Арабские шейхи не давали деньги «Аль-Каиде», уверяют разведчик и журналист в своем документальном романе.
Шпионские триллеры сегодня — меньше всего художественные произведения. Их авторы вынуждены учитывать: широкая публика составляет свое мнение о террористах и борцах с терроризмом скорее по их книжкам, нежели по отчетам парламентских комиссий и докладам спецслужб. Почти так же, как двадцать лет назад публика судила о КГБ по книжкам Ле Карре и Форсайта.
Афганистан, 90-е. Шах-Масуд на переговорах с Гульбедином Хекматияром в присутствии пакистанцев и саудитов
Этот подход не устарел: недавно Джон Ле Карре опубликовал свой двадцатый по счету роман The Mission Song («Песнь призвания») по мотивам только что прошедших выборов в Конго. Одновременно вышел и новый триллер от Фредерика Форсайта, «Афганец», главный герой которого — тот же офицер британского спецназа Майк Мартин, в свое время ловко воевавший против Саддама в романе «Кулак Аллаха» и объяснивший лучше Буша и Мейджора миллионам читателей причины операции «Буря в пустыне», — теперь ловит бен Ладена. При этом читатели жалуются, что новый роман Форсайта больше похож на журналистское расследование. Но такова специфика жанра.
И, естественно, этот новый жанр, предполагающий, что фактура важнее стилистических красот и сюжетных изысков, привлек не только прозаиков, но и бывших сотрудников спецслужб, у которых с фактами будет получше, чем у писателей.
Особенно если этот автор — беглый офицер британской разведки Ричард Томлинсон, у которого фактура оказалась настолько хороша, что свои мемуары ему удалось издать только после того, как он год провел в тюрьме по обвинению в разглашении гостайны.
Бунт разведчика: второй раунд
Семь лет назад журналисты всего мира с большим интересом следили за захватывающей одиссеей Ричарда ТОМЛИНСОНА, который очень хотел опубликовать свои мемуары, а MI6 делала все, чтобы этого не допустить. В конце концов, после побега во Францию, он издал их на английском языке в российском издательстве Narodny Variant Publishers, следы которого журналистам так и не удалось найти.
Сегодня Ричард Томлинсон, продолжая жить во Франции, снова навлек на себя гонения британской разведки. Причины схожи: вместе со своим другом журналистом Ником Филдингом (который писал о Томлинсоне в The Sunday Times и помог опубликовать мемуары) он дописывает новую книгу. Это триллер под пока условным названием «Золотая цепь». Речь идет об «Аль-Каиде», а также о действиях английской разведки против арабских наемников во время войны в Боснии (тут Томлинсон в теме, так как в 93—94-х годах был резидентом MI6 в хорватском Сплите). Среди действующих лиц: Радован Караджич, полевой командир Аркан, агенты МОССАДа, саудовские шейхи и агенты британской разведки.
К Томлинсону пришли в марте этого года. Французская полиция сначала задержала отставного разведчика, а потом изъяла у него все электронные носители — от компьютера до айпода. Его снова обвинили в разглашении гостайны: якобы Томлинсон рассекретил на своем блоге в Сети список сотрудников MI6. В августе был проведен обыск в его доме в Каннах, а его блог «Томлинсон против MI6» закрыт. При этом британские спецслужбы заявили, что Томлинсон не только опубликовал список агентов, но и рассказывал о следе MI6 в смерти принцессы Дианы. В общем, образ законченного неудачника, предателя и спекулянта на больной для британцев теме был окончательно сформирован.
В сентябре Томлинсон вновь открыл свой блог и начал вывешивать на нем главы из своей книги. Он понял, что причиной недовольства является не список агентов, который действительно появился где-то в Сети, а почти дописанный триллер. В октябре Томлинсон был вызван в суд, где адвокат британских властей заявил судье о секретной информации, содержащейся в книге «Золотая цепь».
— Ричард, когда тебе стало понятно, что все это из-за книги?
— Спустя два месяца после обыска. Полиция сказала мне, что я больше не являюсь подозреваемым из-за списка агентов, но есть некоторые подозрительные вещи в моем компьютере.
— Ты сохранил, я думаю, контакты внутри MI6, они не рассказывали, что разведке так не понравилось в книге?
— Я понятия не имею, что они такого нашли в моей книге. Все это фикшн, полностью выдуманная история.
— Насколько я помню, когда тебя в первый раз преследовала MI6, тебя тоже обвиняли в публикации списка агентов. Значит ли это, что британская разведка все время использует одну и ту же тактику?
— Это похоже на то, что они просто обвиняют меня во всем, что происходит в интернете. Я просто думаю, что это часть их политики давления на меня.
— Сегодня триллеры основаны на реальной информации. Твоя книга тоже опирается на документы, особенно в части того, что касается «Аль-Каиды» в Боснии. Как вы с соавтором распределяли сбор фактуры для книги?
— Все факты об «Аль-Каиде» — от Ника Филдинга. Я не занимался «Аль-Каидой», когда был в MI6.
— Встречались ли вы для книги с теми, кто сражался в Афганистане, а потом в Боснии?
— Я знал о тех людях в Боснии, кто приехал из Афганистана, но я никогда не встречался с ними.
— Это правда, что MI6 стала собирать информацию об «Аль-Каиде» в середине 90-х?
— Я никогда не слышал об «Аль-Каиде», пока был в MI6.
— Какую реакцию на книгу ты ожидаешь?
— Я не знаю, как люди будут реагировать. Это просто роман, и я надеюсь, что книга будет только так и восприниматься читателями.
Спонсоры «Аль-Каиды» или благотворители?
Конечно, Томлинсон лукавит, утверждая, что все, что есть в книге, — выдумка. Даже в тех главах, которые вывешены в Сети, подробно описана, например, программа подготовки вывоза провалившегося агента — с реальными названиями подразделений и кодами операций. Впрочем, не из-за этого фрагмента британские спецслужбы встали на уши — в конце концов, все это еще шесть лет назад было оглашено в мемуарах Томлинсона.
Дело в том, что вся интрига триллера закручена вокруг знаменитого списка «Золотая цепь» (отсюда и название книги) — фактически главного документа, свидетельствующего об этапе зарождения «Аль-Каиды». Эту фактуру для книги собирал Ник ФИЛДИНГ — один из самых известных в Великобритании экспертов по «Аль-Каиде».
Вкратце история списка такова. В марте 2002 года боснийская полиция в Сараеве обыскала офис фонда Bene-volence International Foun-dation. Был обнаружен архив документов: фактически расшифровки встреч окружения бен Ладена в Афганистане в 1988—1991 гг. Один из документов — компьютерный файл Tareekh Osama (то есть «История Усамы»). Он содержит несколько десятков отсканированных страниц, часть которых написана бен Ладеном самолично. Там есть перечень оружия, которое покупалось для операций, переписка, а главное — список из 20 богатых арабов, включая шесть банкиров, двенадцать бизнесменов и двух бывших министров Саудовской Аравии. Несколько имен в списке так и остались нерассекреченными, но общая стоимость капитала, которым они владеют, равна примерно 85 млрд долл. Этот список, получивший известность как «Золотая цепь», до последнего времени считался списком финансовых доноров «Аль-Каиды».
Понятно, что Соединенные Штаты (им были переданы все документы) сделали свои выводы: заговор арабских шейхов против Запада, столкновение цивилизаций по Хайтингтону и неизбежность третьей мировой войны.
Вся проблема в том, что этот список, возможно, не имел никакого отношения к «Аль-Каиде». И именно этому посвящена книга Томлинсона и Филдинга.
Шейх Абдалла Аззам с афганскими моджахедами и арабами (виден профиль Шах Масуда)
В конце 80-х гг. в Афганистане были два вождя воевавших там моджахедов-арабов: Усама бен Ладен и Абдалла Аззам — палестинец, главный организатор похода арабов на войну с советскими войсками. К концу 80-х арабы поделились на две группы, одна из которых поддерживала бен Ладена, а вторая — Аззама. В августе 1988 года между ними возник принципиальный спор: что делать теперь, когда советский контингент покидает Афганистан?
Бен Ладен вместе с лидером «Египетского исламского джихада», своим будущим заместителем по «Аль-Каиде» Айманом аз-Завахири, выступал за продолжение джихада, только теперь против США. Абдалла Аззам, в свою очередь, призывал остаться в Афганистане, чтобы построить здесь настоящее исламское государство.
Оба решили создать по организации. В сентябре 1988 года бен Ладен сформировал группу из 15 человек, первоначально названную «Аль-Каида Аскария» (то есть «Военная база»), и примерно тогда же Абдалла Аззам создал организацию «Аль-Тахади» («Вызов»). Целью «Аль-Тахади» было восстановление Афганистана. Под новую организацию Аззам перенаправил финансовые потоки, действуя в том числе в качестве представителя саудовских властей.
Спор между двумя группами дошел даже до прямых угроз со стороны сторонников бен Ладена. Конфликт вынесли на суд общины, что для Аззама окончилось плохо: он проиграл. Это был поворотный момент. Бен Ладен отвернулся и от Аззама, и от властей Саудовской Аравии. А через год Аззам был странным образом взорван вместе с двумя сыновьями.
Но что из всех этих склок следует? Получается, что 20 арабских магнатов собирались финансировать вовсе не «Аль-Каиду», а «Аль-Тахади» Аззама — то есть вкладывали средства в восстановление Афганистана. Но после смерти Аззама схема рассыпалась, спонсоры отказались от участия в проекте, и «Аль-Тахади» была быстро забыта. Однако это версия Ника Филдинга. Спрашиваю:
— Ник, вы даете очень необычный взгляд на отношения Аззама и бен Ладена. На какой эффект рассчитываете?
— Ты прав, это неортодоксальный взгляд на Аззама, хотя я должен заметить, что Лоуренс Райт в своей новой книге The Looming Tower придерживается той же версии. Но у меня нет сомнений, что в конце концов Аззам и бен Ладен поссорились друг с другом. Аззам был против идеи глобального джихада. Он считал, что долг мусульман — защищать исламские земли, тот же Афганистан, а не воевать с Америкой.
Я надеюсь, что, когда люди прочтут нашу книгу, они поймут, что история «Аль-Каиды» сложнее, чем они думают. Не каждый, кто сражался в Афганистане, поддерживал бен Ладена. На самом деле в конце 80-х Аззам был более важной фигурой, чем бен Ладен. Именно поэтому он был убит.
Конец заговору исламистов?
Эта версия, будучи широко опубликованной, может иметь прямые политические последствия. Если не было нефтяных шейхов, вложивших свои средства в джихад бен Ладена, то, получается, могло и не быть никакого заговора исламских олигархов против Запада, а также неизбежного столкновения двух цивилизаций.
Сегодня общепризнано, что бен Ладен — хороший оперативник, но плохой идеолог, именно Аззам был его духовным учителем и, как считается, сформулировал идеологию «Аль-Каиды». Между тем Аззам появился не на пустом месте, а был учеником египетских «Братьев-мусульман» — самой крупной исламистской организации на Ближнем Востоке, отделения которой есть во всех мусульманских странах. Если же Аззам не призывал к джихаду, то рассыпается столь удобная для Запада схема — все исламистские движения в конце концов приводят к глобальному джихаду. А эта схема удобна очень многим, поскольку позволяет оправдать употребление термина «исламофашизм» и поднять «прогрессивное человечество» на борьбу с мировой угрозой.
Конечно, неизвестно, насколько эта версия (правда, сильно не понравившаяся британской разведке) справедлива. Когда месяц назад мы вместе с журналисткой Ириной Бороган разговаривали в доме Абдаллы Аззама в селе Силат-аль-Хартия под Дженином с его старшим братом и племянником, вопрос о взаимоотношениях шейха Абдаллы с бен Ладеном был самым сложным в нашей беседе. Но, по крайней мере, его родственники настаивали на одном: Абдалла Аззам собирался остаться в Афганистане и строить там исламский халифат, а вовсе не думал объявлять тотальную войну «неверным». А вот был бы Афганистан Аззама похож на талибский режим, Исламскую Республику Пакистан или Исламскую Республику Иран, мы уже никогда не узнаем.
Андрей Солдатов , «Новай газета»