Когда руководство киевского метрополитена общается с прессой, то, как правило, говорит о трех вещах: о строительстве новых станций, о том, что возить за пятьдесят копеек – себе в убыток, и о новой системе оплаты проезда, от которой выиграют все, хотя цена проезда, как ни странно возрастет. А внимательный человек, бродя по перронам, переходам и станциям этого подземного царства, может заняться элементарным подсчетом. Первое, что бросается в глаза – в метрополитене торгуют везде. Хачапури на входе, диски, чулки, бижутерия, аптеки, пресса у турникетов. Игровые автоматы у эскалаторов. Торговцы всех мастей в переходах, распространители всякого барахла в вагонах. Плюс реклама в поездах и на стенах, плазменные телевизоры на перронах и прочее. Там же ходят внимательные «подземные» милиционеры и за всем этим наблюдают. Только очень наивный человек может подумать, что это подземное предпринимательство никому ничего не «отстегивает».Справка УК: Сегодня Киевский метрополитен имеет 3 действующие линии общей протяженностью свыше 50 км. Киевская подземка – это 42 станции с тремя пересадочными узлами. На каждой станции – от 20 до 50 торговых точек. Также торговые точки находятся в переходах между линиями. Ежедневно киевский метрополитен перевозит порядка 1, 7 миллиона пассажиров, это около 565 миллионов в год – потенциальных покупателей. Линии метрополитена пересекают все 10 районов города, что делает подземный рынок уникальным в своем роде. Соответственно, торговля в метро – чрезвычайно прибыльный бизнес, охватывающий практически весь город. Это один большой рынок, с огромной пропускной способностью, со своими законами, понятиями и «крышей». С каждого торгового места метрополитен официально получает от 200 до 500 гривен в месяц. Неофициальные отстегивания «уполномоченным» лицам составляют ту же сумму, но в долларах.
До развала СССР киевский метрополитен входил в союзную сверхструктуру Министерства путей сообщения. После распада Страны Советов метрополитены оказались в ведомстве Министерства транспорта Украины. 20 июня 1997 г. решением Кабинета Министров КП “Киевский метрополитен“ передали в коммунальную собственность территориальной общины Киева. Переход метрополитена в ведение Киевской горадминистрации был долог и мучителен. В целом руководство и рядовых сотрудников больше устроило бы подчинение Минтрансу, что гарантирует ряд существенных льгот. Тем не менее, метрополитен сменил «крышу». Пожалуй, именно после перехода в ведение Киевской горадминистрации транспортное предприятие стало превращаться в базарно-торговое.
Кроме того, киевский метрополитен – это многопрофильное предприятие, сложный инженерный комплекс. В его составе – 11 эксплуатационных служб, 2 электродепо, мастерские по ремонту подвижного состава, дирекция строительства метрополитена. Парк подвижного состава состоит из 579 вагонов. На базе электродепо можно не только проводить техобслуживание и ремонт, но и гнать «левую» продукцию; а еще – создавать на их базе дочерние предприятия, способные обеспечить «отцам» подземки ощутимую прибыль.
Свыше 7000 сотрудников метрополитена обслуживает поликлиника и 9 медпунктов. В цехах и на участках есть комнаты для отдыха и психологической разгрузки. Есть также оздоровительный комплекс в селе Летки. В депо “Дарница” и “Оболонь” действуют оздоровительные комплексы и сауны.
О саунах мы еще обязательно поговорим. Но позже. Умолчать о них нельзя, ведь именно сауны в наше время стали местами крайне интересных встреч и принятия реальных и чисто конкретных решений. Но… наберитесь терпения, читатель.
В метрополитене, как и во всяком подземелье, есть свои «гоблины» – Управление охраны, возглавляет которое подполковник милиции Анатолий Бойченко. Служба охраны метрополитена является прикомандированным подразделением городской милиции и состоит из трех батальонов, собственных ОБЭПа и отдела уголовного розыска. В общей сложности под землей несут службу около тысячи сотрудников милиции.
Анатолий Бойченко появился в киевском метрополитене в конце 1997 года. Тогда он ходил в майорах. До этого, по слухам, сферой его деятельности была борьба с проституцией. Перед новым 1998 годом руководство метрополитеновской сауны, что на улице Озерной, 9 предупредили о том, что необходимо подготовить сауну на вечер к приему высоких гостей. Одновременно, предпринимателям, обслуживающим столовые метро приказали обеспечить богатый стол – с икрой, дорогими коньяками и непременно – раками, поскольку неизвестный «высокий» гость просто помешан на хороших раках. Раки были доставлены, а к вечеру в сауну прибыли «клиенты» – тогдашний начальник метрополитена Балацкий, начальник депо Дворский, бывший руководитель службы охраны метрополитена Икранов, новоназначенный майор Бойченко и…сам высокий гость. Им оказался тогдашний начальник киевской милиции Михаил Корниенко, по совместительству – любящий дядя майора Бойченко. Встреча прошла в атмосфере полного взаимопонимания и затем повторялась неоднократно. Видимо, раки оказались хороши, ибо просьба Корниенко дать квартиру его молодому родственнику, была моментально исполнена руководством метрополитена. С этой знаменательной встречи в сауне положение Бойченко в иерархии «подземного царства» значительно укрепилось. А новое положение стимулировало аппетиты главного «гоблина». Что, кстати, отнюдь не радовало его подчиненных. Летом этого года в службу внутренней безопасности МВД и в Генпрокуратуру поступило письмо следующего содержания:
«Генеральному прокурору Украины Святославу Пискуну
Мы, должностные лица, работающие в системе метрополитена, обеспокоены ситуацией, сложившейся на сегодняшний день. С появлением нового начальника охраны метрополитена Бойченко А.В. в метрополитен пришли коррупция и криминал. В связи с этим хотим сообщить Вам следующую информацию:
1. Имеет место открытие «левых» рабочих мест – дворников, уборщиц, обслуживающего персонала. На самом деле – это «мертвые души». Их зарплату получает Бойченко и его доверенные лица, а работу вынуждены выполнять рядовые милиционеры.
2. Имеет место постоянная задержка с выплатой зарплаты всем сотрудникам милиции в метрополитене. Это вызвано незаконным размещением в коммерческих структурах «свободных» действующих средств под краткосрочные кредиты.
3. Безденежье с подачи Бойченко толкает сотрудников милиции на превышение служебных полномочий (поборы с предпринимателей, размещение нелегальных торговых точек). Для улучшения своего материального положения начальником милиции была дана устная команда командирам батальонов о ежемесячном «взносе» для Бойченко в размере 1 тысячи долларов. Не справляющиеся с этим «заданием» начальники отделов и командиры батальонов были смещены со своих должностей или были вынуждены уйти.
4. Ведется целенаправленное выживание неугодных предпринимателей путем расторжения договоров аренды по несуществующим или незначительным нарушениям в период продления договоров на следующий год. Освободившиеся торговые точки переоформляются на родственников или подставных лиц начальника милиции. Те, кто пытается сопротивляться этому беспределу законными путями, отправляются за решетку. Как это случилось с учредителем фирм «ДИкси» и «Микст» Д.Шкляром, который был обвинен в вымогательстве, хотя на самом деле имело место получение процента прибыли от совместно деятельности между реализатором и поставщиком.
Бойченко хочет подмять под себя все торговые точки в метрополитене, несмотря на то, что Управлению по охране метрополитена каждый год и так предоставляются торговые точки для нужд оперативной разработки, чего более чем достаточно для подкрепления материальной базы Управления.
Прикрываясь личными родственными связями в высших эшелонах власти Бойченко А.В. была создана атмосфера, в которой отстаивание своих прав законными путями стало бесполезным.
Ни для кого в метрополитене не секрет, что начальник милиции Бойченко владеет несколькими квартирами в Киеве и загородным коттеджем, приобрел для своей любовницы автомобиль Toyota Camry стоимостью около 30.000 долларов.
Бойченко проживает с гражданкой С. (в заявлении указаны полное имя и фамилия – “УК”), бросив жену и двух детей, что свидетельствует о его моральном облике. Считаем, что расцвет нелегальной торговли в метрополитене связан с тем, что свою деятельность по торговле хлебо-булочными изделиями на Оболонско-Куреневской линии С. начинала именно без соответствующих разрешительных документов, т.е. незаконно, а прикрываясь лишь любовной связью с Бойченко. С ее же слов, став любовницей одного из замов начальника метрополитена, С. заключила официальный договор аренды торговых площадей на станциях метро. Сейчас она владеет монополией на продажу хлебобулочных изделий в метро (около 50 торговых точек) и около 100 в городе.
Для прикрытия фактов подкупа должностных лиц, в том числе народных депутатов, С. распространяет слухи о том, что состоит или состояла с ними в интимных отношениях.
Просим разобраться и остановить незаконные действия начальника милиции совместно с С. И категорически требуем убрать их из метрополитена.”
Напомним, что письмо это было отправлено летом 2003 года. Сегодня, на дворе зима, и тем не менее, каких-либо проблем у Бойченко не наблюдается. С аппетитом также все в порядке. А ведь он, как известно, приходит в процессе еды. Но об этом – в следующей части.
КРИМИНАЛЬНЫЕ ХРОНИКИ СТОЛИЧНОЙ ПОДЗЕМКИ. ЧАСТЬ 2
Сергей Андропов, специально для “УК”