РФ с политическим иезуитством, якобы в результате переговоров вернула (а для граждан РФ – по своему уголовному делу передала на ответственное хранение Украины) захваченные украинские корабли- «Никополь», «Бердянск» и «Яны Капу». Вчера они прибыли в Очаков.
Президент Зеленский в порту Очакова вчера после осмотра кораблей заявил:
“На кораблях частично не хватает оборудования. Мы говорили с адмиралом и некоторые вещи я не могу сказать, но не хватает части вооружения. Я увидел состояние, будет расследование. Мы обязательно обратимся к российской стороне, чтобы она вернула все, что там было.
Я договорился (с Россией о возвращении кораблей) ни на каких условиях, а просто – по телефону о возвращении наших моряков и наших катеров. Я ничего нигде не подписывал, ничего не обещал. Мы знаем, что мы правы в этой ситуации. Никаких условий нет”.
Он добавил, что корабли будут ремонтировать около 3 месяцев и пообещал, что они будут на ходу.
Вчера, экс-военный прокурор Анатолий Матиос опубликовал у себя в Фейсбуке документ, в котором указан перечень повреждений и украденного имущества на кораблях “Никополь”, “Бердянск” и буксире “Яны Капу”.
Как отмечает Матиос, 20 ноября военные прокуроры осматривали и фиксировали все, что сделали с украинскими судами россияне. Результаты этой работы будут очень важны для международных судов.
Согласно документу, который обнародовал бывший военный прокурор, на всех кораблях отсутствуют:
- оружие, боеприпасы в полном объеме и документация;
- оборудование для радиосвязи, в частности станция космической связи;
- надувная лодка с мотором;
- блоки аппаратуры распознавания;
- огнетушители, фонари, аварийный буй;
- аккумуляторные, батареи, камбузная плита, унитаз.
Кроме того, на кораблях повреждены гидропневмоаккумуляторы стопора валолинии (комплекс механизмов, благодаря которым происходит движение двигателя).
Кроме того, можно увидеть информацию о поврежденях “Бердянска” и “Яны Капу”.
“Бердянск”
- пробита ходовая рубка и гальюн, машинное отделение;
- поврежден левый двигатель;
- главный распределительный щит электроэнергии разобран;
- разбита система распознавания.
“Яны капу”
- все приборы в ходовой рубке открыты и разбиты;
- универсальная система водяной защиты частично разобрана;
- отсутствуют кабель берегового питания и другие кабели, дизель-генератор, розетки и плафоны;
- топливная арматура ГД №1 – частично отсутствует;
- разобрана топливная система;
- в машинном отделении установлен пластырь с раздвижным упором;
- фальшборт частично разрушен;
- часть мачты – частично отсутствует.
В этой незаконченной еще истории очень много непонятных моментов, которые, по всей видимости, так и не будут озвучены официально.
Как пишет в издании “Деловая столица” военный эксперт Михаил Жирохов, есть вполне обоснованное мнение, что передали просто бронескорлупки. И если насчет двигателей вопрос как минимум спорный, то можно смело говорить о том, что сняли все навигационное оборудование и самое главное – американские радиостанции Harris. За прошедший год в российской прессе были сообщения о том, что все это было снято в ходе “следствия” как “вещественные доказательства нарушения украинскими судами российской морской границы”.
То, в каком виде россияне передают технику, мы видели в июне 2014 г., когда при посредничестве Беларуси были возвращены самые старые суда ВМСУ, а также часть бронетехники из захваченных частей ВСУ. По рассказам очевидцев, все, что было ценного, снято, а то, что нельзя было снять, – сломано. Причем это было сделано основательно и со знанием дела. Поэтому, кстати, большую часть техники так и не смогли восстановить, частично удалось поставить в строй танки (потому что бронекорпус сложно повредить так, чтобы это не было видно визуально) только после сентября 2014 г.
Большую же часть переданных Россией судов пришлось практически сразу или в течение последующих пару лет списать, настолько все было плачевно. Так же до сих продолжается процесс восстановления переданных самолетов МиГ-29. Буквально недавно удалось поднять в воздух только один “борт” – и это чуть ли не единственный положительный результат за пять лет.
Второй немаловажный вопрос – в каком статусе передают Украине эти корабли. Как утверждает российский адвокат Полозов (который ведет дело о захваченных моряках и судах в РФ), Россия передала их Украине как “вещественные доказательства” на ответственное хранение. А это чисто теоретически может означать, что наша страна не имеет права проводить ремонт этих кораблей. А значит, по идее, россияне просто освободили место со стоянки в Керчи, при этом в правовом поле корабли как бы до сих пор принадлежат им как пиратский трофей.
Впрочем, судя по всему, такая же история и с обмененными моряками, которых с такой помпой встречал президент Зеленский. Уголовные дела против них до сих пор не закрыты в Российской федерации, и чисто теоретически Кремль в любой момент может потребовать их физического присутствия на судилище в Москве. Как альтернатива – объявление их в международный розыск (а мы видели, как это происходит на примере “Тополи” и Польши) или даже проведение спецоперации с целью их насильственной депортации обратно (ведь ни для кого не секрет, что российская агентура, будь то СВР или ФСБ, чувствует себя в Украине как рыба в воде).
Хотя, видя, как работают наши многочисленные ДБР, НАБУ и прочие, есть еще вариант, что мы сами выдадим их обратно в Россию. Что, в принципе, эксперт рассматривает как малореальный вариант, но мы живем сейчас в такой стране, что может быть что угодно. Неизвестно, например, как поведет себя наш президент, если Путин выставит это как одно из очередных условий личной встречи.
Непонятно и как повлияет утеря нашими военными тех же Harris-ов на продолжение военно-технического сотрудничества с США, а также ситуацию на донбасском фронте. Ведь последние два года именно наличие закрытой цифровой радиосвязи было одним из козырей нашей группировки в противостоянии с оккупационными корпусами.
Доходило до того, что специальные группы боевиков и российских спецназовцев устроили целую охоту за американским радиостанциями. Это было крайне необходимо, чтобы российские специалисты смогли как разработать средства для проникновения в закрытые сети, так и организовать эффективное глушение. А тут такой “подарок” от наших моряков. Есть, конечно, слабая надежда, что экипаж сработал по инструкции и привел их в негодность. Но, думаю, тешить себя этим не приходится.
Таким образом, вряд ли стоит относить возвращение кораблей (в явно изуродованном виде) как достижение военно-политического руководства страны. И совсем уж точно этот факт не стоил того, чтобы наш президент не брился несколько дней…
По материалам dsnews.ua, 24tv.ua, facebook.com