Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Самые масштабные авиакатастрофы в Украине или с украинскими самолетами

Гибель рейса PS752 МАУ в Иране: как Украина проиграла коммуникационную битву
Гибель рейса PS752 МАУ в Иране: как Украина проиграла коммуникационную битву

Эксперты начали расшифровку бортовых самописцев военного самолета Ан-26, потерпевшего крушение возле Чугуева Харьковской области вечером 25 сентября. Самолет совершал учебный полет. На борту находились 27 человек, из них 20 курсантов Харьковского военного университета. Погибли 26 человек. Выжил только один курсант.

Издание «Слово и дело» напоминает о самых масштабных авиакатастрофах, произошедших с украинскими самолетами или на территории нашей страны за время независимости Украины.

Авиакатастрофа украинского самолета вблизи Салоник

70 человек погибли во время авиакатастрофы пассажирского самолета Як-42 вблизи Салоник в Греции, случившейся 17 декабря 1997 года. Ни один из 62 пассажиров и 8 членов экипажа не выжил.

Рейс 241 авиакомпании «Аэросвит» по маршруту Киев-Одесса-Салоники во время урагана и плохой погоды врезался в склон горы Пента-Пигадия в 72 км от Салоник. Большинство пассажиров летели в Грецию отмечать Рождество.

Самолет нашли на высоте 1100 метров под слоем снега в горах после трех дней поисков. В операции участвовали пять тысяч военных и 29 вертолетов. Один самолет греческих ВВС разбился во время операции, на его борту погибли пять военных.

Сначала рейс осуществлял «Боинг-737», но в Одессе у него обнаружили неисправность двигателя, поэтому полет продолжили на Як-42, который компания «Аэросвит» взяла в лизинг у «Львовских авиалиний».

Причины авиакатастрофы годами устанавливали в судах Греции и Украины. В итоге в июне 2005 года Верховный суд Греции пришел к выводу, что ошибки допустили как пилоты, так и диспетчеры, которые проявили преступную халатность, неправильно поняли пилота, не приняли достаточно мер для предотвращения катастрофы и вовремя сообщили об исчезновении самолета с радаров. Тюремное заключение в 5 лет и 5 месяцев, который был сокращен ранее, им подтвердили.

Кстати, вскоре обе авиакомпании обанкротились. «Львовские авиалинии» ликвидированы в 2011 году, а через 2 года прекратил существование и «Аэросвит».

Авиакатастрофа украинского самолета Ан-140 в Иране

23.12.2002 г. в 17:59 (по киевскому времени) в Иране потерпел катастрофу самолёт Ан-140 украинской авиакомпании «Аэромост — Харьков», бортовой номер UR 14003.

Самолет столкнулся с горой примерно за минуту до захода на посадку в аэропорту Исфахан в районе аэродрома, около поселка Баграбада в зоне визуальной видимости группы руководства полетами. По предварительным данным, пилоты не справились с управлением в условиях плохой видимости, и самолет врезался в горную гряду.

Очевидцами катастрофы Ан-140 стали и иранские официальные лица, встречавшие летевшую в Иран делегацию.

По официальной информации, разбившийся самолет пилотировал экипаж Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия в составе: командир экипажа — летчик-испытатель 2 –го класса Г. Анцибор (общий налет — 2000 часов, на Ан-140 — 160 часов, количество посадок на аэродром Исфахан — 7), второй пилот — летчик-испытатель 1-го класса С. Чайченко (общий налет — 6600 часов, на Ан-140 — 651 час, количество посадок на аэродром Исфахан — 16).

Разбившийся Ан-140 (бортовой номер 14003) был изготовлен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием 30 ноября 2002 года и успел налетать 71 час 28 минут, выполнил 27 посадок.

Самолет был передан в эксплуатацию авиакомпании «Аэромост-Харьков», дочернему предприятию того же ХГАПП, в соответствии с договором финансового лизинга между лизинговой компанией «Укртранслизинг» и авиакомпанией «Аэромост-Харьков». Авиакомпания «Аэромост-Харьков» создана 6 июля 2002 г., базируется в харьковском аэропорту.

Замечаний по техническому состоянию самолёта, согласно заявлениям ХГАПП и обнародованным предварительным выводам госкомиссии, нет.

Пассажирами на борту разбившегося самолёта были члены делегации — руководящие работники украинских и российских авиапредприятий, участвующих в конструировании и производстве Ан-140 — Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, завода, АНТК имени Антонова, НПО «Южмаш», «Электронприбор», «ФЭД», а также российских заводов «Рубин», «Авионика», «Агрегат», «Аэросила», «Интерами» и «Рубин». Они летели в Иран для участия в торжествах по случаю сдачи в эксплуатацию самолёта ИрАн-140 — лицензионного варианта украинского Ан-140. Это была вторая машина, выпущенная в Иране в рамках долговременного международного контракта.

Все погибшие были непосредственно связаны с организацией кооперации по серийному производству Ан-140 в Украине, Иране и России.

Падение истребителя Су-27УБ в Скнилове

Скниловская трагедия произошла 27 июля 2002 года, когда военный истребитель Су-27 УБ во время аэрошоу упал на военный аэродром «Скнилов» во Львове. Пилот успел катапультироваться, но в результате падения самолета на аэродроме погибли 77 человек и еще 543 человека пострадали, получив травмы различной степени тяжести.

Среди причин авиакатастрофы – отклонение от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27. Уголовные дела были возбуждены против всех причастных к организации авиашоу 12 человек. Суд оправдал четырех генералов.

Первый пилот Владимир Топонарь получил 14 лет тюрьмы (вышел на свободу через 11 лет), второй пилот Юрий Егоров – 8 лет (вышел через 2,5 года), командующий 14-го авиационного корпуса генерал-майор Анатолий Третьяков получил 6 лет тюрьмы (вышел на свободу в 2007-м), помощника руководителя полетов, подполковника Юрия Яцюка приговорили к 5 годам (отсидел почти 3 года), начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных получил 4 года условно. Ни один из осужденных своей вины не признал.

Сбитый самолет рейса МН17 под Донецком

17 июля 2014 года вблизи Тореза Донецкой области из российского «Бука» был сбит пассажирский самолет Boeing-777 авиакомпании «Малазийские авиалинии» рейса МН17. В результате погибли 298 человек – 283 пассажира, 15 членов экипажа. По количеству жертв катастрофа Boeing 777 стала самой крупной в истории Украины и самой смертоносной среди сбитых пассажирских самолетов.

Международное расследование установило, что самолет сбит зенитным ракетным комплексом «Бук» российского производства. 24 мая 2018 года власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в катастрофе самолета.

Кроме создания международной совместной следственной группы, Совет ООН создал международный трибунал по расследованию по факту того, что самолет рейса МН17 был сбит.

Судебный процесс по обвинению четырех причастных к катастрофе малайзийского авиалайнера MH-17, сбитого над Донбассом, начался в марте 2020 года и, по оценкам юристов, будет продолжаться 4-5 лет.

Сбитый самолет МАУ в Тегеране

8 декабря 2020 года украинский пассажирский самолет Boeing-737, принадлежавший авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит ракетой. Погибли все, находившиеся на борту 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа.

Руководство МАУ заявило, что техническое состояние самолета было хорошим, ошибка пилотов исключена, а экипаж был заранее усилен опытными пилотами, учитывая сложность рейса.

11 января президент Ирана Рухани признал, что самолет был случайно сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. По словам официальных представителей Ирана, причиной трагедии стал человеческий фактор. Следствие продолжается.

Инфографика «Слово и дело»

Источник: «Слово и дело»

Exit mobile version