Домохозяйка Труди Кофлэн (Trudy Coughlan) провалилась так же глупо, как добросердечный профессор Плейшнер в культовом советском кино «Семнадцать мгновений весны». Профессор забыл про цветок в окне — предупреждение о провале явки — и поплатился жизнью. А супруга Майкла Кофлэна (Mike Coughlan), главного конструктора команды McLaren, отправилась в обычный копировальный центр…
… где назвалась своим подлинным именем и попросила отсканировать 780 страниц секретных материалов команды Ferrari, полученных ее мужем от главного механика Ferrari Найджела Степни (Nigel Stepney).
Безграничная наивность такого поступка может сравниться только с удивительным невезением беспечной леди.
Неприметный сотрудник центра, болельщик Ferrari оказался в самом логове врага, поскольку жители графства Суррей (Surrey County), живя неподалеку от
Труди Кофлэн забрала секретный фолиант и два CD. Лишние документы были тайно сожжены на заднем дворе дома, однако запоздалая предосторожность оказалась тщетной. Вспыхнул громкий шпионский скандал.
Не грех немножко пошпионить
Фразы «мягкий шпионаж», «легкий шпионаж» давно стали общеупотребительной лексикой, особенно если речь идет о гонках
Информация о болиде соперника дает огромные преимущества. На треке состязаются не только пилоты, команды или
Как объясняет эксперт Autosport Марк Хьюз (Mark Hughes), «разница между самым быстрым и самым медленным пилотом по способности вождения, скорее всего, не превышает одну секунду на круг. А разница между самой быстрой и самой медленной машиной, вероятно, составляет три или даже четыре секунды на круг. Так что самый быстрый водитель в самой медленной машине ничего не добьется, тогда как самый медленный водитель в самой быстрой машине может оказаться вполне успешным».
Друзья-соперники
Спортсмены, дизайнеры, механики переходят из одной команды в другую. Спортивная элита — это узкий круг, где все друг друга знают. Как утверждает Монтойя, «всегда можно обнаружить, что пробуют другие.
Шпионажу помогают и дружба, и вражда, поскольку соперничество существует не только между командами, но и внутри команды. Противоречия между гонщиками Льюисом Хэмилтоном (Lewis Carl Hamilton) и Фернандо Алонсо (Fernando Alonso Díaz) определяли ситуацию в McLaren. А для Ferrari роковую роль сыграло соперничество внутри руководства команды — главный механик Ferrari Найджел Степни утратил шансы на продвижение и не пожелал с этим смириться. Главный конструктор McLaren Майк Кофлэн и Найджел Степни оказались давними приятелями, активно обменивались мнениями и, возможно, собирались перейти в одну команду — в прессе появлялись сообщения, что они рассматривают возможность трудоустройства в команду Honda.
Не обошли «
Летом и в начале осени 2007 года у гонок
И ты, Алонсо!
Электронная переписка Фернандо Алонсо и тест-пилота McLaren
В стороне от шпионского скандала остался Льюис Хэмилтон. Не без иронии он так прокомментировал крамольную переписку: «Единственный раз я отправил мэйл Педро [де ла Роза], и речь шла о женщине. Я не знаю электронного адреса Фернандо. Мы общаемся, когда оказываемся на треке».
Повторное рассмотрение дела Всемирным cоветом мотоспорта завершилось поражением McLaren. Команда вынуждена была выплатить самый крупный в истории штраф в размере $100 млн, а также утратила очки в Кубке конструкторов 2007 года. Глава и совладелец McLaren GroupРон Деннис (Ron Dennis) счел решение несоразмерным провинностии заявил после слушания: «Я не считаю, что мы заслуживаем такого наказания». Однако последствия могли быть и более суровыми — дисквалификация команды на два года или утрата очков также и в личном зачете чемпионата 2007 года.
Аргументы Денниса вполне обоснованы — на повторном слушании не были приведены конкретные примеры использования командой McLaren секретной информации. Доказано было только, что, кроме Кофлэна, два пилота McLaren имели доступ к сведениям Степни. Суть вердикта Всемирного совета мотоспорта: информация была, команда не могла не воспользоваться, однако неизвестно, как именно воспользовалась.
Для руководства Международной автомобильной федерации (FIA)доказанного обмена мнениями между
Далеко не всегда запросы шпионов столь скромны. Самым впечатляющим остается разбирательство, затеянное в 1978 году командой Shadow против коллег из команды Arrows. Претензии были предъявлены масштабные — утверждалось, что дизайн болида был целиком украден и модель Arrows FA1 попросту скопировали с Shadow DN9. Дело было решено в пользу Shadow — Высший суд в Лондоне запретил командеArrows использовать злополучную модель FA1. Поставщиками секретной информации оказались, по официальной версии, бывшие сотрудники Shadow, которые, поссорившись с начальством, и создали команду Arrows.
В 1980 году на шпионаже попалась команда Ferrari — группа специалистов провела ночь во взломанном гараже команды Williams, делая измерения и фотографируя автомобиль. По крайней мере, в этом позднее признался один из руководителей команды Ferrari Харви Постлтуэйт (Harvey Postlethwaite).
А первым предвестником громкого скандала 2007 года стало обвинение команды Ferrari в использовании «гибкого днища», позволяющего обтекаемости болида улучшаться непосредственно по ходу гонки. Рон Деннис подал протест против использования такого днища, так как деталь не соответствовала новому регламенту. По версии Ferrari, информация об использовании днища утекла к руководству McLaren по шпионским каналам, с помощью все того же Найджела Степни. На этот раз была признана правота McLaren и команде Ferrari запретили использовать спорный элемент.
Самые ранние случаи шпионажа относятся почти к доисторическим для гонок временам. Еще в 1913 году гоночный автомобиль Peugeot пал жертвой шпионов из команды Sunbeam. Пилот Peugeot Дарио Реста (Dario Resta) был дружен с главой Sunbeam Луи Коутленом (Louis Coatalen). И пока приятели ужинали и отдыхали в доме Коутлена, автомобиль Peugeot был разобран, тщательно изучен и собран снова.
Ни года без скандала
Не прошло и года после тайных деяний Кофлэна и Степни, и главный «победитель драконов» Макс Мосли (Max Mosley) сам стал персонажем разбирательства. Борцы за чистоту нравов должны быть вне подозрений, поэтому сеанс разоблачения таких ревнителей всегда производит сильное впечатление.
Газета News Of The World разместила на своем сайте видеоролик о приватных развлечениях президента Международной автомобильной федерации. В кадре Мосли был в обществе пяти дам, при этом в инсценировках активно использовалась нацистская символика. Боссу автоспорта тут же припомнили, что его отцом был известный лидер английских фашистов Освальд Мосли (Osvald Mosley).
Публику заинтересовал вопрос: кто заказал съемку? Промелькнула версия мести за разоблачения Кофлэна и Степни. Однако идея связать два скандала померкла на фоне иной информации. Одна из дам, «засветившихся» в компании Мосли, оказалась супругой сотрудника английской контрразведки.
Пока для Мосли все закончилось не так плачевно. Он сохранил свой пост президента Международной автомобильной федерации, получив на заседании генеральной ассамблеи сто три голоса в свою поддержку против пятидесяти пяти. Однако для многих его авторитет стал сомнительным — отставки Мосли добивалось большинство автоклубов.
Продолжение следует
Разоблачения последних лет привели к тому, что впервые спортивный шпионаж оказался в центре внимания мировой публики. Шпионский скандал ударил по бюджету и репутации команды McLaren. Главный антигерой Найджел Степни обещает написать книгу и вернуться в низовой автоспорт. Кофлэн остается под судом. Фернандо Алонсо вернулся в команду Renault.
Что можно сделать, чтобы команды не втягивались в шпионские игры? Разоблачение McLaren стало результатом случайного провала и столь же случайного появления сведений об электронной переписке. Стоило Труди Кофлэн самой потрудиться со сканером, а Фернандо Алонсо надежно удалить опасные электронные письма, и начать расследование было бы невозможно. А если службы безопасности команд и федераций систематически займутся спортивной разведкой и контрразведкой (как это происходит в сфере промышленного шпионажа), что тогда останется от спорта?
Пока ответов нет, и болельщикам приходится вырабатывать иммунитет к скандалам и шпионским страстям. За последний год нам довелось усвоить немало печальных истин. Чемпионы могут хитрить. Итоги разбирательств не всегда вызывают доверие. Во главе Международной автомобильной федерации находится человек с сомнительной репутацией. Спортивный шпионаж существует — и
Источник: Телеграф «Вокруг света»