История о том как ВМФ СССР потерял 16 адмиралов за один день

История о том как ВМФ СССР потерял 16 адмиралов за один день

Единственным выжившим, подобранным спасателями, оказался старший лейтенант Валентин Зубарев, так как во время взлёта он находился в кабине экипажа и при ударе его выкинуло через стекло кабины пилотов.

Сбор высшего командного состава ВМФ

В феврале 1981 года, с целью проведения военных учений, в Ленинградской военно-морской академии был назначен сбор высшего командования всех флотов СССР. Руководил сбором командующий ВМФ СССР Сергей Горшков.

В числе участников сборов также находилась и верхушка Тихоокеанского флота, прилетевшая на самолёте Ту-104 борт СССР-42332. На этом же самолёте, неделю спустя, им предстояло отправиться обратно.

На протяжении 7-ми дней шли учения, по итогам которых было решено признать командование Тихоокеанского флота лучшим. После этого все начали готовиться к отлёту.

7 февраля 1981 года

В шесть вечера в снегопад, борт СССР-42332 вышел на взлётную полосу. Через 8 секунд после отрыва от земли самолёт резко вышел на слишком большой угол атаки и накренился вправо. Через несколько секунд он с высоты 45-50 метров рухнул неподалёку от взлётной полосы. Ту-104 почти мгновенно полностью разрушился и загорелся. К нему в тот же миг был направлен отряд спасателей и пожарников, но ни те ни другие почти ничего не смогли сделать из-за сильного пламени.

Единственным выжившим, подобранным спасателями, оказался старший лейтенант Валентин Зубарев, так как во время взлёта он находился в кабине экипажа и при ударе его выкинуло через стекло кабины пилотов. К сожалению, Валентин Зубарев не пережил эту катастрофу — умер по дороге в больницу.

Авария была моментально засекречена.

Погибшие 7 февраля 1981 года

Тихоокеанский флот лишился своего командования, своих соединений. Остались вторые и третьи лица. Это был сильнейший удар по военно-морскому флоту — трудновосполнимый.

Василий Денисов
вице-адмирал

Объявление войны?

Сразу после трагедии началось расследование и одной из первых версий было объявление войны. Флот был приведён в состояние полной боевой готовности — ждали атаку из-за границы. Спустя какое-то время стало понятно, что никто ни на кого нападать не собирается, но версию с началом войны отбрасывать не стали — раз уж атака шла не снаружи, значит изнутри.

На верхушке не могли поверить, что в мирное время такое количество офицеров высшего ранга погибло из-за случайности или ошибки пилотов. Поэтому начали прорабатывать новую версию — саботаж.

Главный подозреваемый

Вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов

Во время расследования выяснилось, что начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов в последний момент отказался лететь. Он с руководством Северного флота вылетел утром. Причиной этого стало его желание навестить родственников, живших на Севере.

Тем не менее, хоть он и был главным подозреваемым, довольно быстро стало понятно, что скорее всего, он не имел никакого отношения к падению борта СССР-42332.

Но что тогда стало причиной? Трагическая случайность? Ошибка пилотов?

Настоящая причина катастрофы

Неудачный выбор самолёта

Начнём с того, что самолёт Ту-104, на котором летело командование ТОФ, был, мягко говоря, не самым безопасным. Спешка в разработке, обусловленная скорее политическими, чем рациональными решениями, привела к тому, что самолет имел длинный список недостатков. И несмотря на чрезвычайно ужасный уровень аварийности (худший среди всех советских коммерческих самолетов, которые когда-либо существовали), Советское правительство упорно отказывалось выводить самолёт из эксплуатации.

Обломки рейса 1691, последнего гражданского рейса Ту-104

Только в 1979 году, после последнего крушения гражданского Ty-104, его было решено вывести из эксплуатации, однако военные решили продолжить использование Ту-104.

Экипаж редко подвергался проверкам

Капитан борта СССР-42332 Инюшин Анатолий Иванович

Капитаном борта ТОФ был подполковник Инюшин Анатолий Иванович. Бесспорно очень опытный пилот, но, к сожалению, экипаж Ту-104 не входил в строевую летную часть, поэтому его проверки проводились редко и формально.

Слишком много багажа

Для того чтобы самолёт безопасно оторвался от земли, должны быть соблюдены два важных условия. Первое — скорость самолёта должна быть 220 км/ч. Второе — угол атаки должен быть 6°. Оба этих условия были нарушены. Скорость при взлёте была 185 км/ч, а угол атаки значительно превышался. Самое интересное это то, что бортовой самописец не зафиксировал какого-либо давления на штурвал во время взлёта. Проще говоря, это не пилоты подняли самолёт в воздух.

Было установлено, что комплектование пассажиров и загрузка самолета производились без плана и оформления документации. На самолёт были погружены: два или три рулона дефицитной типографской бумаги, каждый весом в полтонны и несколько мебельных гарнитуров. При максимально допустимом полетном весе самолета 74500 кг его фактический вес составлял 77000 кг.

Из-за этого у самолёта произошло смешение центровки в заднюю часть, что привело к более раннему отрыву от земли с меньшей скоростью и большим углом атаки.

Последствия аварии
  • Командир в/ч 34233 (управление 25-й МРАД) полковник А. И. Яковлев, под ответственностью которого и был Ту-104 ТОФ, был снят с должности.
  • Все авиалайнеры Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС.

Автор: Иван Давыдов; TJournal

You may also like...