Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Самокатный скандал. В чем опасность электроскутеров и как сними боролись в Германии

прокат электросамокатов
прокат электросамокатов

В Украине запустился  сервис  по прокату электросамокатов, мэр Киева Виталий Кличко обратился к компании Bolt, которая  запустила в Киеве прокат, с претензией  о том, что движение этого вида «транспорта» не урегулировано действующим законодательством Украины. Поэтому город не может разрешить компании предоставлять такой вид услуг.

В компании Bolt считают, что власти Киева не могут требовать получить разрешение на прокат электросамокатов, поскольку оно не предусмотрено законом. Прокат электросамокатов не запрещен в Украине, у киевских властей нет оснований требовать от бизнеса получать на это разрешение. Так на заявление мэра Киева Виталия Кличко о том, что открытие проката электросамокатов не было согласовано, ответила компания Bolt.

Мэр Киева Виталий Кличко, в свою очередь обратился к депутатам Верховной Рады и призвал их разработать и внести на одном из ближайших заседаний изменения в законодательство о дорожном движении. И определить, как, где и по каким правилам могут ездить электросамокаты в городах. Об этом Виталий Кличко написал на своей странице в социальной сети Facebook.

«Резонанс вызвало мое заявление относительно действий компании Bolt, которая без согласования с городом разместила пункты проката электросамокатов в столице. Я хочу еще раз объяснить свою позицию и ситуацию. В нашем городе проживает более 3 миллионов человек. И их взаимоотношения в обществе, хозяйственная и предпринимательская деятельность прописаны в законах и правовых актах. И одна из обязанностей местной власти – следить за соблюдением таких правил», – отметил Виталий Кличко.

Он отметил, движение такого вида «транспорта», как электросамокаты, не разрешен действующим законодательством Украины.

«Поэтому вопрос: где именно должны ездить такие средства передвижения – по дороге, тротуарах, велосипедных дорожках? По каким правилам: скорость, световые обозначения, с какого возраста «водителя»? Ведь речь идет о безопасности движения, о здоровье и жизни всех его участников – тех, кто на самокатах, автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов, пешеходов. Ответить и урегулировать все эти вопросы должно законодательство Украины о дорожном движении. Почему деятельность компаний в предоставлении услуг по прокату должна быть согласована с городом? Потому что пункты проката (или места, где можно взять или оставить электросамокат) расположены на территории города. И не может любой прийти и просто по желанию оказывать услуги, за которые не несет никакой ответственности. О каком порядке и правопорядке можно говорить в такой ситуации? Почему одни должны работать по правилам, а другие – нет? Поэтому я официально обращаюсь к депутатам Верховной Рады: разработать и внести на одном из ближайших заседаний изменения в законодательство о дорожном движении. И определить, как, где и по каким правилам могут ездить электросамокаты в городах», – отметил Виталий Кличко.

Он также призвал компанию BOLT работать исключительно в правовом поле и осознавая ответственность за законность и безопасность услуг, которые она предоставляет.

«Я понимаю, что город развивается, что должен развиваться бизнес. В том числе и тот, что предлагает услуги экологического транспорта. Но работа всех предприятий и всех предпринимателей должна быть цивилизованной и законной. Тем более, когда речь идет безопасность, здоровье и жизнь людей», – подчеркнул Виталий Кличко.

Как на Западе?

На Западе на смену снующим повсюду велосипедистам уже приходят еще менее организованные электросамокатчики. Пешеходам приходится лавировать между этими средствами передвижения.

В Германии, весной прошлого года также  бушевали страсти из-за электроскутеров. Модное средство передвижения спровоцировало большую национальную политическую дискуссию о правах немецких пешеходов. О ее сути писало издание  DW.

Согласно немецким законам, все моторизированные транспортные средства, способные развивать скорость свыше шести километров в час, нуждаются в официальном допуске для использования на дорогах (нем. Straßenzulassung).

Во многих других странах Европы вопросы, связанные с электрическими самокатами, уже отрегулировали, но в Германии очень долго тянули с решением этой задачи, вставшей перед исполнительными властями и законодателями, так сказать, в явочном порядке.

Автор пресс-релиза на сайте Союза пешеходов Германии (Fachverband Fußverkehr Deutschland Fuss e.V.) не скрываал восторга: “Бесстыдное покушение на защищенный ареал 80 миллионов немецких пешеходов предотвращено!” Это победа – министерство транспорта Германии отказалось от идеи допуска электросамокатов на немецкие тротуары, и теперь возможны два варианта развития событий. Или 17 мая (2019-го года – прим. УК) бундесрат (представительство федеральных земель) примет закон о допуске электросамокатов в Германии в видоизмененном виде, или же министерство транспорта вовсе отзовет законопроект и будет разрабатывать новый.

Пока в Париже, и Вене  самокаты с электроприводом набирали все большую популярность среди горожан как альтернатива велосипедам и городскому транспорту, в Германии их использование официально не было разрешено. В одном лишь Берлине в 2018 году полиция конфисковала несколько десятков самокатов, выписав штрафы в 70 евро их владельцам за незаконное использование транспортных средств, не допущенных к участию в дорожном движении.

И вот 17 мая 2019-го года, Бундесрат прислушался к протестам пешеходов и разрешил езду на электросамокатах по немецким улицам, но не по тротуарам. И только тем, кому больше 14 лет.

Федеральные власти в Берлине пошли навстречу требованиям немецких земель, призывавших запретить езду на самокатах по тротуарам – вопреки первоначальным планам правительства. Ранее от идеи допуска электросамокатов на тротуары отказалось  немецкое министерство транспорта. Теперь решение бундесрата поставило точку в горячем споре об использовании этого вида транспорта в ФРГ.

Пешеходы – главная группа риска

Дискуссия об электросамокатах в Германии сводилась к вопросу о том, где можно будет на них ездить – по тротуарам, велодорожкам или проезжей части? Первоначально предполагалось, что на самокатах можно будет ездить по тротуарам – при условии, что они не разгоняются быстрее 12 километров в час. Но это втрое выше скорости среднего пешехода, говорли в Союзе пешеходов и требовали не допустить самокаты на тротуарах.

Это неспроста – именно пешеходы считаются главной группой риска среди всех участников движения. По всей Германии в 2018 году жертвами ДТП стали 457 пешеходов (в Украине  в несколько раз больше). Причем по количеству погибших пешеходов лидировал Берлин (19).

“Некоторые тротуары в Берлине настолько переполнены, что на них возникают пробки из пешеходов”, – указывает пресс-секретарь объединения Fuss e.V. Роланд Штимпель (Roland Stimpel). При этом, как ни парадоксально, самой большой опасности пешеходы подвергаются в, казалось бы, безобидной ситуации – при переходе перекрестков на зеленый сигнал светофора. Поворачивающие на этот же зеленый машины нередко не пропускают пешеходов – и наезжают на них.

Печальный опыт Барселоны

В своей кампании против допуска электросамокатов на тротуары Союз пешеходов Германии ссылался, в том числе, и на печальный испанский опыт. В Барселоне 90-летняя пенсионерка погибла от травм, полученных в результате падения на асфальта из-за наезда самоката (управлявшая им школьница смотрела в момент наезда на мобильный телефон). Этот несчастный случай заставил испанские власти запретить использование на тротуарах самокатов с электроприводом. В Германии, похоже, хотят исключить подобные ситуации в принципе.

Берлинские тротуары исторически были шире, рассказывает Роланд Штимпель. Но пространство для пешеходов постоянно сокращается – из-за парковочных мест и велодорожек. Пешеходов становится все больше, а места меньше, и поэтому перспектива появления на тротуарах электросамокатов была встречена в штыки.

Основанный в 1985 году Союз пешеходов Fuss e.V. видит своей целью защиту прав тех, кто предпочитает передвигаться по городу “на своих двоих”. Организация распространяет информацию о том, куда жаловаться на неверно припаркованные автомобили и что делать, когда кто-то перегораживает тротуар – одним словом, помогает пешеходам отвоевать “жизненное пространство”. Потому что пешеходам тоже нужно место, указывает Штимпель.

У большинства жителей Берлина машин нет

По его словам, перегруженность берлинских улиц автомобилями обманчива: “У большинства жителей Берлина машин нет. Но поскольку машин много и они занимают больше места, создается впечатление, что все ездят на машинах. Нам, пешеходам, надо, наверное, больше шуметь и требовать места для парковок – тогда политики начнут воспринимать нас всерьез”.

Против самих самокатов с электроприводом Союз пешеходов не имеет никаких возражений – “если они заменят машины на проезжей части, то будет отлично”, уточняет Штимпель. А вот на тротуарах они создадут лишнюю напряженность – детям и пожилым людям придется уворачиваться от быстрых самокатов.

В Германии есть правила на все случаи жизни, констатирует Штимпель, но, к счастью, пока нет законодательных предписаний по поводу того, как ходить по тротуарам, поскольку пешеходы справляются сами, глядя по сторонам и уступая дорогу друг другу.

Возможное появление на тротуарах транспортных средств в виде электросамокатов потребовало бы дополнительных правил поведения в общественных местах – но, к счастью, они не понадобятся. Поскольку министерство транспорта передумало, и тротуары останутся во власти пешеходов.

Ездить по тротуарам на велосипеде в Германии, кстати, тоже нельзя.

Электросамокаты должны были стать экологичной альтернативой машинам, но стали раздражителем для всех – и пешеходов, и велосипедистов, и автомобилистов. Почему?

Страх и ненависть в Берлине: за что немцы ополчились на электросамокаты

После принятия закона, осенью скандалы возобновились с новой силой.

Нет проще способа навлечь на себя гнев окружающих, чем рассказать им о том, на чем ты добирался на работу. Не на метро, не на автобусе, не на велосипеде… “Я ненавижу электросамокаты”, – дружно говорят в ответ сразу трое коллег.

В немецких газетах – ни дня небыло без новостей об электросамокатах. “В Потсдаме прохожие подрались из-за электросамокатов”. “В Берлине женщина упала с самоката и получила тяжелые травмы”. “В Эрфурте несколько полицейских ранены в драке с прохожими, которые вступились за пьяную водительницу самоката”. “В Бонне врачи борются за жизнь водителя самоката, который на полном ходу врезался в машину такси”.

Может показаться, что Германия, которая так гордится своей терпимостью и экологичным образом жизни, сплотилась в коллективном отторжении самокатов с электроприводом. В чем же дело?

Электросамокаты против правил и порядка

Правила и порядок, основанный на правилах, – святая святых немецкого образа жизни. Электросамокаты бесстыдно покушаются и на то, и на другое. Их водители без зазрения совести катаются по тротуарам (что запрещено правилами), и оставляют взятые напрокат самокаты где попало (создавая беспорядок на тротуарах).

Велосипедисты, конечно, ничем не лучше – в Берлине считается хорошим тоном проезжать на красный свет, “подрезать” пешеходов и кричать на городские автобусы, показывая им средний палец, но все это не вызывает такого гнева общественности, как электросамокаты – маленькие и симпатичные игрушки для взрослых.

“Ничего симпатичного в них нет, – категоричен Роланд Штимпель (Roland Stimpel) из Немецкого союза пешеходов. – Они стоят поперек дороги, люди спотыкаются и падают. Они разбросаны везде – у подъездов домов, у входов в метро, они свалены кучами, и все это – не собственность конкретных людей, а имущество компаний, которые зарабатывают на том, что не платят за использование общественных мест в качестве парковок”.

Летом 2019-го в Берлине прошел первый митинг против электросамокатов. С тех пор, говорит Штимпель, возмущение общественности только выросло. Причина – на берлинских тротуарах остается все меньше места для пешеходов. По его словам, единственный город Германии, поступивший правильно с электросамокатами, – Бремен. Мэрия установила там такие правила лицензирования, что бизнес по прокату самокатов потерял смысл.

“Как пешеходы мы, конечно, не против того, чтобы вместо больших и вонючих машин по улицам ездили маленькие электрические самокаты, – говорит Штимпель. – Мы против того, чтобы у нас воровали пространство”.

15 тысяч самокатов на весь Берлин

По всей столице Германии расставлено примерно 15 тысяч электросамокатов. По сравнению с машинами и велосипедами в городе с населением в три миллиона человек – это капля в море. Количество погибших в ДТП с участием самокатов – ноль. Один из лидеров немецкого рынка проката самокатов – берлинский стартап Tier. Его пресс-секретарь Бодо фон Браунмюль (Bodo von Braunmühl) говорит о повышенном внимании общественности в самокатам с тихой улыбкой психотерапевта.

По его словам, в волне протестов и публикаций нет ничего удивительного. “Города и без того переполнены, машин слишком много, и велосипедов становится все больше, – говорит он. – Теперь к ним добавились электросамокаты, а это значит, власти городов должны искать решения, которые сократят количество машин и расширят пространство для двухколесных средств”.

По его словам, дело не в самокатах, а в узких велодорожках – например, в Копенгагене с его развитой структурой у горожан нет никаких конфликтов с электросамокатами. Он говорит, что Берлин – это особый случай. Здесь пешеходы порой умышленно опрокидывают самокаты, создавая видимость хаоса на тротуарах. В маленьких немецких городах – например, в Билефельде – обстановка куда спокойнее.

Полиция раздает брошюры на пяти языках

Полиция завалена жалобами на новое транспортное средство. Чтобы хоть как-то унять страсти, полицейские раздают на улицах брошюры на пяти языках с указаниями, как правильно ездить на самокате.

“Я могу понять возмущение общественности, – говорит начальник отдела безопасности дорожного движения Райнер Печ (Rainer Paetsch). – Самокаты появились на улицах всего четыре месяца назад, а велосипеды существуют испокон времен и в количествах, не сопоставимых с самокатами. К велосипедам все привыкли, все знают, чего от них ждать. И хотя число ДТП с участием велосипедов несопоставимо выше, чем с самокатами, фокус общественного внимания прикован именно к последним”. Он считает, что через год-другой люди привыкнут к самокатам и страсти улягутся.

“Электросамокаты – большой потенциал для конфликтов”

“Я надеюсь, что драк из-за самокатов больше не будет – говорит Роланд Штимпель из союза пешеходов. – Но потенциал для конфликтов большой. Потому что водители электросамокатов часто ездят пьяными, причем нередко это туристы, приехавшие издалека”. Пьяный иностранец на электросамокате – этот “образ врага” не более, чем клише. По статистике компании Tier, 90 процентов клиентов используют для оплаты проезда кредитные карты, выданные немецкими банками и лишь 10 процентов – иностранные.

“Я верю, что общественность скоро успокоится”, – говорит Райнер Печ из полиции Берлина. Для описания ситуации с электросамокатами

 В Украине, пока “хайп” в дугую сторону, почему запрещают. Власти города, видимо решили   учесть проблемы возникшие в Германии, но не учли менталитета украинцев. Хотя их мнение, может резко поменяться, в противоположную сторону, как только они столнутся с неудобствами и опасностью причиняемыми самокатчиками, не ограниченными в своих действиях определенными законами.

Использованы материалы Deutsche Welle и КГГА
Exit mobile version