Германский орден “Железный Крест” я увидел на одном из стендов музея израильских ВВС, что раскинулся на необъятной территории авиабазы Хацерим в пустыне Негев. Над стендом висела пожелтевшая фотография немецкого офицера в форме времен Первой мировой войны 1914-1918гг. Подпись гласила, что это награда лейтенанта Фридриха Рюденбурга, еврейского летчика Luftwaffe, впоследствии репатриировавшегося в Эрец Исраэль. Лейтенант Фридрих Рюденбург не был одиночкой — всего в годы Первой мировой войны в составе Luftwaffe сражалось более 200 еврейских летчиков, из них более 50 погибли в воздушных боях. Многие стали гордостью германской военной авиации. Им посвящена книга “Еврейские летчики в Мировой войне”, вышедшая в Германии в 1924 году. Автор ее, Феликс Тейльхабер, еврей и сионист, во время войны был офицером медслужбы германских ВВС, одним из пионеров авиационной медицины. Тейльхабер написал свою книгу как дань памяти боевым товарищам — еврейским асам.
Среди еврейских пилотов можно выделить асов, вошедших в число самых выдающихся германских летчиков начала прошлого века. Речь идет о Вильгельме Франнкле и Вилли Розенштейне.
В историю военной авиации Вильгельм Франкль вошел как первый в мире летчик, сбивший вражеский самолет в ночном бою. Этот исторический бой произошел 2 апреля 1917 г. В годы войны Вильгельм Франкль был весьма популярен в Германии. В его честь была выпущена почтовая открытка с портретом и надписью “Наш самый успешный летчик”, он вошел в число девяти самых выдающихся летчиков-истребителей, награжденных высшей наградой кайзеровской Германии — орденом Pour-le-merite, стал командиром эскадрильи (Jasta 4). Капитан Вильгельм Франкль погиб в воздушном бою 7 апреля 1917 года.
Розенштейн продолжал воевать в 40-й эскадрилье, где довел список воздушных побед до 9 сбитых самолетов. За свои подвиги Розенштейн был награжден четырьмя орденами. “Железный Крест” 1-го класса получил за то, что тяжело раненый в воздушном бою смог дотянуть подбитый самолет до своего аэродрома.
Летчики Luftwaffe были овеяны легендарной славой и всенародным поклонением. В среде пилотов царил рыцарский кодекс чести, создателем которого был барон Манфред фон Рихтгофен, самый выдающийся германский ас, сбивший в воздушных боях 80 вражеских самолетов. Рихтгофен, в родословной которого прослеживаются и еврейские корни, в своем кодексе чести провозгласил братство боевых летчиков, только личное мужество и летное мастерство были единственными критериями пилота.
“Братство” немецких и еврейских летчиков безвозвратно исчезло, когда к власти в Германии пришли нацисты. Преследования немецких евреев начались немедленно после их прихода к власти. Ограничения вводились постепенно, однако итогом их стала Катастрофа…
Еврейские летчики Luftwaffe, еще недавно бывшие примером германской воинской доблести, стали объектом антисемитской пропаганды, нацисты стерли память о подвигах 120.000 еврейских солдат и офицеров германской армии во время мировой войны, еврейские солдаты Германии подверглись глумлению и издевательствам. Нацисты переписали германскую военную историю, чтобы полностью исключить из нее еврейское участие.
Методы, которыми они пользовались, традиционны для антисемитов. Так, была уничтожена могила еврейского аса, героя войны капитана Вильгельма Франкля, погибшего в 1917 г. Его имя было вычеркнуто из истории германской авиации, из списков кавалеров ордена Pour-le-merite, всякое упоминание о нем было запрещено.
Еврейские летчики разделили судьбу всех немецких евреев — их ждала либо смерть в нацистских концлагерях, либо изгнание.
Еврейский ас Вилли Розенштейн после войны стал хозяином авиаклуба. Нацисты запретили евреям летать и пользоваться аэродромами. В 1936-м Розенштейн решил покинуть нацистскую Германию, однако нацисты всячески усложняли отъезд евреев, облагая огромными налогами еврейское имущество.
О проблемах Розенштейна стало известно Герингу, поддержавшему его дружеским письмом. Благодаря вмешательству Геринга, Розенштейну удалось вывезти три своих самолета. Он обосновался в Южной Африке, где продолжил подготовку пилотов на своем частном аэродроме. Сын Розенштейна, Стюарт, пошел по стопам отца. Он стал пилотом британских королевских ВВС. 2 апреля 1945 г. военный летчик лейтенант Стюарт Розенштейн погиб в воздушном бою над Италией. Сам Вилли Розенштейн погиб смертью пилота — в 1949-м разбился на своем самолете.
Еврейский летчик лейтенант Фриц Бекхардт был героем войны — среди его боевых наград “Железный крест” 1-го класса. После капитуляции Германии в 1918-м лейтенант Бекхардт отказался сложить оружие и на своем самолете перелетел в нейтральную Швейцарию. Однако в 1935-м Беркхардт был арестован гестапо “за связь с арийской женщиной” и заключен в концлагерь. Его однополчанин, Бертольд Гутман, глава еврейской общины Франкфурта, обратился с письмом к Герингу с просьбой ходатайствовать об освобождении Беркхардта. Реакция рейхсмаршала была мгновенной — Беркхардт был освобожден из концлагеря и получил возможность бежать из Германии.
Куда трагичнее сложилась судьба самого Бертольда Гутмана, религиозного еврея, в годы войны военного пилота, награжденного “Железным Крестом”. Он возглавлял еврейскую общину Франкфурта до 1943-го, когда вместе с семьей и последними франкфуртскими евреями был депортирован в Освенцим, где и принял мученическую смерть в газовой камере.
Кавалер “Железного креста” лейтенант Фридрих Рюденберг воевал в эскадрилье Рихтгофена. После войны Рюденберг стал инженером-электриком и сделал блестящую карьеру в электрической промышленности. Однако разгул антисемитизма в Германии вынудил его бежать из нацистского государства. Рюденберг так же обосновался в Эрец Исраэль.
Разгром нацистской Германии стал поворотным пунктом в еврейско-немецких отношениях, включая авиацию. В ФРГ были сделаны огромные усилия для того, чтобы восстановить эти отношения. Свидетельством этого стало возрождение запрещенных при нацизме имен еврейских асов.
22 ноября 1973 г. прошла торжественная церемония присвоения имени еврейского аса Вильгельма Франкля 74-ой эскадре истребительной авиации Германии. Церемония прошла с участием председателя совета немецких евреев и генерального инспектора германских ВВС генерал-лейтенанта Гюнтера Раля.
Надо сказать, что ныне израильская авиация Хейль Авир, одна из крупнейших в мире, значительно превосходит самолеты Luftwaffe и количественно (парк боевых самолетов израильских ВВС составляет более 800 самолетов, тогда как в германских ВВС всего лишь 559), и качественно. По уровню боевой подготовки и боевому опыту летчики Хейль Авир считаются лучшими в мире.
Поэтому Германия заинтересована в сотрудничестве с израильтянами в военной авиации. Об этом свидетельствуют совместные учения израильских и германских ВВС, прошедшие в 2003 г. на авиабазе НАТО на итальянском острове Сардиния. Летчики германской 71-ой эскадры “Рихтгофен” были вдребезги “разбиты” израильскими асами в учебных боях, однако немцы были благодарны своим израильским учителям.
А. Шульман, Алеф