Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Билли Кокса убили за кокс

Трое убитых и пятеро раненых за две недели – результат развлечений британских «проблемных подростков» с короткоствольным оружием. Если в США им пользуются школьники-одиночки, мстящие одноклассникам за мелкие обиды, то в Англии своих сверстников убивают члены подростковых банд. Основная причина — «Это круто!» За владение огнестрельным оружием в Великобритании подростку ничего не будет — но по достижении 21-го года его могут упечь в тюрьму на 5 лет. Для рядовых граждан запрещено практически всё короткоствольное оружие, то есть пистолеты и револьверы (как наиболее удобное для преступников). Разрешены только пистолеты, заряжающиеся со ствола и пневматические. Но это не мешает преступникам находить нелегальный «короткоствол» и использовать его. Причём с большим шумом.

На последний резонансный случай отреагировал сам премьер Тони Блэр. В день святого Валентина в стенах собственного жилища был застрелен 15-летний Билли Кокс. Задняя дверь дома была открыта — вполне вероятно, что парень добровольно впустил убийц. Они вошли к нему в спальню и выстрелили в грудь, в упор. Через 20 минут мальчик умер на руках у сестры. Это было похоже на казнь, что вполне соответствует стилю банд gangsta («братва» в вольном переводе). Билли сам состоял в одной из них, в Clap Town Kids, «под эгидой» которой торговал кокаином и крэком. Соседи поведали журналистам, что именно из-за принадлежности к банде подростка убили наркоторговцы — сверстники из конкурирующей группировки. За шесть недель до убийства Билли выгнали из школы, ранее его судили за попытку ограбления, после чего он пребывал под наблюдением полиции.

Сейчас в Великобритании говорят о «волне расстрелов». Убийства из огнестрельного оружия повторяются в британской столице с ужасающей регулярностью. Ровно за две недели до смерти Билли Кокса от пуль погибли 16-летний Джеймс Смартт-Форд и 15-летний Майкл Досунму, последнего тоже убили в его собственной комнате. А через неделю после убийства Кокса были ранены двое молодых людей в Лондоне и трое в Манчестере. Статистика такого рода убийств растёт в Британии с 2005-г. Полиция называет эти убийства «чёрнокожие против чёрнокожих». Каждый месяц в «чёрных» кварталах на юге Лондона (Стретэм, Клапам, Пекхэм) пули уносят жизни чьих-то сыновей, матерей, отцов. В августе 2005-го у убийцы не дрогнула рука застрелить 33-летнюю Зайхаб Калоко, державшую на руках младенца. Эти и другие случаи насилия встревожили общественность.

Скотланд-Ярд даже организовал специальный проект «Трайдент», в котором заняты 300 полицейских и несколько десятков специалистов по связям с общественностью. Проект включает в себя социальную рекламу, общественные советы в «афрокарибских» районах, телефоны доверия. «Трайдент» принёс свои результаты, и за два года его работы кривая «расстрелов» поползла вниз. В 2005-2006 гг. число убийств, совершённых с использованием огнестрельного оружия, сократилось более чем на треть — с 78 до 50 случаев. Однако британцы понимают, что успокаиваться на этом нельзя. Вопреки статистике, газеты пестрят заглавиями вроде «Криминальная молодёжь всё больше стреляет».

После резонансной «свинцовой валентинки», пришедшей несовершеннолетнему наркоторговцу, премьер страны не стал молчать. Блэр выступил перед прессой с предложением уменьшить возрастной порог, с которого человека можно привлечь к уголовной ответственностью за нелегальный «огнестрел», с 21 года до 17 лет. Министр внутренних дел из теневого кабинета министров Дэвид Дэвис упрекнул Блэра в том, что лейбористскому большинству следовало думать о проблеме ещё в 2003 г., когда принимался соответствующий закон. «Сейчас премьер-министр просто реагирует на заглавие статьи, а не думает, как решить проблему в долговременной перспективе», — цитируют Дэвиса британские СМИ.

Если смотреть с точки зрения долговременной перспективы, вряд ли 15-летних испугает закон, по которому «сядут» их старшие товарищи. Тем более, что детишки в Лондоне начинают носить оружие уже с 12-ти. Об этом заговорили офицеры Скотланд-Ярда в связи с убийством Билли Кокса. «Мелким» доверяют хранить и носить оружие их старшие братья по банде. Если малыша поймают, ему не грозит практически никакое наказание. Чем больше будет снижаться возрастной порог наказания, тем больше Объединённое Королевство будет похоже на Сомали: армии детей с оружием…

Вообще-то в данный момент в Лондоне нет необходимости идти на риск и хранить пистолет у себя. Корреспонденту газеты Standard удалось выяснить, что за 250 фунтов стерлингов (около $500) не проблема взять пистолет… напрокат. Министерство внутренних дел подтвердило эту информацию. Молодёжные банды часто пользуются таким сервисом, грабя свои жертвы при помощи «оружия напрокат». Только за прошлый год полиция насчитала 505 преступлений с использованием оружия на юге Лондона.

Не исключено, что и пистолет, из которого застрелили Билли, могли взять напрокат — специально для расстрела. «Коллега» юного наркоторговца признался журналистам во время похорон, что застрелить могли только из-за серьёзной причины, «а иначе бы просто зарезали». На самом деле «пушка» у юнцов из банд — это элемент крутости, символ могущества. Вряд ли поправка к закону разрушит этот укрепившийся стереотип. Так считают сверстники молодых гангстеров из лондонской рэп-группы Roll Deep, тесно знакомые с субкультурой «афрокарибских» кварталов. Её продюсер с символичным прозвищем Target («мишень») убеждён: «Эти парни стреляют друг в друга не из-за денег. Они делают это, чтобы получить признание и уважение».

Теперь в Британии подрастает целое поколение «братвы», для которой застрелить — плёвое дело. И это даже нужно сделать для самоутверждения. Наверное, это оттого и происходит, что подросткам не дали другого способа почувствовать свою значимость. Как ни цинично, критика подростковой преступности стала одним из тех козырей, которыми оппозиционная партия консерваторов может смело бить Блэра и лейбористское большинство на грядущих парламентских выборах.

Иван Бабошин, ФОКУС

Exit mobile version