Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Дороги-убийцы, маршрутки-убийцы, водители-убийцы: что не так с безопасностью движения в Украине

Дороги-убийцы, маршрутки-убийцы, водители-убийцы: что не так с безопасностью движения в Украине
Дороги-убийцы, маршрутки-убийцы, водители-убийцы: что не так с безопасностью движения в Украине

Украинцы гибнут в «невидимой» войне на дорогах – количество жертв и пострадавших в результате ДТП впечатляет. Только за минувшие выходные в результате 4 крупных аварий с участием пассажирского транспорта погибли 25 человек, а в целом по всей Украине эта цифра достигла отметки в 46 человек.

За 3 летних месяца в зоне ООС из-за обстрелов боевиков с неподконтрольных территории Донецкой и Луганской областей погибли 30 военнослужащих. И хотя эти показатели сравнивать неуместно, каждый гражданин Украины может представить себе масштабы трагических событий не только на фронте, но и на дорогах нашего государства.

За сухими цифрами статистики – искалеченные судьбы десятков тысяч семей. Смертность на украинских дорогах остается стабильно высокой еще с середины 2000-х годов. А с 2015 года ежегодно на дорогах погибает более 3 тысяч украинцев, больше 30 тысяч – получают различные повреждения, часто становясь инвалидами на всю жизнь.

В рейтингах безопасности дорожного движения Украина так же стабильно находится на последних позициях среди стран Европы вот уже более 15 лет. Если взглянуть на международную статистику с другого ракурса, то окажется, что в европейских государствах, где население значительно выше, чем в Украине, в целом на 1 миллион человек погибает вдвое меньше людей. А если учесть еще и то, что в целом в наиболее развитых государствах ЕС на тысячу человек зарегистрировано почти вдвое больше авто, то украинские реалии, действительно, напоминают фильм ужасов.

Причинами последних аварий на дорогах Украины, в которых массово гибли люди, стали давно уже известные проблемы, которые можно обобщить как несоблюдение правил безопасности движения. Так, на трассе неподалеку Новоград-Волынского в Житомирской области грузовик протаранил автобус, который стоял на обочине. В результате – 9 смертей, и еще несколько человек до сих пор остаются в реанимации.

В Одесской области в результате столкновения переполненной маршрутки с грузовиком также погибли 9 человек. В обоих случаях обстоятельства ДТП еще выясняются, однако причин большого количества погибших может быть всего несколько: несоблюдение правил грузовых и пассажирских перевозок из-за отсутствия контроля государства в этих двух сферах, грубое нарушение правил дорожного движения и необустроенность украинских дорог.

Все эти проблемы существуют уже много лет, однако ощутимого прогресса в их решении – до сих пор нет. Единственные, кто несет уголовную и административную ответственность за смерти на дорогах, – водители транспортных средств. Однако справедливо будет указать, что ввиду масштабов смертности украинцев на дорогах нашего государства, ответственность должны нести значительно более широкий круг лиц. Удастся ли уже новой властной команде подойти к решению проблемы системно и таки реально (а не только лишь за счет манипуляций со статистикой) уменьшить количество смертей на дорогах?

Сага о видеофиксации

Украинцам обещают навести порядок на дорогах еще с середины 2000-х годов. Для этого, убеждали чиновники и народные депутаты уже 3-х последних созывов парламента, очень необходимо ввести систему автоматической видеофиксации нарушений правил дорожного движения. А вместе с запуском этой видеофиксации еще и ввести систему штрафов и штрафных баллов для водителей. Ближе всего к внедрению этой системы подошли в МВД еще в 2015 году – был разработан ряд подзаконных актов, сертифицировано специальное оборудование, и оно уже установлено на дорогах Украины. Впрочем, система до сих пор не заработала.

Особенно непонятную позицию в данном вопросе занимает неизменный с 2014 года министр внутренних дел Арсен Аваков. Он то и дело обещает приближение запуска системы видеофиксации нарушений ПДД, впрочем, постоянно срывает все «дедлайны». Причин, как правило, две: бюрократические войны на уровне министерств и ведомств и отсутствие достаточного финансирования.

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий, который лишь несколько недель назад был назначен на должность, ранее работал главой Главного сервисного центра МВД Украины, где в частности, занимался внедрением системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В одном из своих недавних интервью министр объяснил промедление с внедрением системы именно отсутствием достаточных юридических обоснований на разных уровнях. Кроме того, для внедрения системы нужно создать соответствующие финансовые предпосылки, механизм которых нужно заложить в государственный бюджет. Удастся ли этого достигнуть уже в этом году – неизвестно.

Пока ясно лишь то, что несмотря на рекордную сумму в почти 75 миллиардов гривен на финансирование дорог в 2020 году, только 3,2 миллиарда будут потрачены на безопасность движения. К тому же, непонятно, кто именно в новом правительстве будет основным драйвером вопроса введения видеофиксации нарушений. Ведь именно у ведомства Арсена Авакова остается большинство рычагов в данной сфере.

Вечные «маршрутки»

Пока ни одно украинское правительство еще не придумало эффективного механизма преодоления такого явления как «маршрутки». Европейский и мировой опыт говорят о том, что сфера пассажирских и грузовых перевозок должны находиться в особой зоне внимания государства. И сам вопрос безопасности людей на дорогах должен быть приоритетом как для центральной, так и местной власти.

Основной метод борьбы с незаконными пассажирскими перевозками – создание развитой сети транспортного сообщения. Нелегальные или полулегальные маршрутные перевозки возникают там, где отсутствует эффективная система транспортного сообщения, соответствующая потребностям пассажиров.

Одновременно с этим нужно было бы улучшить контроль над соблюдением безопасности пассажирских перевозок самими перевозчиками. Для этого предыдущее правительство планировало ввести требования к обязательному оборудованию всех пассажирских автобусов тахографами и запретом осуществления перевозок пассажиров автомобилями, переоборудованными из грузовых. Впрочем, опять же, ничего из этого сделано не было.

Какую стратегию изберет уже новое правительство для упорядочения ситуации с пассажирскими перевозками – в профильном министерстве пока не обнародовали. Однако на проблему следует обратить особое внимание, ведь самая высокая смертность на украинских дорогах связана именно с существованием такого явления как «маршрутка».

Не только штрафами

Уже совершенно ясно, что одними штрафами ситуацию на украинских дорогах не изменить. В прошлом году именно по инициативе МВД были значительно повышены штрафы за превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии и парковки в неположенных местах.

Впрочем, высокие штрафы пока себя не оправдывают. Ведь их назначают системно тем водителям, кто «попался» на грубом нарушении ПДД. Отсутствие неотвратимости наказания стимулирует водителей и дальше нарушать, и в целом влияет на культуру вождения в Украине.

Еще два необходимых условия борьбы со смертностью на дорогах – введение системы наказания в виде штрафных баллов и улучшение безопасности инфраструктуры на дорогах. Большинство водителей в Европе не нарушают ПДД не через высокие штрафы, а потому, что в случае систематических нарушений могут просто потерять водительское удостоверение. Соответствующие данные фиксируют у себя не только полиция, они открыты и для других учреждений, которые могут принимать те или иные решения относительно отдельного гражданина. Например, банки – в случае необходимости выделения кредита гражданину или муниципалитеты, которые также могут предоставлять различные справки относительно правового статуса личности. И если гражданин – потенциальный нарушитель закона, общество даже не сможет выдвинуть его на выборную должность.

Кроме того, большинство украинских водителей все чаще замечают в вопросах не только низкое качество дорожного покрытия, но и создание необходимой инфраструктуры безопасности. Это и отбойники, и соответствующая разметка, и оборудованные места для аварийных остановок.

Особого внимания требует и вопрос повышения культуры вождения в Украине. В прошлом созыве Верховной Рады так и остался без рассмотрения законопроект «О дорожном движении и его безопасности», который предлагал революционные для украинского общества новации. В частности, они касались повышения ответственности не только для водителей, но и для пешеходов и велосипедистов. Например, существенно увеличивали штрафы за использование мобильных телефонов не только во время управления автомобилем, но и при пересечении пешеходами нерегулируемых переходов. А еще, например, предлагалось введение административной ответственности для велосипедистов, которые любят ездить навеселе.

В общем, для реализации хотя бы части из всех вышеперечисленных целей нужно не увеличение финансирования или преодоление бюрократических проволочек, а очень простые решения, которых так не хватает в украинских реалиях. Речь идет о политической воле и четком определении ответственных за осуществление реформ в сфере безопасности движения. Заинтересованными во всех этих изменениях должны быть сами украинцы, ведь каждый участник дорожного движения в Украине – несмотря на статус или осознание уровня своей ответственности – ежедневно рискует своей жизнью и жизнями своих соотечественников.

Автор: Александр Радчук; «Слово и дело»

Exit mobile version