централизованного отопления, от которого начали отключаться целыми домами, улицами, а то и городами. В моду начали входить индивидуальные котельные.

Дорожали и другие коммунальные услуги. Второй из них по дороговизне стала горячая вода. Многие люди установили бойлеры (электроэнергия, на удивление, дорожала не так быстро) и одновременно счетчики – если горячей водой не пользуешься, то и платить за нее не надо.

Однако установившие приборы учета украинцы вскоре столкнулись с неприятным сюрпризом – им, как и другим жильцам, доначисляли суммы, образовавшиеся из-за разницы между реальным потреблением в доме, и тем, что определялся по нормативам.

Через некоторое время, правда, эту разницу решили распределять только среди потребителей, у которых не установлены счетчики, что справедливо – не хочешь платить за других, установи счетчик и, как говорится, спи спокойно.

Более того, как известно, сейчас в новостройках квартиры уже оснащены приборами учета потребления основных услуг ЖКХ, а потому в них каждый платит за себя.

За себя и за того парня

Но, как оказалось, с этого года изменились некоторые правила оплаты горячего водоснабжения. Как рассказал «Апострофу» киевлянин, проживающий в новом доме, где у всех жильцов есть индивидуальные приборы учета, «коммунальщики» из «Киевтеплоэнерго» поставили собственников квартир перед фактом, что теперь они должны оплачивать горячую воду не только по счетчику, но и разницу с показателем общедомового счетчика – пропорционально объемам потребления.

Раньше такая методика действовала (и продолжает действовать) в отношении отопления, что понятно, так как батареи есть не только в квартирах, но и в подъездах, и за это тоже нужно платить.

Но откуда взялись неучтенные объемы горячей воды, если, конечно, речь не идет о подогреваемом бассейне на крыше?

«Разница в показаниях возникает из-за потерь внутри дома», — пояснил «Апострофу» эксперт в сфере ЖКХ Сергей Дяченко.

В этом же видит причину и глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

«Потери горячей воды происходят в домовых сетях. Они не утеплены, большинство из них в плохом состоянии. Поэтому потери горячей воды в доме иногда достигают 20-25%», — сказал эксперт в комментарии изданию.

Но есть и другие причины, и главная из них – человеческий фактор.

Не секрет, что предприимчивые граждане всегда стремились платить меньше, для чего использовали самые разные ухищрения. Самый простой и эффективный способ «обмануть» счетчик – поставить магнит, чтобы замедлить его ход. При этом некоторые народные умельцы умудрялись перенаправить счетчик в обратном направлении – то есть у них потребление электроэнергии не росло, а уменьшалось.

Очевидно, что подобные «хитрости» используются и сейчас. Поэтому не удивительно, что возникает разница между показаниями общедомового счетчика и некоторых квартирных приборов.

Кроме того, отдельные недобросовестные жильцы делают врезки в общедомовые сети, что позволяет им пользоваться неучтенными объемами горячей воды. Например, для обогрева полов. И такие есть в том самом доме, о котором речь шла выше.

Нужно понимать, что это далеко не единичные случаи.

«Их – десятки, если не сотни тысяч», — говорит Олег Попенко.

Как-то слабо верится в то, что «коммунальщики» об этом не знают. Но тогда непонятно, почему они не реагируют на столь вопиющие факты.

«К сожалению, коммунальные предприятия не имеют влияния на совладельцев многоквартирных домов. Таков закон, — рассказал Олег Попенко. — На самом деле, должны быть службы – в большинстве стран это так называемая жилищно-коммунальная инспекция, которая может прийти и проверить, есть ли нарушение. А в Швеции, например, это ответственность управляющих компаний – там даже без ее разрешения розетку нельзя заменить, не говоря уже о более серьезных вещах. У нас же система управляющих не работает».

Однако зачастую коммунальные предприятия, ответственные, кстати, не только за предоставление той или иной услуги, но и за ее качество, даже не пытаются провести аудит и осуществить хотя бы поверхностную проверку. А ведь несанкционированное вмешательство в работу сетей общего пользования – это правонарушение, и ими должны заниматься правоохранительные органы.

Но проводить проверки – это дополнительные расходы.

«Конечно, им проще повесить это (неучтенное потребление) на всех жильцов», — говорит Сергей Дяченко.

Но это не единственная проблема, с которой сталкиваются жильцы многоэтажных домов. Как сообщили «Апострофу» информированные источники, столичные коммунальщики планируют реализовать новую схему по «дойке» жильцов — расчет горячей воды хотят делать не по «кубам», а по гигакалориям.

Уже сейчас представители «Киевтеплоэнерго» начали вести переговоры с руководством ряда ОСМД по поводу изменений методики подсчета услуг. Впрочем, все это рискует закончиться серьезным скандалом: представители домов резко выступают против идеи коммунальщиков — хотя бы потому что в квартирах у абсолютного большинства владельцев стоят счетчики по подсчету объема воды, а не гигакалорий. Закономерно, что в ОСМД небезосновательно полагают, что благодаря переходу на новую схему подсчета услуг столичные коммунальщики получат прекрасную возможность «рисовать» в платежках завышенные суммы.

Утрата доверия

Кроме того, нужно понимать, что украинские коммунальные предприятия сами далеко не «белые и пушистые».

Сергей Дяченко поделился личным неприятным опытом общения с компанией «Киевэнерго».

«Они перенесли счетчик электроэнергии на подстанцию, где находится точка разделения, к которой у меня нет доступа. При этом я не позволил распломбировать свой счетчик в гараже, с которого продолжал снимать показания. И за один месяц сумма оказалась в пять раз больше, чем по моему счетчику. После моих жалоб и обещания обратиться в НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), через два месяца разница была уже всего 10%», — рассказал он.

И такие случаи повсеместны.

В частности, нынешним летом многие киевляне начали получать уведомления о наличии у них задолженности за отопление с прошлого отопительного сезона. И суммы для погашения оказались очень даже немаленькие. Здесь, во-первых, удивляет то, почему о задолженности стало известно только по прошествии нескольких месяцев? Кроме того, у многих на самом деле никаких долгов не оказалось. Как рассказал «Апострофу» один столичный житель, получив такую платежку, он обратился за уточнением в компанию, и ему пообещали разобраться, а через некоторое время сообщили, что они ошиблись.

Но ведь многие платят, не разобравшись.

«Если вам приходят какие-то штрафы, доначисления, не торопитесь платить, — советует Сергей Дяченко. — Иногда бывает даже так, что несколько месяцев (задолженность) висела, а потом – раз, и исчезла, мол, разобрались. А если заплатишь, потом можешь и не вернуть».

Кстати, с июля киевляне начали получать в квитанциях за отопление дополнительный платеж. Людям предлагают заплатить за тепло авансом, чтобы во время отопительного сезона платить меньше. Логика в этом, безусловно, есть, учитывая, что нас пугают подорожанием отопления на 20-30% уже осенью.

Но насколько прозрачным является такой механизм? Как узнать, сколько на самом деле будет стоить отопление в осенне-зимний период без учета сделанных авансовых платежей?

Остается только верить на слово «коммунальщикам». Но, как видим, особого доверия к ним у украинцев нет.

Автор: Виктор Авдеенко; АПОСТРОФ

Читайте также: