Хаотичное саморазвитие Ялты может привести к тому, что город вскоре утратит значение уникального климатического курорта. Ситуацию изменит только национальная программа развития курорта с жестким централизованным контролем ее реализации. Одной из новинок, которыми Ялта собирается заманивать туристов в новом сезоне — открытие источника минеральной воды. Эта вода экспериментально опробована в Одесском институте медицинской реабилитации и курортологии, и сейчас Минздрав Украины рекомендует использовать «Ялтинскую Приморскую» в санаторно-курортных комплексах при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта. Особенность этой воды в том, что под воздействием света она меняет свои свойства, из-за чего ее нельзя разливать в прозрачную стеклянную тару. Можно было бы разливать минералку в темные бутылки и попробовать распространять ее в аптечной сети, но ялтинцы не хотят делать из этого коммерческое предприятие. «Как только станет известно, что в Ялте осталось еще что-то, что может приносить доходы и никем не занято, то это у города сразу же отберут», — сказал «Эксперту» директор коммунального санатория «Киев» Геннадий Бакшинский. Его мнение разделяет врач санатория Елена Балецкая: «От нашей санаторно-курортной медицины и так почти ничего не осталось. В Ялте, центре климатического лечения таких тяжелых легочных заболеваний, как астма и туберкулез, из тридцати тубдиспансеров осталось только пятнадцать».
Уже несколько лет Ялта развивается стихийно, а городская власть переломить ситуацию не в силах. И дело здесь не в рыночных тенденциях — просто курорт давно стал ресурсом, которым распоряжаются из Киева, Днепропетровска, Донецка и даже Москвы. Собственно местная власть отодвинута от контроля над процессами, которые уже сейчас меняют направление социально-экономического развития города. Муниципалитет, имеющий необходимые условия для финансовой самодостаточности, даже при толковом руководстве все больше превращается из экономического субъекта в объект внешней экономической деятельности. В конце такого пути только тупик. И выходить из него город будет самостоятельно — чиновники из центральной власти просто потеряют интерес к Ялте как к месту летнего отдыха. «Чтобы выйти на качественно иное развитие, надо достичь нижней точки кризиса. Так вот, Ялта уже очень близка к такому кризису», — считает главный редактор еженедельника «Большая Ялта» Андрей Клименко.
Дележ без правил
Первое, что бросается при входе в Приморский заповедник Ялты, — новостройка в семь этажей. Строительство подходит к концу, и рабочие заканчивают купола на крыше. Неприметная табличка возле стройплощадки гласит, что возводимое двухкупольное здание — кафе-мороженое с апартаментами, а генеральный подрядчик — строительная фирма «Консоль». Для получения разрешения на строительство в парковой зоне в горадминистрацию была подана заявка, в которой речь шла о развлекательном детском заведении. Запрет руководства города, обнаружившего в ходе строительства, что над кафе начинают вырастать этажи с апартаментами на семьдесят мест, строители оспорили в одном из районных судов Киева и выиграли процесс. То, что происходит в Ялте, похоже на рейдерские захваты, когда все ограничения, вводимые местными властями, отменяются через суды других городов. Предписания ялтинским властям, которые пытались добиться того, чтобы застройщики не увеличивали этажность в исторической части города, выносил даже суд города Коломыи ИваноФранковской области. Все дальнейшие судебные инстанции ялтинские власти проигрывали — у города просто не хватает ресурсов противостоять крупным компаниям, имеющим связи с депутатами и чиновниками из вышестоящих органов власти.
Вдоль трассы на Ялту строительные компании на рекламных билбордах предлагают к продаже «одноместные апартаменты в климатопавильоне». Эта вроде бы бессмысленная формулировка означает, что в пределах ста метров от моря, где вообще запрещено что-либо строить, продается жилье. Строительство апартаментов окупается в течение года-двух: жилье себестоимостью пятьсот долларов за квадратный метр легко продается по цене от двух до пяти тысяч долларов за квадратный метр. Ялта невероятно быстро превращается из курортно-санаторного центра в эдакий дачный городок для богатых, которые приобретают себе летние резиденции. Теневой рынок земли и недвижимости на южном побережье Крыма обслуживается множеством людей, занятыми самой разной деятельностью, и для них это основная статья доходов. Наряду с агентами по недвижимости, подпольными посредниками и маклерами (у них тоже несколько ступеней посредников) в их число входят и городские чиновники, от которых зависит выдача разрешительной документации. В Ялте найти настоящего владельца земельного участка невозможно – все права на аренду, пользование или владение землей постоянно переоформляются на несколько посреднических юридических и физических лиц. Поскольку интерес к разделу Ялты носит общенациональный характер, то местные чиновники могут сохранить свои должности, только если будут его обслуживать. В таких условиях устанавливать какие-либо местные правила развития города бессмысленно. Когда после оранжевой революции мэр Ялты Сергей Брайко пытался приостановить хаотичное строительство города, на него немедленно завели три уголовных дела и обвинили в принятии незаконных решений, которые на самом деле утверждались в Киеве. Например, Верховная Рада передала российскому бизнесмену Максиму Курочкину (его недавно убили) участок в Приморском заповеднике под строительство пансионата «Звездное небо» (этот актив в начале 2005 года пытался отобрать тогдашний секретарь СНБО Петр Порошенко). А вот инициативы ялтинских властей по развитию круглогодичного курорта с созданием горнолыжной инфраструктуры на горе Ай-Петри наталкиваются на невозможность использовать около десятка гектаров земли. Они формально находятся в заповедной зоне, хотя через этот заповедник проходит автомобильная дорога, там отдыхают «дикие» туристы и вовсю идет стихийная торговля.
Генеральный план развития Ялты, который горсовет принял еще два года назад, Совмин Крыма до сих пор не утвердил. Все это время документ то и дело возвращается в ялтинский горсовет с изменениями и дополнениями. Очевидно, ни Симферополю, ни Киеву не нужен генплан, который упорядочивает раздачу земли и застройку курорта. Единственное, чего добился Брайко после переизбрания его мэром в марте 2006 года, это принятие детального плана застройки территории — документа по реализации генплана. Он утверждается горсоветом и не требует согласования вышестоящих инстанций. На этом полномочия местной власти в Ялте и заканчиваются.
Обязанности без прав
Ялта не может развиваться как курорт без больших инвестиций в гостиничную инфраструктуру. Интерес к таким проектам проявляли компании «Шератон», «Кемпински» и «Хилтон», а вот вложить свои деньги в этот сектор в Украине рискнули только российские бизнесмены. Однако и они ситуацией крайне недовольны. Генеральный директор гостиницы «Пальмира-Палас», которая строилась на деньги московских инвесторов, Василий Симутин считает опыт работы в Украине не совсем удачным. Изначально договор с местными властями об инвестиционной деятельности заключался в соответствии с законом о территориях приоритетного развития (ТПР), который давал инвесторам таможенные льготы, а также льготы по налогам на землю и на прибыль. Из-за размытых формулировок в самом законе и постоянно меняющихся внутриведомственных инструкций воспользоватся в полной мере ни одной из этих льгот не удалось. Пока шло строительство, правительство Тимошенко в 2005 году отменило ТПР. В результате открыть весь отель удалось на год позже, чем планировалось.
У большого курорта слишком много мелких хозяев
Другие инвесторы из-за отмены ТПР вообще заморозили свою деятельность в Крыму. Советский долгострой отель «Ялита» в начале 2005 года наконец нашел инвестора, который не собирался его сносить и строить индивидуальные коттеджи, а намеревался развивать профильный бизнес. Проект дошел до стадии составления бизнес-плана. Однако как только были отменены льготы, все и закончилось.
Есть и другая проблема. На расстоянии метров двадцати от «Пальмира-Палас» строятся высотные апартаменты, которые ухудшат вид из окон отеля. Это значительно снизит привлекательность одной из лучших гостиниц Ялты. Сегодня в Украине нет никаких нормативных актов, запрещающих подобное строительство, поэтому владельцам отеля даже при поддержке местных властей не удалось через суды добиться запрета на эту стройку.
«В Турции действуют законы о льготных условиях для инвестора в туристической сфере, и государство инвесторов никогда не обманывало. А работать там намного удобнее, поскольку многие вопросы можно решить на местном уровне. В Украине при принятии решений по инвестиционным проектам от местных властей и даже властей крымской Автономии мало что зависит», — считает Симулин.
При огромном интересе иностранного капитала к Ялте сами местные чиновники говорят, что в городе существует только видимость внешнеэкономической деятельности. Интересные инвесторам объекты находятся в государственной, а не коммунальной собственности. Паромная переправа между Ялтой и Синопом (Турция) открылась только через четыре года после того, как стороны уже вышли на подписание контракта. Отвечает за это Минтранс, а управу на него в Ялте не найти. «Если раньше на туристические ярмарки в Крым приезжали представители посольства США, послы Великобритании, Австрии и привозили с собой бизнесменов, то последние два года никто из них здесь не появляется. Интерес к региону пропал», — говорит Андрей Клименко.
Власти города Ялты несут ответственность за поддержание всей инфраструктуры. Коммунальными услугами пользуются приезжие, отдыхающие, в том числе в санаториях и пансионатах. Однако из 144 здравниц Ялты в коммунальной собственности города числятся только две, в то время как в Сочи из 300 здравниц в муниципальной собственности находится треть. Ялтинские власти повлиять на эффективность работы санаторно-курортного комплекса не могут. «Если руководство какой-то здравницы работает неэффективно, то мы докладываем об этом вышестоящему начальству. Но очень часто по решению того же начальства ведомственные санатории сознательно доводят до банкротства. После этого форма собственности и владельцы меняются. Тут мы уже ничего не можем сделать», — пояснил «Эксперту» начальник отдела курорта и туризма горисполкома Ялты Константин Запорожец. По такой схеме форму собственности уже сменило около половины профсоюзных здравниц в Ялте (почти треть всех ялтинских здравниц). Вместо конкурсной приватизации происходит внутриведомственная: при отсутствии в Украине полноценных профсоюзных объединений их руководство делит имущество между собой. Генеральный план развития Ялты, который горсовет принял еще два года назад, Совмин Крыма до сих пор не утвердил. Очевидно, ни Симферополю, ни Киеву не нужен документ, который упорядочивает раздачу земли и застройку курорта
Большая Ялта — это не более чем туристическое название, под которым подразумевается объединение собственно города Ялты, города Алупки, 21 поселка и девяти сел, среди которых наиболее привлекательные курорты Крыма — Форос, Симеиз, Гурзуф и Гаспра. На самом деле управленческие связи между этими населенными пунктами действуют по принципу улицы с односторонним движением. Горсовет и мэр Ялты, выбираемые жителями всего района, несут ответственность за выплату зарплат бюджетникам, поставку коммунальных услуг, уборку мусора и даже борьбу с самозахватом земель в поселках. Но при этом у ялтинской муниципальной власти нет права распоряжаться земельными и имущественными ресурсами на территориях поселков и сел —это вотчина поселковых и сельских советов. На местном уровне этот вопрос решить невозможно, поскольку для проведения местных референдумов в поселках об объединении с Ялтой в городскую агломерацию необходимо разрешение поссоветов, которые никогда не откажутся от своих прав. От Киева добиться урегулирования этой проблемы ялтинские власти безрезультатно пытаются уже много лет. Однако чиновникам в центре намного удобнее распоряжаться земельным и санаторно-курортным ресурсами через договоренности непосредственно с председателями советов маленьких поселков, чем с депутатским корпусом Ялты, в котором есть представители интересов российского капитала и многих бизнес-групп Украины. При такой региональной политике у местной власти очень слабая мотивация, чтобы заниматься развитием всего курортного района.
В ожидании власти
Ситуация выглядит безнадежной. Развитие туризма и курортной инфраструктуры исключительно из городского бюджета обеспечить невозможно. По словам заместителя мэра Ялты по финансовым вопросам Геннадия Добкина, в конечном итоге в местном бюджете остается не более 40% всех собираемых городом налогов. Из этой суммы 90% идет на зарплаты бюджетникам. Впустить крупных иностранных инвесторов местные власти просто не имеют возможности, крупнейшие собственники земли и недвижимости находятся вне досягаемости ялтинских властей. Более того, в Крыму муниципалитеты должны отдавать в бюджет автономии 35% доходов от продажи земли, а еще 10% идет в центральный бюджет. Интерес к строительству жилья в Ялте уже сейчас начинает пропадать. Многие люди, ставшие только пару лет назад владельцами такой недвижимости, уже начинают его распродавать — мало кому нравится отдыхать в городе со столь высокой плотностью застройки и ограниченным доступом к пляжам. Каждый новый высотный дом уменьшает прибыль от строительства на курорте. Сегодня Ялта остается для Киева только декорацией, которую используют для проведения международных бизнес-форумов, ярмарок и фестивалей. Она является также «секс-курортом», куда иностранные и отечественные корпорации вывозят свой персонал на уик-энд. «Ялта — город-импортер, который ввозит все: продукты, воду, электроэнергию, — а зарабатывает торговлей воздухом, солнцем и морем. И при этом мы работаем не просто рентабельно, а приносим стране прибыль. Бюджет города очень напряженный, мы обязаны содержать всю инфраструктуру, которая в СССР обслуживалась союзным бюджетом. Если государство заинтересовано не в сохранении курорта, а только в сборе налогов, то надо строить металлургический завод. Порт есть, можно гнать металл на экспорт», — говорит Геннадий Добкин. Интерес к строительству жилья в Ялте уже снижается. Мало кому понравится жить и отдыхать в городе со столь высокой плотностью застройки и ограниченным доступом к пляжам
Очевидно, что ни муниципальным властям Ялты, ни региональным властям Крыма не под силу изменить ситуацию. Это можно и нужно сделать только на общенациональном уровне, ведь Ялта и вообще Южный берег Крыма — всенародное достояние. Тут можно обратиться и к опыту аналогичного российского курорта Сочи. Согласно федеральным нормативным актам, на его развитие помимо денег из федерального бюджета идут налоги и сборы, собираемые в городе. В России ситуацию упрощает наличие довольно эффективной вертикали власти, концентрирующей ресурсы вокруг таких проектов, как получение права на проведение Олимпиады-2014 в Сочи. В Украине для решения проблемы финансирования развития курорта и устранения барьеров — сопротивление органов самоуправления курортных сел и поселков — требуется консолидированная позиция президента, правительства и парламентского большинства. Тогда можно было бы принять специальный закон об эксперименте по созданию административно-территориальной единицы «Большая Ялта», разработать под него национальную программу развития курорта и поручить контроль над ее реализацией отдельному правительственному агентству. Это агентство взяло бы на себя координацию работы ялтинского горсовета, поселковых советов, властей Крыма и центральных органов власти. Ведь именно из-за конфликтов между ними до сих пор блокировались все инициативы по наведению порядка на Южном берегу Крыма.
А для начала — и с этим согласны многие эксперты — необходимо правительственное решение о введении моратория на новое строительство на территории Большой Ялты. До той поры, пока будет проведена полная инвентаризация земли и недвижимости. «Если станет известно, что в Ялте еще можно найти свободную землю, то и ее у нас отберут», — сказали «Эксперту» сотрудники горисполкома.
ВВП на туризме
Александр Черноморов, народный депутат, ранее работавший в горисполкоме Ялты:
— Минимальные бюджеты для городов рассчитываются из количества жителей, проживающих на данной территории. Но если в Ялте проживают около ста тысяч, то в курортный сезон отдыхающих приезжает до полутора миллионов. Город живет за счет приезжающих, а они болеют и мусорят, и мы должны их обслуживать. Но действующая сейчас система выравнивания местных бюджетов этого не учитывает, и город вынужден увеличивать количество врачей и дворников за счет местного бюджета развития. Однако даже при такой системе выравнивания бюджетов необходимо учитывать реальные, а не виртуальные потребности, которые рассчитывает Минфин. Например, для крупных курортов нужно рассчитывать, что минимальный бюджет должен формироваться, исходя из коэффициента среднего количества потребителей в год.
Знаю, что если только по Ялте принять закон, то он никогда не пройдет даже научно-экспертное управление, а тем более через парламентские комитеты. Трускавец тут же начнет жаловаться. Поэтому необходим закон о развитии туризма как одного из приоритетных секторов национальной экономики. А то, что туризм даже в условиях полного игнорирования государством и вопреки этому государству может приносить прибыль, Ялта доказала.
От Гурзуфа до Фороса
Сергей Брайко, мэр Ялты:
— Мы не требуем передачи в коммунальную собственность всех санаториев и пансионатов. Это бизнес, и пусть им занимаются частники. Хорошо, что на эти объекты заходит какой-то инвестор, плохо, что он меняет их целевое назначение. Местная власть этому противостоять не может. Необходим закон о курортах, в котором запрещалось бы перепрофилировать здравницы. Местная власть может только применять в таких случаях административные штрафы до трехсот-четырехсот гривен.
Большая проблема — административная разобщенность населенных пунктов на территории Большой Ялты. Это проблема всех курортных городов, поэтому необходимо пересмотреть административное устройство Большой Ялты, Алушты, Феодосии. В Большой Ялте нужно вернуть принцип административного устройства, существовавший до 1991 года, когда эта территория так и не называлась, но Ялте подчинялись все населенные пункты от Гурзуфа до Фороса.
Если стране нужен знаковый курорт, то должна быть государственная программа его развития. Главное, что необходимо для ее реализации, — это постановление Кабмина о приведении инфраструктуры к надлежащему уровню, в первую очередь коммунальной (водоснабжение, энергообеспечение). Программа по коммунальному обеспечению Ялты принята еще в 1998 году, но из-за недостаточного финансирования не реализована даже наполовину. В 2005–2006 годах она вообще не финансировалась, и сейчас мы пытаемся добиться ее продления. Мы несколько раз вносили свои предложения по государственной программе развития Большой Ялты, которые основывались на юридической экспертизе по административно-территориальному устройству, а также земельной и архитектурной экспертизах. Но пока не будет политической воли в центре, соответствующего закона или постановления Кабмина, заниматься этим всерьез никто не будет.
Власть демонстративная и реальная
Древнекитайский философ Лао Цзы говорил: «Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает.» Заявлять о своем существовании они должны, решая те проблемы, которые рядовые граждане сами устранить не могут. В Украине пока получается все наоборот. Виктор Янукович, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и политики более мелкого масштаба ни на день не дают забыть о себе, заполняя своими высказываниями телевизионный эфир и полосы газет. Представители украинской политической элиты превратились в персонажей реалити-шоу лишь с той разницей, что от их присутствия нельзя избавиться, просто выключив телевизор. Многочасовое стояние в пробках, возникающих в последние недели в Киеве из-за регулярных митингов, организованных коалицией и оппозицией, дает даже самым далеким от политики людям ощущение реального влияния на их жизнь премьера, президента, лидеров оппозиции. За чертой Киева это чувство становится гораздо слабее, а в Краматорске, Ивано-Франковске, Харькове оно почти исчезает. Разве что следующей волной митингов коалиция и оппозиция спровоцируют дорожные заторы и в этих городах. Самое главное — у всех граждан укрепляется мысль: в стране просто отсутствует власть, способная проявить себя в решении злободневных проблем.
Очередной политический кризис добавил аргументов в пользу тех, кто считает, что бизнес, регионы, территориальные общины, домохозяйства должны как можно меньше зависеть от процессов, происходящих в центральной политике. Сравнительный опыт развития экономики в условиях усиленного вмешательства в нее правительства Юлии Тимошенко в 2005 году и минимального дирижизма Кабинета Юрия Еханурова в 2006-м выступает в защиту «слабого правительства». Однако вывод этот во многом сомнительный, а часто и в корне неверный. Ведь соблюдение медицинского принципа «главное — не навредить» вовсе не отменяет хирургического вмешательства при воспалении аппендицита или острой зубной боли. Ограниченное влияние государства оправдано в отношении самодостаточных систем, которых в Украине пока еще очень мало. Чтобы передать максимальные полномочия на места, предоставить бизнесу и рядовым гражданам самим решать свои проблемы, необходимо как минимум обеспечить создание дееспособной и независимой судебной системы. А с этим в Украине самые большие проблемы.
Опыт неприкрытого разворовывания земли на южном берегу Крыма ярко демонстрирует то, что в стране не работает механизм государственного управления. Проект «Большая Ялта» не может развиваться автономно до тех пор, пока изменения в законодательстве о судоустройстве не обяжут рассматривать иски относительно хозяйственной деятельности компаний исключительно в судах того города или района, на территории которого она осуществляется. Соответствующий законопроект уже лежит в Верховной Раде, но для его принятия нужна политическая воля и сотрудничество ветвей и центров власти. Пока принцип «слабого правительства» работает в интересах рейдеров и недобросовестных застройщиков, которые продолжают разрушать приморские парки под прикрытием решений судов, находящихся за сотни километров от Ялты.
В соседней России наличие жесткой вертикали власти ведет эту страну к ограничению демократии. Но причина этого — в отсутствии общественного контроля над властью, а не в существовании власти как таковой. Ведь именно она навела порядок на территории Большого Сочи, где масштабы коррупции и нарушений земельного законодательства даже превосходили крымские. Только такая же политическая воля высокого руководства в Киеве может обеспечить условия для превращения Ялты в один из лучших курортов Европы. Подключение к этому проекту президента, правительства, парламентского большинства под контролем парламентской оппозиции позволило бы всем им в глазах украинской общественности оправдать свое существование. Этим они подтвердили бы, что политическая элита в Украине способна на нечто большее, чем создание пробок в столице.
Ирина Гасанова, Эксперт