Как воруют на украинской железной дороге

Как воруют на украинской железной дороге

Пару лет назад мы писали, как преступные группировки вытаскивают из вагонов  ПАО «Укрзалізниця» коробки с товаром, выбрасывают из полувагонов уголь, чугунные чушки и металлолом, высыпают из хопперов зерно, воруют минеральные удобрения.

Недавно «Укрзализніця» оценила свои коррупционные риски. В издании MINTRANS изучили эту оценку.

Украинская железная дорога развила поразительное умение подстроить под себя любую антикоррупционную систему. Это — первый вывод после изучения презентации (по ссылке — файл pdf) коррупционных рисков, которую изготовила Укрзалізниця.

Закупки. Перевод закупок в систему ProZorro обернулся сотнями жалоб в Антимонопольный комитет и правоохранительные органы. Оно и понятно, закупками занимаются филиалы Укрзализніці, то есть, целый пул тендерных комитетов. Железная дорога сумела провести только 49,5% от общего количества тендеров. 80% из них прошли без ценовой конкуренции или с минимальным количеством участников. Каждого четвертого участника тендерные комитеты дисквалифицировали.

Хватает и анекдотов. Достаточно вспомнить SMM-щика за 740 000 гривень. За 6 месяцев 2018 года он должен был увеличить число подписчиков страницы с 28 000 до 78 000. С поставленной задачей специалист не справился, сейчас у страницы УЗ чуть больше 34 000 фолловеров. В 2019 году компания хотела купить подстаканники по 2000 гривень. Годом ранее чуть не купили наградные знаки «Почетный железнодорожник» из России. Эти два тендера железная дорога остановила в последний момент.

Дальше — больше. В последние месяцы «Укрзализніця» умудрилась купить газ на 18 млн гривень вовсе без тендера. Зато заказала подарков почти на 3,3 млн гривень. Чтобы их потратить пришлось провести целых три тендера: продуктовые наборыцветочные композиции и русскоязычные книги.

Вторая угроза — управление грузовыми перевозками. С ручным распределением вагонов компания начала бороться в 2016 году. Тогда Укрзализніця разработала автоматизированную систему «Управление пересылкой пустых вагонов». В 2017 проект запустили в тестовом режиме. Но его тут же атаковали хакеры. От системной атаки проект не оправился до сих пор. Сейчас компания распределяет подвижной состав на ProZorro.  Изменение порядка — один из последних проектов Евгения Кравцова на посту председателя правления компании. Поможет ли? Вопрос.

Непрофильные активы. У железной дороги – примерно 260 объектов, не связанных с основным бизнесом. Стадионы, базы отдыха, больницы… Компания провела инвентаризацию несколько лет назад. В итоговом списке есть пробелы. Например, гостинца «Экспресс» в Шевченковском районе Киева.

По заявлениям Службы безопасности Украины, экс-начальник Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) Алексей Кривопишин пытался сдать в аренду часть этого имущества. “Потерялись” коттеджный городок Olympic Village под Киевом и санаторий в Трускавце. Часть уцелевших объектов компания обещает выставить на продажу уже в этом году.

О чем говорит оценка коррупционных рисков? О том, что в «Укрзалізниці» есть коррупция.

Автор: Крицкая Ирина; MINTRANS 

Читайте также: