Отдых солдата беларуской армии: глазами очевидца
Вопрос «Чем занять солдата» всегда интересовал офицеров. В 1955 году вышла книга подполковника М.А. Державца «Играем и развлекаемся». Старший преподаватель физподготовки Ленинградского Суворовского военного училища был полон оптимизма: «Физическая подготовка и спорт являются любимым делом воинов Советской Армии. Солдаты Советской Армии любят весёлую, задорную игру, песни и пляски. Массовые подвижные игры и спортивные развлечения увлекают участников и служат прекрасным средством выработки у воинов качеств, необходимых в дни мирной учёбы и в боевой обстановке: выносливости, силы, ловкости, смелости, решительности, воли к победе».
В данной 400-страничной книге автор даёт порой смешные сценарии для игр, однако основной месседж ясен: «Не дать солдату самостоятельно распоряжаться своим временем».
К сожалению, сегодняшний офицерский корпус беларуской армии не все книги читает, а если и читает, то не все советы может применить на практике.
Однако, все по порядку. Для систематизации сведений о свободном времени солдата целесообразно будет разделить данный материал на подразделы:
- Отдых в начале службы.
- Отдых перед дембелем.
Отдых в начале службы. КМБ, первый период, второй период
После прибытия солдата в казарму в первый день службы на него оказывается сильное воздействие. Сержанты кричат от подъёма до отбоя, постоянно подгоняют «слонов». Нецензурная брань, шум и соответственно стресс негативно отражаются на психике даже самых подготовленных парней. Как результат – тотальный контроль вплоть до ограничения времени посещения туалета ночью для профилактики самоубийств. Со временем солдат понимает как отдохнуть в суперстеснённых условиях казармы даже «по- первому» (периоду).
Туалет с дверками и унитазами. Во время нахождения роты в казарме на центральном проходе или во время уборки хитрый солдат может провести пару десятков минут в «долбане». Посидеть в тишине прерываемой звуками из соседних кабинок, просто посидеть, поскольку ноги ноют от усталости. Можно даже тихо поговорить по мобильному телефону или посидеть в смартфоне. Удовольствие отдыхать в туалете сомнительное из-за звуков и запаха, но «по-первому» выбирать не приходиться.
Туалет «системы очко» не подходит для отдыха, однако из-за быстрой оборачиваемости посетителей у солдат есть возможность поставить «фигуру» на входе, которая будет сообщать о приближении офицеров. Впрочем, всех контролируют жестко и тусовка даже двух молодых солдат будет вскоре замечена сержантами и разогнана.
Если солдат стоит в наряде по роте, то в туалете можно долго стоять с шваброй начиная водить тряпкой по полу услышав приближающиеся шаги.
Умывальники неплохое место для отдыха. Берёшь сухую тряпку и изображаешь протирание зеркал. Помещение неплохо просматривается с коридора, слышишь все команды дневального на тумбочке. Пахнет неплохо, сидеть можно на подоконнике, что уже небезопасно, поскольку за то, что сидишь в наряде можно быть с него снятым. Ещё есть низкий ободок мойки для ног. Он холодный, но довольно незаметный за открытыми дверями.
Бытовка с утюгами. Схема аналогична. Берёшь в руки совок и метёлку. Лучший отдых получается вечером после подшивания, когда есть мусор. Там можно стоять или сидеть на стуле. Офицеры вечером уходят часов в семь со службы, сержанты нечасто ходят по бытовкам, во время просмотра программы «Панорама» им интереснее полежать на кроватях в телефонах.
Сушилка для обуви. Во время КМБ закрывается на ключ, который находится у дежурного по роте. Во время субботней уборки можно вызваться убирать сушилку и там раскидать пену, а потом сидеть и ничего не делать полчаса. Сушилка – идеальная переговорная. Здесь тихо, тепло, уютно. Запах берцев только вечером. В сушилке стоит мечта дневального – стул. На него садишься и засыпаешь. Потом тебя будят и снимают с наряда. Поэтому на стул надо садиться осторожно.
Дальняком называют все помещения в казарме, находящиеся в противоположной стороне от входа. На дальняке и, соответственно, вдали от кабинетов командира роты и бытовки старшины получается самый лучший отдых. Из двух бытовок понятное дело лучше «на дальняке», чем на «ближняке». Туалет «на дальняке» может быть закрыт, а бытовка нет.
Располага. Помещение с кроватями в ряд, тумбочками и стульями. По первому наряд обычно отдыхает днём в бытовках, туалетах и сушилках, а всех остальных солдат «маринуют на ЦП». Офицеры рассаживают солдат на табуретках на центральном проходе, говорят открыть тетрадки и контролируют, чтобы никто не заснул. Если солдат клюёт носом ему дают команду постоять. Все сидят, а залётчик стоит минут пятнадцать.
Отдых в располаге «по-первому» таким образом происходит с большего на табуретках. Рубиться на дужках не получится, из-за их отсутствия в новых кроватях которые стоят в казармах солдат во время КМБ.
Полигон. Здесь можно спрятаться и курить сколько влезет. У курящих за один день на полигоне «по-первому» уходило по две-три пачки сигарет. Ещё на полигоне можно смотреть на огонь. Это успокаивает. Иногда зимой офицеры разрешают развести костёр и все греются возле него.
Можно быть истопником. Отличный отдых. Целый день ничего не делаешь за исключением подкидывания дров в печку-буржуйку. Единственное — нужны связи с офицерами для назначения на столь выгодную должность.
Хакеры на палик (солд. «полигон») обычно вообще не ходят. Солдат-срочник ведущий документацию за ротного или других офицеров не может быть оторван от составления отчётов, заполнения различных бумаг. Его отпрашивает его начальник. Рота мёрзнет на полигоне, а ты сидишь в тепле и даже можешь кофе попить если повезёт. В наряды хакеров не ставят. Порой есть авральное заполнение документов, не выходишь из-за стола целыми днями, зато потом компенсируешь усилия слушая музыку и попивая кофе.
Каждый хакер или канцеляр к концу второго периода готовит себе замену. Последние полгода службы твоя задача «старшего канцеляра» контролировать «младшего канцеляра», а по сути выбивать у других старших канцеляров различные ресурсы: бумагу, ручки с чёрным стержнем, тонер для картриджей. С канцеляром первого периода никогда не поговорят о данных вещах канцеляры третьего периода других рот. Скажут «нет бумаги», «нет ручки». Только старший канцеляр может пообещать бартерную сделку – недостающие сапёрные лопатки на пачку кофе и блок бумаги. Если ты канцеляр и не можешь договориться ни с кем и «не нарулить» для своего офицера недостающий ресурс, то тебя снимут с хлебной должности. Желающих полроты всегда. Старший канцеляр порой ротирует раз в несколько месяцев младших канцеляров с целью повышения эффективности их работы.
Отдых в парке. Это по сути гаражи с военными машинами. Первый и второй период ходит вокруг танков и БМП в то время как третий период сидит в кабинах и греется. Дембеля в телефоне и в тепле, а малые с метёлкой «на фигуре» перед гаражами. Стоять полдня с метлой на морозе — неплохой отдых. Гораздо лучше, чем ходить в наряды и спать по 3 часа в день. Обычно в парке никто ничего не делает. Офицеры оставляют за старшего смотрящего третьего периода и уходят назад в каптёрку, в казарму или домой.
В парке холодно, но свободно. Растут сосны, подметаешь иглицу и снег, думаешь про свободу.
Командосы (солд.командировки) – выезд нескольких солдат с контрактником за пределы части дней на десять. Армия постоянно строит-ремонтирует и в частях, где много контрактников, необходимы настоящие рабочие, а не лентяи. Для этого привозят срочников. Слоны перенесут забор на два метра влево, вынесут десяток мазов мусора с чердака. В командосе надо работать в пыли и грязи, однако это лучше чем жить в ненавистной казарме и тратить время на сидение на стуле. На стройках можно найти что-нибудь интересное (нож) и потом продать другим солдатам или переправить на гражданку.
Рабочки. После развода личного состава командир батальона отправляет рабочие команды для уборки территории, в парк механиков, на мини-стойки типа реконструкции зданий и сараев, переноса заборов, разбора на кирпич строений. Инструмент понятное дело – гнутая лопата с покрашенным черенком в яркий цвет, чтоб не украли, и носилки с обломанной четвёртой ручкой весом килограммов тридцать. Рабочки хуже для отдыха, чем командосы, но лучше, чем наряды. По-первому периоду рабочки вообще замечательно. Никто не заставляет равнять линии по нескольку часов или тупиться на ЦП. Ты чувствуешь свою полезность, даже работая инструментом восемнадцатого столетия. Ещё на кучах мусора можно посидеть и покурить раз в час.
Отдых перед дембелем
Первый год ты работаешь на кого-то, а потом кто-то работает на тебя. Ещё солдаты говорят: «До года не устаёшь».
Алкоголь. Вершина отдыха для дембелей. В армии служат много зависимых от алкоголя, поэтому употребление поллитровки водки считается одним из главных успехов солдата за время службы. Напиться непросто, даже если с доставкой алкоголя могут помочь друзья или таксисты, то с утаиванием перегара возникают серьёзные проблемы. Трезвые солдаты с радостью настучат на своего пьяного коллегу для улучшения отношения к ним офицера. За доносительство многие получают должности канцеляров-хакеров, оружейников или просто право ничего не делать. Пьют в беларуской армии немного. После поступления доноса о пьяном солдате офицер может приехать ночью в казарму, построить роту, понюхать каждого и затем решить, как поступать в каждой конкретной ситуации. На гауптвахту дембелей отправить проблематично, поэтому можно попробовать повымогать откупные в блоках бумаги или кофе. Залётчики с радостью согласятся заплатить 20-30 долларов и не ехать в тюрьму на 10 дней.
Пьют на полигонах, когда живут в палатках, где труднее отследить запах. В переездах в командосы, ночью, когда едут в поездах с одним офицером-сопровождающим. Раньше пили по пути на полигон и ничего не боялись, в нарядах. В нарядах по парку и сейчас пьют неплохо. Лето, птички поют…
Девушки. Они ходят под забор к воинским частям, проходят в казармы и бытовки. Отдыхают с солдатами на воинской технике и на полигонах. Залётчиков отправляют на гауптвахту за нарушение формы одежды. Типичное наказание – 10 суток за расстёгнутую пуговицу в кителе. За солдатами с девушками охотится военная комендатура, прочёсывая кусты возле воинских частей в хорошую погоду летом. Если бы солдат отпускали на выходные, они были бы гораздо спокойнее, и обороноспособность была бы выше.
Книги. Спокойное чтение — это привилегия дембелей. Успешные солдаты успевают прочитать не один десяток книг. Читают в ленинке, сидя за столами, в располаге, на рабочках. Временами офицеры забирают книги без объяснения причин. Книгу носишь под кителем на животе. Есть свободная минутка – читаешь.
Телевизор. Дембеля смотрят фильмы по DVD или кабельному, пока остальные ходят на рабочки. Периодически командир роты выключает телик и забирает шнур. Солдатам нравится смотреть что-нибудь про путешествия или женщин.
Сон. Награда. Дембеля рубятся на душках кроватей, в каптёрах подстелив бушлаты и парадную форму. Смотрящие третьего периода могут спать целыми днями за исключением времени стояния на построениях. Идут и спят в каптёрку от которой офицеры дают им ключи. В случае проверки и обнаружения солдат в закрытых помещениях они оправдываются складыванием вещевого имущества. Проверяющий чаще всего проводит обыск каптёры, находит запрещённые телефоны, кипятильники, кружки, дембельские значки, зачищенные бляхи или что-то другое запрещённое и уходит с трофеями. Офицер, чьи слоны «спалили каптёру», как-то договаривается с дежурным по воинской части и предъявляет регрессный иск к «засосавшим» в виде бумаги, кофе, пиццы и колы. В качестве крайней меры у каптёра забираются на пару дней ключи. Каптёр не может ни поесть, как привык, ни зарядить телефон, ни посидеть в интернете. Каптёр ходит пару дней и унижается перед офицером, в итоге тот отдаёт ключи, поскольку лично заниматься складыванием вещевого имущества он не хочет или не может.
Мобас с интернетом. Запрещённые смартфоны дают половину посаженных на гауптвахту. Отобранные телефоны старшие офицеры возвращают за 10-20 долларов. На второй раз забирают телефон на месяц-другой под обещание солдата передать его на гражданку при первой возможности, что конечно не выполняется. Заряжать мобасы можно безопасно в каптёрках предварительно договорившись с каптёром или хакером.
Вкусная еда. По первому можно есть только халву и пить только минералку дополнительно к столовской еде. Дембеля едят сало с хлебом, которое прячут в каптёрках или в парке, макароны быстрого приготовления, чипсы, пиццы. Многие толстеют за последние полгода.
Качалка. Говорят, в ВДВ можно качаться с первого периода, в других частях тягать штангу можно только со второго периода. Физуха – отличный вид отдыха. К сожалению, в воинских частях нет нормальных спортзалов и времени для самостоятельного занятия спортом. Принудительная зарядка убивает желание развиваться физически.
Рабочки. По-третьему от ничегонеделанья дембеля с радостью ходят убирать мусор, строить что-нибудь. Они берут лопаты и ходят с ними наслаждаясь природой. Дембель не работает. Ради вида можно изобразить копание пару минут, а потом уйти в туалет на час. Прапорам главное, чтобы работа делалась, а первый период работает в поте лица, что всех устраивает.
Отпуск. В отпуск можно сходить только после года службы. Увалы (солд. «увольнения») первому периоду дают крайне редко. Зато дембеля могут быть дома раз в полмесяца, что тоже неплохо.
Полигон. Дембеля могут пострелять с разного оружия, пожечь костры, разогреть тушёнки, пожарить картошки. Во время полевого выхода можно целыми днями лежать на нарах, выходя из палатки только чтобы поесть. Первый период принесёт еды, помоет котелки, нарубит дров.
Подгоны. Денег у солдат немного и мини-бизнес — привилегия дембелей. Они продают телефоны, берцы, форму второму периоду и другим дембелям. Дембеля передают на гражданку имущество: котелки, сапёрные лопатки, плащ-палатки, химзащиту и другие ништяки. За вырученные деньги можно откупать телефоны у офицеров, ходить в чифан (солд. «буфет»).
К сожалению, надлежащим образом заниматься солдатами государство не хочет и не может. Большинство существующих запретов лишь усложняют жизнь солдату. Как результат: большинство считает службу потерянным временем. Что бы там ни трубила госпропаганда.
Источник: Belarus Security Blog
Tweet