Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

«Порнография» из ГДР: как запрещали кино в Восточной Германии

Ровно 50 лет назад, 15 декабря 1965 года, начался судьбоносный для культуры бывшей ГДР пленум Центрального комитета СЕПГ. На нем были подвергнуты разгромной критике деятели культуры ГДР, которых партийное руководство во главе с будущим генсеком Эрихом Хонеккером обвинило в «нигилизме», «скептицизме», создании «порнографии» и растлении молодежи.

Проходил пленум в то самое время, когда в СССР судили писателей Синявского и Даниэля, публиковавшихся за границей.


Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер

Он вошел в историю под названием «Kalschlagsplenum», то есть, говоря языком лесников, «сплошная рубка», пишет Deutsche Welle. После него гэдээровские власти запретили множество фильмов, театральных постановок, книг и музыкальных группы. «Вырубали» все, что, по мнению идеологических комиссаров, не соответствовало «принципам марксизма-ленинизма» и канонам социалистического реализма с его упором на прославление партии и правительства и преданных им народных масс.

Резкое закручивание гаек после периода относительного либерализма в ГДР совпало (разумеется, не случайно) с началом «застоя» в СССР и наступлением на интеллигенцию. С приходом к власти Леонида Брежнева, который сменил более либерального Никиты Хрущева, период «оттепели» закончился. Начало идеологической стужи в ГДР ознаменовалось сокрушительным ударом по культуре.

 По команде

Наиболее сильно ощутила на себе последствия рокового пленума ЦК восточногерманская киностудия DEFA. Непосредственно после него были запрещены 12 художественных фильмов. Клаус Вишневски, тогда — главный сценарист киностудии, вспоминает: «Такого никто не ожидал… Совершено сознательно устроили грязное идеологическое побоище». Ему вторит бывший генеральный директор DEFA Йохен Мюкенбергер«Никто не знал, что разгром будет столь радикальным, что запретят половину годовой продукции киностудии».

Среди запрещенных фильмов была и картина Курта Метцига «Das Kaninchenbinich» («Кролик — это я»). Его создатели, в частности, критически показали систему политизированного уголовного правосудия в ГДР. Показали в весьма мягкой форме, избегая далеко идущих выводов, тем не менее…

Кадр из фильма “Кролик – это я”

Режиссер фильма Курт Метциг так описывает тогдашнюю ситуацию: «Запрет фильма был вызван не самим фильмом, а переменой общественного климата. <…> Пришедший к власти невыразительный Брежнев нанес неофициальный визит руководству ГДР. Кто их знает, о чем они там говорили. Но я могу легко себе представить, что Брежнев сказал: «Задний ход, так дальше дело не пойдет. Все эти либеральные тенденции тут у вас, от экономики до культуры, все это закручиваем обратно».

 Сломанный хребет

Фильм «Кролик — это я» был запрещен накануне премьеры. Разочарование и отчаяние режиссера не знали границ. Метциг считал картину не просто удавшейся, но и нужной, в которой он показал свою искреннюю обеспокоенность судьбой всего общества.

Этот фильм, как вспоминал позднее режиссер, значил для него так много, потому что он призывал к «демократизации всей нашей жизни», требовал сделать «шаг в сторону демократического социализма». Творческая интеллигенция ГДР в ту пору была готова выступить в роли авангарда общественных перемен, но в ответ последовал удар идеологической дубиной. Курт Метциг рассказывает:«Потом я еще похлопал крыльями, снимал то и се, но все это было не то. Они мне хребет сломали».

Надо сказать, что после запрета фильма «Кролик — это я» Метциг стал функционером Союза кинематографистов ГДР. Жил, вроде, неплохо, но ничего стоящего больше не снял.

Положенные «на полку» художественные фильмы в ГДР стали называть «фильмами подполья», поскольку бобины с пленкой отправляли после запрета в архивные подвалы, или «кроличьими фильмами» (Kaninchenfilme) в память о картине Метцига.

 Премьера полвека спустя

Как порочащие социализм, партию и трудящихся в ГДР были запрещены или сняты с производства также фильмы «Не думай, что я реву»Франка Фогеля, «Берлин за углом» Герхарда Клайна, «Год рождения 1945-й» Юргена Бёттхера, «Карла» Германа Цшохе, «Когда ты вырастешь, дорогой Адам» Эгона Гюнтера и другие.

Кадр из фильма “Карла”

Самым известным из запрещенных в ГДР фильмов считается фильм «Следы камней» режиссера Франка Байера с популярным актером Манфредом Кругом в главной роли.

Этот фильм, несмотря на противодействие со стороны партийных функционеров, усмотревших в нем критику в свой адрес, получил от министерства культуры ГДР прокатное удостоверение, но спустя два месяца состоялся роковой декабрьский пленум, и картину отправили в архив, где она пролежала 23 года.

Кадр из фильма “Следы камней”

Запрещенные в ГДР художественные фильмы были показаны уже после краха коммунистического режима, многие — впервые. Так, больше четырех десятилетий пропылилась на полке снятая в 1966 году комедия «Руки вверх, стрелять буду!» о полицейском, изнывающем от скуки в стране, в которой перевелись преступники. Ее премьера состоялась в 2009 году.

Автор: Элла Володина,  
DW
 


В армии ГДР существовало официальное порно-подразделение 

В восточногерманской армии существовал официальный департамент порнографии. При коммунистах западная порнография была запрещена, однако вооруженные силы бывшей Восточной Германии производили собственные порнофильмы с участием женщин-военнослужащих. Эта продукция весьма радовала высокопоставленных германских офицеров и политиков, которые внешне казались бескомпромиссными ханжами, пишет Independent.

Доказательства, что в бывшем коммунистическом государстве существовала тайная индустрия порно, были представлены в минувший четверг в документальной картине “Порнография производства ГДР”, снятой восточно-германским телеканалом MDR. В фильм включены оригинальные киноролики, показывающие целующихся обнаженных мужчин и женщин в чине младших военных и полуобнаженных женщин-рядовых на параде.

В фильме рассказывается, что в армии Восточной Германии, которая в то время была составной частью вооруженных сил Варшавского пакта, вызывавших наибольшие опасения, работала кинобригада со штатом в 160 человек, и среди них был тайный любительский круг из 12 энтузиастов порно. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

При коммунистах западная порнография была запрещена, однако вооруженные силы бывшей Восточной Германии производили собственные порнофильмы с участием женщин-военнослужащих

57-летний Дитмар Шюрц, бывший звукооператор и порноактер, который сейчас работает в медийном департаменте армии объединенной Германии, рассказал в интервью Independent, что подразделение было создано в 1982 году. До краха коммунизма в 1989 году его силами было снято в общей сложности 12 эротических фильмов.

“Все фильмы снимались тайно, однако частично с разрешения высокопоставленных офицеров, – отметил Шюрц, добавив, что их премьеры были событием, которое правящая элита не пропускала. – На эти показы приходили все боссы – либо от любопытства, либо из-за похоти”.

По словам Шюрца, фильмы снимались на 16-миллиметровую пленку, и в качестве студии использовался военный госпиталь. Большинство якобы изголодавшихся по сексу женщин, снимавшихся в картинах, были гражданскими служащими армии. “Мы спрашивали их, хотят ли они сыграть роль в кино, и почти все немедленно отвечали “да”, – рассказал он.

По стилю эротические киноролики, показанные в документальном фильме, напоминают раннее скандинавское порно, отмечает NEWSru.com. При этом, как ни удивительно, ролики бывшей передовой страны Варшавского пакта не лишены сатирических уколов в адрес недостатков коммунизма, указывает британская газета.

В фильм включены оригинальные киноролики, показывающие целующихся обнаженных мужчин и женщин в чине младших военных и полуобнаженных женщин-рядовых на параде

Так, в одной из сцен рабочий-мужчина ожидает приема у доктора-женщины в медицинском кабинете. Она входит и приказывает мужчине раздеться до пояса. “Я – ваш автомеханик”, – заявляет мужчина. Врач немедленно расстегивает свой белый халатик и предлагает рабочему тут же заняться любовью – она ужасно рада, что встретила человека, который починит ей машину в стране, где так сложно найти квалифицированного механика.

В числе тайных роликов были и сюжеты в духе “смирно – вольно”: в одном женщина-рядовой в шлеме на плацу выполняет команды типа “Обнажить грудь!”. Эти сцены откровенно не стыкуются с атмосферой общественного ханжества, которая царила в Восточной Германии до падения Берлинской стены.

Доказательства, что в бывшем коммунистическом государстве существовала тайная индустрия порно, были представлены в минувший четверг в документальной картине “Порнография производства ГДР”, снятой восточно-германским телеканалом MDR

Как отмечает Independent, хотя нудизм и купание голышом в Германии разрешались, коммунистический режим запрещал западную порнопродукцию, и пограничники изымали ее у туристов, пытавшихся провезти в страну с Запада, например, эротические журналы. Больше того – им могли отказать во въезде. После 1989 года миллионы восточных немцев, которые неожиданно получили возможность побывать на Западе, первым делом отправлялись в кинотеатры, где демонстрировали эротические фильмы, или в секс-шопы, заключает британское издание

 

Exit mobile version