«МЕРТВЫЕ ДУШИ» – CДЕЛАНО В ГАИ

Уже почти три года во властных коридорах Департамента ГАИ слышен если не страдальческий стон, то недовольный ропот — уж точно. И вызван он отнюдь не пугающим ростом дорожно-транспортных происшествий на дорогах Украины. Сетуют милицейские чиновники на иное. Дескать, все наши дорожные беды ныне от того, что лишили доблестную автоинспекцию права штрафовать шоферюг на месте да изымать у них водительские документы. Потому, мол, и распустились донельзя водители, что управы на них не стало…Что тут скажешь? Правы, конечно, те, кто печется о повышение ответственности владельцев транспортных средств за соблюдение правил дорожного движения. Но только ведь добиваться этого нужно отнюдь не теми драконовскими методами, за которые так рьяно ратуют гаишные чиновники. Нигде ведь — ни в Европе, ни в Америке — никто у вас не потребует раскошелиться прямо на дороге, дабы материально ублажить въедливого стража дорожного порядка. И уж никак не позволят себе тамошние полицейские отвинтить с вашей машины принадлежащую вам частную собственность — номерные знаки. Равно как и изъять водительские документы. Во всем мире это — прерогатива суда. Но именно эти международные правовые нормы почему-то никак не желает признавать гаишное ведомство, рьяно ратуя за возвращение им пресловутых карательных функций.

Особенно усилился сей «плач Ярославны» в последнее время — аккурат после внесения нардепом Юрием Кармазиным на рассмотрение Верховной Рады разработанного им совместно с группой авторов проекта Кодекса законов о дорожном движении. В этом нормативном акте предполагается уже на законодательном уровне закрепить действующие ныне положения. Кстати, в соответствии с подготовленнным парламентариями проектом гаишники как раз и лишаются права казнить, как говорится, да миловать без суда и следствия.

При работе над законопроектом решено было на практике изучить, как же работают сотрудники ГАИ в новых для себя условиях. И так ли справедливы их нарекания на то, что подобные нововведения являются несвоевременными и даже вредными для нашего, так сказать, менталитета и не позволяют милиции контролировать ситуацию на дорогах.

Парламентский «десант», который возглавил старший консультант ВР по вопросам борьбы с коррупцией и оргпреступностью Павел Барнацкий, высадился в Яворовском районе Львовской области. После нескольких дней работы в регионе появился отчет о проделанной там работе. Этот документ — чуть ли не сюжет для детективной повести. А еще — убедительное свидетельство того, что плох отнюдь не закон, а как раз именно те люди, которые призваны его выполнять. Впрочем, судите сами, чего в работе львовских гаишников больше — махрового очковтирательства или же должностных прегрешений, круто замешанных на откровенном криминале.

Если верить статистике, то сотрудники отдельного батальона дорожно-патрульной службы, что в Яворовском районе, в течение года задерживают тысячи нарушителей. Так вот, проверив несколько сотен решений местного райсуда, члены рабочей группы с изумлением обнаружили, что большинство представленных на рассмотрение материалов являются… откровенной липой. В ходе работы выяснилось, что преобладающая часть водителей машин, заочно признанных судом виновными в нарушениях правил дорожного движения, сотрудниками ГАИ… никогда не задерживались. Многие же из тех, кто был приговорен к штрафу за якобы различные прегрешения, машин вообще не имеют. Было установлено также, что значительная часть граждан, якобы подвергнутая штрафным санкциям, в природе вообще не существует.

Так, например, 19 марта 2003 года председатель райсуда Иван Гуцал наложил на гражданина Дацка штраф за превышение скорости движения. Но по адресу, указанному в админпротоколе, проживает совсем другой человек. В тот же день служитель Фемиды оштрафовал и некоего Боднара. Но и этот человек ни в какие конфликты с милицией не вступал, а о том, что стал жертвой правосудия, услышал впервые от членов рабочей группы. То же самое объяснили и жители городка Абрамчук, Стен, многие другие. А вот наказанные в такой же способ Палыга, Горбань, Андрушко вообще, как оказалось, существуют лишь в воображении гаишников — нет таких людей в природе.

Только за три неполных месяца в местный суд поступило свыше 400 подобных протоколов, большинство из которых на поверку оказались сфальсифицированными. Схема этой масштабной аферы проста и незатейлива, как милицейская палка. Некий сотрудник ГАИ, не выходя из рабочего кабинета, день-деньской только и делал, что усердно клепал на компьютере админпротоколы. Как говорится, от балды. С фантазией у служивого был, очевидно, некоторый напряг и, дабы упростить нелегкий умственный процесс, пользовался он базой данных МРЭО, черпая оттуда имена и фамилии «проштрафившихся». Но вскоре список закончился и деятельность служивого приобрела более творческий характер: теперь приходилось вовсю напрягать фантазию, придумывая на ходу адреса и псевдонимы героям своих «сочинений». Так и творились «мертвые души» гаишного Чичикова…

По четвергам сочинитель исправно относил липовые материалы по мнимым ДТП в суд. Вместе с такой же фальшивой квитанцией об уплате штрафа. По имеющейся информации, пишет в своем депутатском запросе на имя Генерального прокурора Юрий Кармазин, «сотрудники ГАИ приносили в суд даже готовые судебные постановления». Судье Гуцолу оставалось только их подмахнуть. За три неполных года было сфальцифицировано десятки тысяч подобных документов. Широта размаха, что и говорить, впечатляет. Так и жили не тужили стражи дорожного порядка, не переставая, впрочем, неустанно сетовать на чрезмерную загруженность работой да бумажной писаниной. Не остался внакладе и председатель суда Гуцол, единолично взявший на себя нелегкую ношу по фабрикации липовых судебных решений: за ударную работу он был награжден грамотой Верховной Рады. Впрочем, подобные проделки судейского чиновника, утверждает Юрий Кармазин, далеко не единственный способ обворовывания им государства. В частности, народный депутат просит руководство МВД и генпрокуратуры проверить имеющуюся у него информацию о том, что вершитель правосудия занимается делами и покруче: вынуждает водителей, задержанных за рулем автомобиля в нетрезвом состоянии, платить штраф не через сберкассу, а лично ему, наличкой. Деньги он присваивает, а выпивох отпускает с миром, уничтожая затем дела о привлечении их к административной ответственности.

Но вернемся к липовым гаишным протоколам. Что же подвигло служивых на столь масштабную махинацию? И тут все просто. Во-первых, таким вот нехитрым способом успешно решались вопросы с пресловутой отчетностью: чем больше пресечено нарушений — тем лучше, выходит, работают менты. А во-вторых, пока в кабинетной тиши творилась справная цифирь — коллеги «писателя» вовсю промышляли на львовских трассах, исправно взимая валютную мзду с водителей большегрузных машин, следующих за границу и обратно. Это, согласитесь, не жалкие червонцы сшибать с далеко не богатых жителей Яворовщины…

Такая вот история с «мертвыми душами». И по большому счету, сговор гаишников да судейских преследует единственную цель: путем имитации бурной деятельности, приписок и всевозможных фальсификаций добиться для ГАИ права работать по-старому. Иными словами, вернуть те милые их сердцу времена, когда не учтенные никем деньги текли рекой, оседая в карманах милицейских чиновников. Нет, берут, конечно, «сержанты Петренки» и сейчас — кто ж об этом не знает. Но, видимо, размах уже не тот. А деньги-то нужны по-прежнему. Тем самым «черным налом». Как-никак, впереди выборы, и та же ГАИ просто обязана будет оказать посильную финансовую поддержку кандидату от власти. Не оттого ли и весь сыр-бор…

Николай Михальченко, специально для «УК»

Читайте также: