«Цыганка гадала», – гласит песня. Есть поверья, легенды, сотни рассказов, снимаются фильмы, что именно они, цыгане, лучше всех могут предсказать судьбу. Ерунда! Идеализированно воспринимать жизнь цыган и их устои было бы большой ошибкой: сложившиеся традиции, законы, кодекс чести срабатывают исключительно в их среде, где мир поделен на «цыган» и «не цыган». Все, что касается «не цыган», остается как бы вне закона, допускается обман, воровство и мошенничество. Цыганка гадала…
Полдень. Белорусский вокзал. Толпы приезжих и отъезжающих. Круговерть, суета. Только в углу на бордюрах, казалось бы, спокойно отдыхает цыганский табор. Но первое впечатление обманчиво: оказывается, все при деле. У мальчишек посреди колен газетные шапки-самоделки – просят милостыню. Пожилые и молодые женщины в цветастых длинных юбках держат в руках пачки сигарет и жевательных резинок – торгуют. Позавидуешь их спокойствию в общей суматохе. – Молодой, красивый… – кто-то тянет меня за локоть. Оборачиваюсь – цыганка средних лет (если вообще возможно определить возраст женщины-цыганки). – Грусть у тебя на сердце. Тоска. Дай руку, погадаю. Все скажу. Стараюсь высвободиться и шарахнуться в сторону. Но держит она меня цепко. – Нет у меня денег, – иду на хитрость. – Да не нужны мне твои деньги. Закурить дай, – и она показывает на выпирающиеся очертания пачки “Кэмэл” в нагрудном кармане рубашки. Достаю сигарету. Она берет и произносит как бы невзначай: – Кто-то худа тебе желает… Как в точку смотрит.
Я понимаю, что ее слова – лишь дежурная уловка, но в тот день мы на повышенных тонах разговаривали с компаньоном. – Это кто ж? – ухмыляюсь я, стараясь не проявлять интереса. – Знакомые твои. Прижать тебя стараются. Пугают. Правду я говорю? Есть тысяча? Зажми крепко-крепко в кулаке. Тысячи нет. В кармане штук шесть пятитысячных купюр, зажигалка и единый билет на все виды транспорта. “Хорошо, – думаю, – от “пятерки” не обеднею”. И шебуршу пальцами в кармане, стараясь из сложенного комка купюр, вытащить одну. Без сомнения, мои манипуляции не остаются незамеченными. Итак, зажимаю в кулаке пятерку.
Цыганка смотрит мне в глаза и говорит скороговоркой: – Нелады твои сразу отпадут, как только перестанешь доверять знакомым своим. Иначе обманут они тебя. Она трогает косточки на моем кулаке и ее словопоток становится еще быстрее. Как должное, раскрываю кулак с пятитысячной – теперь захотелось ей посмотреть линии на моей руке. Она незаметным движением убирает скомканную пятерку из моей ладони и тут же советует достать еще одну и зажать в другой кулак. – …Надейся только на семью свою. Там тебя не бросят, в беде не оставят… Я подаю уже левый кулак с пятитысячной и продолжаю удивляться ее мошенническому профессионализму. Прихожу в сознание, когда исчезает и вторая пятерка. – Хватит, – говорю, – все и так уже понятно. – Не все сказала, – и цыганка крепче сжимает мою руку. Подходит еще одна особа и тут же пускается в обработку: – Не жалей денег – обманут. Слово хорошее – нет. Но я вырываю руку и скорым ходом направляюсь к вокзальному метро. – Эй, парень, – кричит вслед вторая цыганка, – Дай закурить!
“Это мы уже проходили”, – думаю я про себя и скрываюсь в толпе, радуясь, что не все деньги профукал. Списываю при этом потерю десяти тысяч на эксперимент. Ба! Около самого турникета в метро обнаруживаю, что нет единого проездного. Бегу опять на привокзальную площадь и вижу, что мои благодетели вдвоем обрабатывают очередную жертву. И тут же трезво поразмыслив, понимаю, что без шумного скандала проездного обратно не получить.
Скандал, милиция, протоколы – нет, это не по мне. И я иду менять деньги на жетоны. Утешало лишь одно: через пару дней все равно будет нужен новый единый. Месяц заканчивался. Вспомнил: рассказывала мне знакомая, как при “пассах” гадания цыгане вытащили у нее из сумочки кошелек. Так она, увидев в последнее мгновение, как прячет его цыганка, шум подняла на улице неимоверный. Благо, окружил их народ сразу, милиционер на счастье появился, и отдала цыганка ее кошелек. Сказала лишь в свое оправдание, что женщина сама дала ей его подержать. Как правило, около кинотеатров или в местах гуляний появляются молодые цыганки.
Они – замечательные психологи, так как почти безошибочно угадывают, кто из прохожих способен поверить им. Предложив погадать за ничтожную плату, они начинают “прощупывать” клиента. Для этого скороговоркой произносят ряд контрольных фраз и наблюдают за его реакцией. По движению пальцев, учащенному пульсу, расширенным зрачкам угадывают некоторые подробности из жизни человека и определяют, насколько далеко можно зайти в “игре” с ним. Если клиент дошел до “кондиции”, то игра продолжается. Они убеждают его, что кто-то из близких родственников неизлечимо болен и спасти его может лишь вынос из дома золотых вещей, денег. Не исключается и воздействие гипноза на клиента. Назначается встреча через очень короткий промежуток времени, и клиент приносит из дома на якобы временное хранение и заговор золото и деньги. С благодарностью и со слезами на глазах он передает их в руки мошенников.
“Цыганка гадала”, – гласит песня. Есть поверья, легенды, сотни рассказов, снимаются фильмы, что именно они, цыгане, лучше всех могут предсказать судьбу. Ерунда! Идеализированно воспринимать жизнь цыган и их устои было бы большой ошибкой: сложившиеся традиции, законы, кодекс чести (все это пропагандировал телефильм “Цыган”) срабатывают исключительно в их среде, где мир поделен на “цыган” и “не цыган”. Все, что касается “не цыган”, остается как бы вне закона, допускается обман, воровство, мошенничество. Конечно, сегодня цыгане живут не в кибитках, а, в зависимости от своего материального положения, в современных домах или квартирах. И передвигаются не на лошадях, а на вполне приличных автомобилях, которые, кстати, и крадут, и спекулируют ими. Это в прошлом цыгане делились на оседлых, полукочевых и кочевых.
Но в 1956 году Верховным Советом СССР был принят Указ, запрещающий цыганам бродяжничество. На его выполнении органы власти настаивали со всей строгостью, и в результате цыган без прописки не стало. Все они, согласно документам, имеют определенное местожительство. Однако с наступлением весенних теплых денечков начинаются активные “вояжи” цыганских семей по крупным городам в надежде “себя показать и людей наказать”. А как это делается, мы уже знаем. При встрече и общении с цыганами их предсказание заранее известно. В большинстве случаев – ваши карманы останутся чистыми. И выходит так, что никакая милиция не поможет возвратить ваши деньги. Хоть заберут в отделение и разденут воровку донага – денежки ваши плакали. Ведь, как правило, рядом с одной цыганкой работают невидимые сподручницы, которые в нужный момент отвлекут ваше внимание. И пока гадающая держит вас в крепких объятиях – не один раз подойдет подруга или босой мальчишка, которому она шито-крыто передаст то, что лежало у вас в сумочке или кармане.
Милиция сама признается, что в большинстве случаев нет никаких доказательств уличить цыганку в воровстве. А если нет у нее ваших денег или ценностей, сотрудники правопорядка, не имеют права задерживать ее в отделении. Иначе нагрянет целый табор цыган и поднимут гвалт на весь квартал. В последние годы активизировались стайки цыганят. Страдают от этого обычно иностранцы. (Конечно, и россиян не обходят стороной). Был случай, когда человек пятнадцать пацанов облепили девушку – секретаря посольства Франции. В результате тесного общения француженка лишилась золотой цепочки с кулоном. Приемы ограбления довольно просты. Но чаще всего используется такой. Один цыганенок отвлекает внимание, другой за спиной жертвы становится на четвереньки, третий толкает. Гость из Европы или Азии кубарем летит с ног на асфальт и уже в “полете” лишается бумажника, часов, перстня, или дипломата. Иногда “шалунишки” просто выхватывают что-то ценное из рук.
Надо сказать, что у цыган из разных таборов тоже существует своя специализация. Например, по тем же иностранцам больше промышляют “дети Закарпатья”. Местные, московские, к ним относятся враждебно, дескать, позорят первопрестольную. Смешно? А вот сотрудникам правопорядка не до смеха. Залетных цыган в Москве прибавляется с каждым годом. И если не принять радикальных мер, на вокзальных площадях и скверах, парках и многолюдных аллеях появятся не только одиночные палатки, но и ряды огромных шатров. Ведь по сути дела статья УК РФ о наказании за бродяжничество, попрошайничество и другие формы тунеядства вообще перестала действовать. Все при этом списывается на полные свободы граждан и демократизацию. Вот и не может милиция привлечь к ответственности залетных бродяг.
С малолетними грабителями и того хуже. Ну, поместят их в спецприемник, а родственники уже тут как тут. Кто-то спросит: а что делать, если вдруг стая цыганят ни с того ни с сего начнет водить вокруг вас хоровод? Выход в этой ситуации самый простой. Если вы подверглись подобному нашествию и у вас при этом ловкие детские ручки выудили из сумки или кармана какую-нибудь ценную вещь, хватайте первого попавшегося цыганенка и волоките его до ближайшего милиционера, либо зовите на помощь, не отпуская при этом воришку. В случае удачного исхода в отделение милиции через некоторое время пожалует важный цыганский чин и вернет вам похищенное в обмен на своего маленького соплеменника. Выход один – не останавливайтесь возле цыган, не заводите с ними разговоров. Хотя они, цыгане, психологи тонкие. Среди уймы народа – легко определяют свою жертву. А таких за день до трех десятков набирается.
Гадание цыганки – мошенничество, можно сказать, производственное. Кроме гадания многие занимаются “ломкой” денег. Специфика этих преступлений проста для понимания, но очень сложна для осуществления. Требуется ловкость рук. Мошенничество совершается следующим образом: из автомашины, такси (с ранее оплаченным водителем) выходят несколько человек и окружают киоск или кассу. Они настойчиво требуют разменять им крупную сумму денег. Во время размена часть купюр “ломают” (сгибают) и прикладывают несколькими не согнутыми купюрами с двух сторон пачки. При пересчете со стороны срезов денег получается столько, сколько и оговаривалось. Деньги швыряют потерпевшему (кассиру или киоскеру), и пока тот пытается пересчитать, забирают разменянные им купюры и исчезают. Естественно, “навар” здесь небольшой, но если учесть, что на такси они объезжают несколько мест, то можете себе представить, какой доход они получают к концу дня. И еще совет. Ни под каким видом не пускайте цыган в свои квартиры.
Ни под видом таджиков, ни под личиной беженцев-чеченцев. Куражей, дабы облапошить сердобольных хозяев, у них великое множество. Могут квартиркой ошибиться, могут хлеба или воды попросить, а могут завалиться через ваш порог, дескать преждевременные роды начались. Тут ухо хозяевам нужно держать востро. Того и гляди, появится еще подруга или даже две и начнут кудахтать да водой отпаивать. А когда под руки уведут “роженицу”, обнаружите и пропажу каких-нибудь ценных вещей из вашей квартиры. Недаром гласит легенда, когда подошло время распять Иисуса Христа, цыгане украли у инквизиторов гвоздь. Дескать, тогда-то и отменил для них Господь Бог заповедь “не укради”. Что ж, надо признать, что мошенники они профессиональные. И сегодня не ограничиваются традиционным облапошиванием прохожих по гадальным картам, зеркалу или волосу из доверчивой головы.
Их гастроли приобретают все более криминальный характер. И хотя, как показывает милицейская статистика, до мокрых дел у них пока еще не дошло, утешение от этого довольно-таки маленькое. Пророки в своем отечестве Защитники всяких пророков говорят, что во все времена у предсказателей и предсказаний было больше отрицателей, чем тех, кто в них верил. Хотелось бы думать именно так. Но в последнее время словно бес попутал россиян. Мы стали склонны верить в разные пророчества, раскупаем талисманы, приобретаем и чуть ли не до дыр зачитываем книги великих пророков. Масло в огонь подливают и средства массовой информации, почти каждый день публикуя что-нибудь “жареное” о будущем или статью очередного провидца.
В книготорговле появилась масса изданий по ясновидению и пророчеству. И эти брошюрки и книжонки раскупаются с неимоверной быстротой. Что же из себя представляют пророки в нашем отечестве? Или – пророчества о нашем отечестве? Начнем с Нострадамуса. Название “Россия” Нострадамус не употребляет. Но многие комментаторы сходятся в том, что она подразумевается под названиями: Аквилон (“северный ветер” по-гречески), встречается в тексте 19 раз, Сарматия – 2 раза, Алания – 1 раз, Татария – 1 раз, Борисфен (по греческому названию Днепра) – 1 раз, “славянский народ” – 2 раза, Славония – 3 раза (скорее, речь идет о Балканах). Очень интересны содержащиеся в “Центуриях” пророчества, говорящие об успехе среди жителей Борисфена “Закона Мора” или “закона коммуны”. Это явное указание на “Утопию” Томаса Мора, содержащую, по существу, коммунистические идеи. Во многих газетах уже печаталось “октябрьское” пророчество Нострадамуса, которое обычно связывают с известными событиями 1917 г. Вот как оно звучит у самого Нострадамуса (цитирую по изданию 1566 г.): “И будет в месяце Октябре произведено великое преобразование, и будет так, что будут думать, что тяготение земли потеряло свое естественное движение, и что она погружена в бездну вечной тьмы. Весной будут знамения, и затем чрезвычайные изменения, крушения королевств и мощные землетрясения. Это будет связано с нарождением нового Вавилона, ничтожной дочери, расширившейся вследствие отвращения к первому полностью сожженному. Это будет продолжаться только в течение семидесяти трех лет и семи месяцев”. Правда, такие выражения, как “крушение королевств”, “новый Вавилон”, намекают здесь на социальные потрясения.
Весьма условно можно понимать это и как пророчество о революции. И тем не менее что-то есть, не правда ли? В принципе, психологи считают, что каждый человек обладает даром предвидения. Проявляется оно эпизодически у огромного числа самых разных людей, далеких от суеверий и не слишком впечатлительных. Таких фактов немало. Большая часть случаев относится к военному времени – они повествуют, как люди, последовав какому-то непостижимому чутью, каким-то стихийным эмоциям, избегали смерти. У кого-то эта способность срабатывает в экстремальных случаях, у кого-то проявляется время от времени. Конечно, во многом предвидение определяет логика. Логический ход событий.
Но в России существует и много рассказов о настоящих провидцах. Пример – известное предсказание Пушкину, сделанное в 1817-1818 годах знаменитой в то время петербургской гадалкой Александрой Филипповной Киргоф. Она предрекла поэту скорое получение денег, две ссылки, женитьбу, известность. Поведала также, что на 37-м году жизни он должен остерегаться высокого белокурого человека, белой лошади и белой головы. Позже, готовясь к дуэли с графом Толстым, Пушкин в присутствии А.Н. Вульфа несколько раз повторил: “Этот меня не убьет, а убьет белокурый, как колдунья пророчила”. Надо ли напоминать, что Пушкин был убит в возрасте 37 лет белокурым кавалерийским офицером Дантесом, носившим белый мундир. Любопытно, что лошади в его полку также были белыми… Есть и более поздние свидетельства предвидения. Например, предсказания Николаю Ивановичу Бухарину. Летом 1918 года он находился в командировке в Берлине. Там прослышал об удивительной гадалке. Любопытства ради он отправился к ней вместе с Г.Я. Сокольниковым.
Бухарина поразило пророчество: он будет казнен в своей стране. Бухарин решил, что ослышался и переспросил, считает ли гадалка, что Советская власть погибнет? “При какой власти погибните – сказать не могу, но обязательно в России”, – был ответ. История эта стала известной благодаря супруге Бухарина А.М. Лариной. Известны записи дневника Андрея Тарковского, в которых он пишет о своих пророческих снах. Есть в них и одно поразительное упоминание – о спиритическом сеансе у Рериха, на котором было предсказано, что Андрею Тарковскому осталось снять четыре фильма… Но в демократической России пророчества и дары ясновидения стали популярны не только у бизнесменов этого дела, но и у политиков. Кстати, последние в ходе очередных выборов в Государственную Думу или на место Президента предсказывали свое ведение о процветании России.
И каждый политик-пророк считал, что только его предвидение сделает всех россиян счастливыми и богатыми. Понятно одно, предсказания многих политиков – во многом лишь игра и расчет на то, что именно его программа ясновидения поможет занять почетное кресло. Наезжали в Россию и иностранные пророки, рассчитывающие также сколотить себе авторитет уникальных магов. Так, один из них, афганский математик Мохаммед Сидик Афган, в 90-м году предсказывал, что в 1994 году в СССР начнется экономический подъем, а в 1998 процесс перестройки успешно завершится. Но нет уже и СССР, а 1994 год стал годом небывалой спекуляции и инвестиционного мошенничества. Канула в лету и перестройка. По его же прогнозу М. Горбачев должен был остаться на своем посту очень-очень долго, чтобы увидеть полную победу перестройки. И тут ошибся ясновидец. Комитет Государственной Думы по образованию, культуре и науке приглашал в Россию и 72-летнего старца из Южной Кореи Сон.
“Учитель Сон прославился (проверить затруднительно, но окружение старца уверяет, что сомнений никаких) удивительными предсказаниями, – писали “Известия”. А именно: Карибский кризис, убийство Джона Кеннеди, высадка людей на Луне, конец вьетнамской войны, дата смерти Мао Цзедуна и Ким Ир Сена и т.д. Стоит ли говорить, как важна деятельность провидца для прозябающего в неведении даже относительно завтрашней погоды человечества? Нам, правда, таланты Сона были прежде неведомы. Но теперь благодаря неутомимым заботам государственных деятелей и мы сможем припасть к роднику знаний, заглянуть, в колодец будущего. Жаль, прижимист пророк на предсказания. Профессиональная болезнь прорицателей: Сон Сок У предпочитает иллюстрировать свои способности воспоминаниями о былых свершениях.
Относительно будущего России учитель изъясняется настолько туманно, что ему бы и сам Нострадамус позавидовал. Если подытожить все сказанное провидцем о нашей стране в ходе турне, то отважился он лишь на два сообщения: над Россией через некоторое время взойдет звезда, и в будущем президентом станет женщина. Останется предположить, что в загадочной России старец лишился вдохновения, поскольку ясно, что с такими робкими предвидениями ему бы ни в жизнь не стать, как утверждается, личным советником Дэн Сяопина и всех южнокорейских руководителей. Чего, опять же, мы пока проверить не можем”. Еще один провидец и пророк, и, как он себя сам называет, последователь и наследник Нострадамуса, взялся бы уладить чеченский кризис за… 40 тысяч долларов. В меньшую сумму, по его словам, он уложиться не может, так как умственная деятельность требует энергии именно на эту сумму.
Денег ему, естественно, не дали. И тогда он решил себя еще немного подтянуть в психологии, дабы превратить свой божий дар в доходный бизнес и в скором времени открыть очередную контору по предсказанию отдельным людям их будущего. Другой из новоявленных пророков молвил: “Пророчество опасная вещь, как для людей, так и для самого пророка. Каждое событие неизбежно”. Последнее как раз и подлежит сомнению. Потому как надвигающуюся опасность или угрозу можно и предотвратить. А то, что пророчество для одних – это лишь энная сумма изъятая из их кошелька шарлатаном, а для других – средство обогащения при сложившихся ситуациях – это неизбежность.
P.S. Кстати, не так давно в свет вышла книга еще одного, но уже современного, Нострадамуса Евгения Беризикова. Он так себя и называет: “Новый Нострадамус”. 18 ноября 1989 года в местечке Карповы Вары в Чехословакии Евгений в 16.00 впервые был допущен в параллельные миры с присущим им всей структурой Мироздания. 12 июня 1990 года в параллельных мирах он был удостоен благословения Бого-Духа, которым от имени Вселенной Субстанции и был ниспослан ему прогноз на третье тысячелетие. В книге тиражом 50 тысяч экземпляров в деталях рассказывается, что будет происходить в каждом веке 3-го тысячелетия.
Жаль, что мы не сможем оценить пророчества “Нового Нострадамуса”. Зато за каждый экземпляр “сказок”, напечатанных на русском и английском языках, запрашивали в основном по баксу. Кто-то на пророчестве заработает тысяч 30-40 долларов, и не в будущем, а в настоящем времени. Милое такое, “нехитрое” мошенничество – гадания на картах. Независимо от того – верит или не верит лицо, гадающее на картах, в предсказательную силу карт, это гадание служит интересным времяпровождением, а многим дает какое-то утешение. За его же счет…
Сергей Коняхов, МЭ