Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Как воруют на украинской железной дороге

Как воруют на украинской железной дороге
Как воруют на украинской железной дороге

Пару лет назад мы писали, как преступные группировки вытаскивают из вагонов  ПАО «Укрзалізниця» коробки с товаром, выбрасывают из полувагонов уголь, чугунные чушки и металлолом, высыпают из хопперов зерно, воруют минеральные удобрения.

Недавно “Укрзализніця” оценила свои коррупционные риски. В издании MINTRANS изучили эту оценку.

Украинская железная дорога развила поразительное умение подстроить под себя любую антикоррупционную систему. Это – первый вывод после изучения презентации (по ссылке – файл pdf) коррупционных рисков, которую изготовила Укрзалізниця.

Закупки. Перевод закупок в систему ProZorro обернулся сотнями жалоб в Антимонопольный комитет и правоохранительные органы. Оно и понятно, закупками занимаются филиалы Укрзализніці, то есть, целый пул тендерных комитетов. Железная дорога сумела провести только 49,5% от общего количества тендеров. 80% из них прошли без ценовой конкуренции или с минимальным количеством участников. Каждого четвертого участника тендерные комитеты дисквалифицировали.

Хватает и анекдотов. Достаточно вспомнить SMM-щика за 740 000 гривень. За 6 месяцев 2018 года он должен был увеличить число подписчиков страницы с 28 000 до 78 000. С поставленной задачей специалист не справился, сейчас у страницы УЗ чуть больше 34 000 фолловеров. В 2019 году компания хотела купить подстаканники по 2000 гривень. Годом ранее чуть не купили наградные знаки «Почетный железнодорожник» из России. Эти два тендера железная дорога остановила в последний момент.

Дальше – больше. В последние месяцы “Укрзализніця” умудрилась купить газ на 18 млн гривень вовсе без тендера. Зато заказала подарков почти на 3,3 млн гривень. Чтобы их потратить пришлось провести целых три тендера: продуктовые наборыцветочные композиции и русскоязычные книги.

Вторая угроза – управление грузовыми перевозками. С ручным распределением вагонов компания начала бороться в 2016 году. Тогда Укрзализніця разработала автоматизированную систему «Управление пересылкой пустых вагонов». В 2017 проект запустили в тестовом режиме. Но его тут же атаковали хакеры. От системной атаки проект не оправился до сих пор. Сейчас компания распределяет подвижной состав на ProZorro.  Изменение порядка – один из последних проектов Евгения Кравцова на посту председателя правления компании. Поможет ли? Вопрос.

Непрофильные активы. У железной дороги – примерно 260 объектов, не связанных с основным бизнесом. Стадионы, базы отдыха, больницы… Компания провела инвентаризацию несколько лет назад. В итоговом списке есть пробелы. Например, гостинца «Экспресс» в Шевченковском районе Киева.

По заявлениям Службы безопасности Украины, экс-начальник Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) Алексей Кривопишин пытался сдать в аренду часть этого имущества. “Потерялись” коттеджный городок Olympic Village под Киевом и санаторий в Трускавце. Часть уцелевших объектов компания обещает выставить на продажу уже в этом году.

О чем говорит оценка коррупционных рисков? О том, что в “Укрзалізниці” есть коррупция.

Автор: Крицкая Ирина; MINTRANS 

Exit mobile version