За последний месяц киевские мосты все чаще мелькают в сводках новостей. На этот раз дело дошло и до Паркового моста (пешеходный мост через Днепр, соединяющий центральную часть Киева с парковой зоной и пляжами Труханова острова).
Этот тоже “устал”. в издании Фокус разбирались, в чем проблема с этим мостом и где ждать ЧП в следующий раз
Опасности нет, но есть
Потешаться над перлами Виталия Кличко об “уставших” мостах законом не наказуемо. Почему-то не наказуемо также и допускать обрушения этих самых мостов. В издании “Фокус” выяснили, какой следующий мост в Киеве может разрушиться, если столичные власти так ничего и не предпримут.
2 августа, от пешеходной переправы на Труханов остров отвалился огромный кусок железобетона. Никто не пострадал, но это всего лишь вопрос времени. Ведь мост не стали перекрывать для проведения экспертизы и анализа, а в КГГА ответственно заявили: “Угрозы для пешеходов никакой нет”. То есть сооружение утратило часть своей опорной конструкции, однако это не мешает людям прогуливаться по нему и видами Киева любоваться?
“На мосту проводят дополнительные обследования. По результатам осмотра выявлено, что произошло падение железобетонных конструкций (противорычагов) на опоре №3 (прогон 2–3, несудоходный). Сейчас приняты меры по обеспечению безопасности движения пешеходов по мосту и идет подготовка технического задания на разработку первоочередных действий по восстановлению конструкций моста и проведению глубокого специального обследования“, – говорится в сообщении пресс-службы КГГА.
Интересно, что мост посыпался около 12 часов дня, а меньше чем через четыре часа мэрия заявила о безопасности для пешеходов. Но, по мнению Виктора Петрука, транспортного инженера, бывшего главного специалиста Департамента инфраструктуры КГГА, есть риск, что мост продолжит падать.
– Контрпригруз – часть силовой схемы моста. Но из-за того, что консоли подвесной части Паркового моста короче половины основного пролета, их веса не хватает для уравновешивания веса моста. Обычно это компенсируют реакцией анкерных опор, на которые опираются консоли. Но в Парковом мосту применена другая схема – контрпригруз, увеличивающий вес консолей. И падение контрпригруза с одной стороны приводит к деформации: центральный прогон моста провисает под собственной тяжестью, ведь он теперь компенсируется лишь одной оставшейся консолью, – поясняет транспортный инженер.
И вероятность того, что и вторая часть моста рухнет, слишком велика. Причина разрушений, считает Виктор Петрук, видна невооруженным глазом: металлоконструкция съедена коррозией.
И так сойдет
А ведь еще два года назад, к 60-летию со дня открытия, Парковый мост ремонтировали. Обновили покрытие и перила, кое-где покрасили, почистили – и на том спасибо. Но ни к креплениям, ни к самой основе пешеходной переправы никто не прикасался. Да и зачем – стоя на мосту, основания не видишь.
Дефекты Паркового моста эксперт смог заметить, просто прогулявшись по нему, что, кстати, не советует никому делать до завершения восстановительных работ на опорах. Но для того чтобы сооружение взяли в работу, мало просто посмотреть, необходимы экспертизы и исследования. Но пока этим вопросом не занимаются. В КГГА отмахнулись, сославшись на “отсутствие угрозы для пешеходов”, а градоначальник и вовсе мудро поступил – в отпуск уехал.
– Заявление Виталия Кличко об абсолютной безопасности Паркового моста опирается на известное советское “авось”, – продолжает наш эксперт по инфраструктуре. – Авось вторая часть контрпригруза левобережной консоли не упадет до восстановления первой. Авось силовая схема Паркового моста выдержит нерасчетную нагрузку в случае падения второго контрпригруза. И ведь это самое “авось” касается не только пешеходного моста на Труханов остров, но и недавно построенного стеклянного.
На переднем плане видно обвалившиеся части моста
Пулепробиваемый
Со дня открытия о путепроводе через Владимирский спуск, который в народе называют мостом Кличко, не перестают говорить. И не потому, что он вызывает массу восторга и представляет уникальную конструкцию. А из-за того, что с периодичностью раз в две недели то трескается, то “под пули попадает”. Условную красную ленточку на нем перерезали 25 мая, а на следующий день лопнула стеклянная вставка – так называемое смотровое стекло. Виновных искали в разных местах: от группы неизвестных, устроивших тест-драйв и слишком яростно скакавших по стеклу, до самого настоящего покушения на жизнь моста – якобы по этому стеклу стреляли.
11 июля стало известно о трещине в покрытии у стойки моста, в его начале, и ослаблении тросов. На этот раз обвинили погоду: из-за перепадов температуры мост “устал”. Через пару недель, 29 июля, – новое ЧП: треснуло боковое стекло, а это, если не считать перил, единственная защита от падения. “Виновных” пока не нашли.
– Проблема путепровода над Владимирским спуском в том, что строился он изначально с большими нарушениями, – рассказывает Виктор Петрук. – Обратите внимание на смотровое окно – между стеклами есть воздушный зазор и скапливается влага, а этого быть не должно. К тому же сами вставки покрыты пленкой, которая деформируется и стирается от ходьбы по ней. Но и это не самая главная проблема. А вот слишком натянутые тросы, которые уже привели к разрушению заделки перильного ограждения (речь о трещине 11 июля. – Авт.), с приходом холодов вывернут стойку ограждения еще больше, и это может закончиться плохо. Чтобы избежать трагедии, всего-то нужно сделать провисание тросов.
Но, судя по всему, никто особо не торопится исправлять ошибки в конструкции “моста Кличко”: треснет стекло, поставят ограждения, заменят на новое – на том и все.
– Мало того что Виталий Кличко подверг людей опасности, открывая мост, который на тот момент не был сдан в эксплуатацию. И то, что на следующий день треснуло лишь стекло, а не рухнул сам мост, большое везение. Ведь никакие строительные инспекции проверок не делали и разрешений официальных не давали. Так теперь мэр игнорирует проблему в целом, решая ее лишь точечно. Почему?
Да потому, что жертв ведь нет, – говорит наш собеседник. – Пока никто не пострадал, кардинальных мер предпринимать не станут. И самое удивительное, что такого принципа придерживается глава города в отношении не только стеклянного моста, но всех остальных в Киеве. Не знаю, может, и мэр, и все в КП “Киевавтодормост” к гадалке ходят и та им предрекает, что все будет хорошо. Откуда такая вера, что и на этот раз обойдется и авось пронесет, непонятно, – размышляет эксперт по инфраструктуре.
Архитектор знает, кто виноват
Фокус попытался связаться с автором проекта моста над Владимирским спуском Андреем Миргородским. К сожалению, архитектор на связь не вышел, но ведет активную переписку со всеми “недовольными его творением”. Изначально в трещинах путепровода он обвинял вандалов.
“Мы действительно хотели сделать киевлянам подарок к празднику, но не учли некоторые моменты.
Это действительно наша ошибка.Мы торопились. По-хорошему, надо было подождать ещё несколько дней. Пока застынет полностью асфальт, пока уберётся крошка с покрытия, пока поднимется трава… Это называется предпусковой период. И в мире он длится неделями… Но мы ошиблись …
Мы не учли, что рядом с нормальными людьми по мосту пройдут уроды! В нормах это не учитывают, и мы как-то не подготовились…
Наша команда не ожидала, что среди нормальных людей прийдут нелюди с кирпичами и будут ими проверять прочность накрывочного стекла (которое, кстати, временное из-за крошки от асфальта), будут стрелять в него из пневматики…”
Затем архитектор обвинял заехавший на мост автомобиль.
“На опору наехала машина. У моста движение – до 10 см! Все учтено. Вам не о чем писать?” – парировал он всем, кто усомнился в конструкции моста.
И до сих пор мнение его не поменялось.
Большая очередь. Кто “устанет” следующий?
Весной Виталий Кличко заявил: в Киеве 75 мостов находятся в аварийном состоянии. Об этом он рассказал в эфире “Прямого”.
“Дал провести проверку. 75 мостов в предаварийном состоянии, уставшие. Три – очень уставшие. И, к сожалению, у этих очень уставших мостов и моста Патона ни разу капитального ремонта не было после того, как сдали в эксплуатацию. Ему сейчас разрабатывают техническую документацию, для того чтобы ремонтировать. Нам до сих пор не отдали в эксплуатацию и не находится на балансе Дарницкий мост. Подольско-Воскресенский мост, который мы строим сейчас. Это мост, который будет соединять правый и левый берега в направлении Троещины. Также в этом году мы снимаем эти ржавые конструкции, и сейчас на вантах он будет висеть и очень красиво выглядеть. Работы идут”, – сказал градоначальник.
Схема повреждения Паркового моста (автор Виктор Петрук): На изображении в верхней части рисунка, с левой стороны, видно крепление моста, которое обеспечивается весом консоли и весом контрпригруза. На нижнем изображении после обвала контрпригруза видно, как провисает мост: веса оставшейся консоли недостаточно для удержания моста с одной стороны
По оценке экспертов, самый “уставший” в Киеве мост Патона.
Еще раз заметим: об аварийности Виталий Кличко говорил уже в марте, но за проект реконструкции никто так и не взялся, а машины по нему как ездили, так и ездят.
И вот 2 августа, когда Парковый мост осыпался, из полотна моста Патона под большим давлением вытекла вода – почти водопад. Флешмоб мостов какой-то. Но все это уже не смешно. Почему проблема мостов прячется в долгий ящик городских властей?
– Этот вопрос следует напрямую задать и мэру, и ответственным коммунальным предприятиям, – считает транспортный инженер Виктор Петрук. – Все мосты в Киеве десятилетиями не подвергались ни реконструкции, ни элементарному ремонту. Возьмите в пример легендарный мост “Золотые Ворота” в Сан-Франциско – его непрерывно красят, спасая от коррозии и других повреждений. Начинают работы в начале года с одной стороны и пока дойдут до другой – уже год закончился, а потом возвращаются назад – непрерывно и постоянно. У нас о таком даже слышать не слышали. А ведь для того чтобы мост не рушился, его необходимо вовремя проверять и хотя бы красить, что в итоге проще, чем восстанавливать, не дай Бог, рухнувший мост, – резюмирует наш собеседник.
Фокус обратился с официальным запросом в КГГА. “Ваш запрос зарегистрирован и направлен в Департамент строительства и жилищного обеспечения”, – получили мы ответ. Когда он появится, мы обновим наш текст и напишем о мостах еще раз.
Проблема кадров
Пока официальное письмо из мэрии еще пишется, кое-какую ясность в ситуацию с проблемами столичных мостов смог внести Сергей Гусовский, депутат Киевсовета, председатель депутатской группы “Киевская команда”.
– Аварийные мосты – лишь часть большой проблемы, связанной с изношенной инфраструктурой города. Решение этой проблемы невозможно без стратегии, практики расстановки приоритетов и последовательности. Отсутствие стратегического видения у властей города как раз и приводит к тому, что, например, асфальтируются десятки километров дорог, но под асфальтом – старые коммуникации, которые нужно заменять. Или открывается пешеходно-велосипедный мост, в то время как 75 других мостов, по словам городского головы, находятся в предаварийном состоянии, – говорит Гусовский.
Депутат нарисовал весьма неутешительную картину замкнутого круга:
– С одной стороны, решение вопроса с проблемными мостами и путепроводами происходит из-за отсутствия стратегического видения, а с другой – из-за чехарды с кадрами, ведь за последние пять лет неоднократно менялись руководители Департамента транспортной инфраструктуры КГГА. Все это приводит к тому, что важные вопросы в городе решаются не комплексно, а исключительно в режиме “тушения пожаров.
В итоге, по словам Виталия Кличко, строительство самого моста обошлось в 275 млн грн, плюс строительство фонтана, благоустройство территории и прокладка сетей добавили к смете 90 млн грн, а на укрепление склонов было потрачено еще 55 млн грн. Всего вышло 420 млн грн. И пока – нескончаемые ремонты, смету которых еще предстоит услышать.
Автор: Ульяна Купновицкая; журнал ФОКУС