Израильская полиция и американская Администрация по борьбе с наркотиками (DEA) в эти дни заняты последними приготовлениями к заключительному этапу крупнейшей в текущем десятилетии совместной операции правоохранительных органов двух стран. До конца этого месяца на родину должен быть экстрадирован Зеэв Розенштейн. Еще недавно считавшийся негласным лидером израильской организованной преступности. Он был задержан, по запросу американских спецслужб, в марте прошлого года в Тель-Авиве, в рамках расследования ввоза в США миллиона таблеток «экстази», на общую сумму 40 миллионов долларов. Следствие по этому делу было начато DEA в июле 2001-го, с ареста в Нью-Йорке двух израильских наркокурьеров, и одновременно охватывало несколько государств. Американские сыщики уделяли повышенное внимание восточно-европейским странам, в частности Болгарии и Чехии, поскольку многие коммерческие проекты Розенштейна, особенно в игорном бизнесе, замыкались именно на этом регионе. Собранная информация, а также аресты ряда приближенных Розенштейна, привели к его задержанию. По требованию американцев, он был выслан в США, где в минувшем январе заключил компромиссную сделку с обвинением, согласивших на 12-летнее тюремное заключение в Израиле. В ближайшие дни Розенштейн должен быть доставлен на родину.
Однако возвращение криминального авторитета потребовало от правоохранительных органов почти таких же усилий, как его розыск и задержание. В последние месяцы в Разведывательное управление израильской полиции стали поступать сведения о возможном покушении на Розенштейна во время его перевозки из Америки. В борьбе за лидерство между главарями израильской мафии, начиная с 1996 года он неоднократно становился объектом для наемных киллеров. Самое известное покушение на Розенштейна было совершено в декабре 2003-го, когда в результате взрыва погибли трое случайных прохожих и 19 человек получили ранения.
И вот теперь, по данным полиции, давние противники «короля» израильской мафии вознамерились окончательно от него избавиться. На основании этой информации было решено полностью засекретить время и маршрут экстрадиции. Одновременно, встал вопрос о том, кто будет отвечать за безопасность криминального авторитета по пути в Израиль. Американцы наотрез отказались от охраны Розенштейна после того, как он покинет пределы США. Участники совещания, собранного по данному поводу в израильском министерстве внутренней безопасности, пришли к выводу, что полиция не в состоянии справиться со столь сложной задачей. В конечном итоге эта миссия была возложена на спецназ «Нахшон» – одну из самых элитных и малоизвестных израильских силовых структур особого назначения.
Справка: Спецназ «Нахшон»
Подразделение специального назначения, названное в честь библейского персонажа Нахшона Бен-Аминадава, который решился первым вступить в воды Красного моря после выхода евреев из Египта. Оно создано в феврале 1973 г., и в течение первых двадцати лет носило название «Охрана и операции» (АБАМ – «Автаха ве-мивцаим»). Его существование было предано широкой огласке Первым каналом израильского телевидения лишь в декабре 2005 г.
Спецназ «Нахшон» входит в состав Государственного управления тюрем и исправительных учреждений (ШАБАС) и тесно сотрудничает с полицией, Армией обороны Израиля, а также Службой общей безопасности (ШАБАК). Подразделение действует во всех тюрьмах, вне зависимости от того содержаться ли в них осужденные за криминальные правонарушения или преступления против государственной безопасности (члены палестинских, ливанских и др. террористических организаций, а также лица, осужденные за шпионаж). Роль спецназа «Нахшон» заметно возросла в 2000-е гг. вследствие того, что контингент тюрем значительно увеличился за счет участников интифады «Аль-Акса».
Функции
1. Конвоирование заключенных при перевозе из тюрем на заседания в Высших и военных судах, в больницы, а также из одной тюрьмы в другую. «Нахшон» зарекомендовал себя как наиболее профессиональная служба конвоя при перевозках внутри страны. Бойцы подразделения конвоируют около 200 тысяч человек ежегодно. Полиция выполняет аналогичные функции в значительно меньшем размере, но ежегодно в среднем 8-ми заключенным удается совершить побег из-под конвоя полицейских. В свою очередь, за всю историю «Нахшона», его бойцы «упустили» лишь одного конвоируемого. Это произошло в мае 2002 г., когда из под охраны спецназа сумел бежать «крупнейший палестинский автоугонщик» Мухаммад Абу-Джамуси, связанный с отделением боевого крыла ФАТХа в Туль-Карме. В результате в ШАБАСе была создана следственная комиссия, рекомендовавшая отстранить от должности командира подразделения «Нахшон» и девятерых его подчиненных.
Побег Джамуси был исключением в практике спецназа и в июле 2006 г. министр внутренней безопасности Ави Дихтер распорядился до конца 2007 г. передать в компетенцию «Нахшона» все перевозки заключенных внутри страны, которые на тот момент выполнялись полицией (в частности из тюрем в окружные и мировые суды и обратно). В ноябре 2006 г. была создана специальная комиссия во главе с генерал-майором запаса Амосом Яроном, призванная проверить деятельность правоохранительных органов и спецслужб в том, что касается перевозок заключенных. Причиной для этого стал побег серийного насильника Бени Сэлы, находившегося под охраной полицейских. Комиссия Ярона пришла к выводу, что в конвоировании заключенных «Нахшон» значительно превосходит аналогичные подразделения полиции, что обусловлено различиями в уровне подготовки личного состава и технического оснащения.
2. Сопровождение «VIP-заключенных» во время отпусков и краткосрочных выходов из тюрьмы по семейным обстоятельствам. Так, в декабре 1996 г. сотрудник «Нахшона», одетый в гражданскую одежду, постоянно сопровождал во время отпуска из тюрьмы Маркуса Клингберга, в прошлом высокопоставленного сотрудника Института биологических исследований в Нес-Ционе, осужденного в 1983 г. на 20 лет тюрьмы за шпионаж в пользу Советского Союза.
3. Конвоирование заключенных при перевозе за границу. Выполнение данной функции с конца 1970-х гг. обусловило участие спецназа «Нахшон» в реализации ряда крупных сделок по обмену военнопленными между Израилем и организациями ФАТХ, ХАМАС и «Хизбалла». В подобных случаях бойцы подразделения отвечали за конвоирование заключенных до пограничных или зарубежных пунктов обмена. Среди лиц, которых сопровождали сотрудники этого подразделения, выделялись лидер ХАМАСа Ахмад Ясин, получивший свободу после провала операции «Моссада» в Иордании в сентябре 1997 г., а также шиитские деятели Ливана Абед аль-Карим Обейд («Хизбалла») и Мустафа Дирани («Аль-Мукаума аль-Мумина»), освобожденные в январе 2004 г.
4. Подавление тюремных беспорядков. В последние годы бойцы спецназа являлись ударной силой при подавлении волнений палестинских заключенных, в частности в тюрьме «Эшель» в Беэр-Шеве (декабрь 2001 г.), тюрьме «Шикма» в Ашкелоне (август 2003 г.) и в тюрьме «Нафха» в районе Мицпе-Рамона (апрель 2004 г.). По словам представителей ШАБАСа нередко участники беспорядков добровольно прекращают свои выступления, узнав о прибытии в тюрьму отряда быстрого реагирования спецназа «Нахшон».
5. Проведение обысков у заключенных на предмет холодного оружия, наркотиков, а также носителей информации, представляющей угрозу государственной или общественной безопасности.
6. Обеспеченные безопасности официальных лиц в ходе посещения тюрем и исправительных учреждений.
7. Обеспечение безопасности сотрудников ШАБАСа, находящихся под угрозой физической расправы со стороны сообщников заключенных. Каждый месяц руководство ШАБАСа проводит совещание «комиссии по угрозам». В таких совещаниях, как правило, участвуют главы Разведывательного отдела, Отдела внутренней безопасности, командир спецназа «Нахшон», а также начальник ШАБАСа или его заместитель. На основании разведдонесений определяется список сотрудников, нуждающихся в личной охране. Это включает в себя сопровождение за пределами тюрем, охрану жилых помещений и ближайших родственников. Ежемесячно под охраной спецназа «Нахшон» находятся в среднем 10-20 сотрудников ШАБАСа.
8. Обеспечение безопасности заключенных (внутри тюрем), находящихся под угрозой физической расправы со стороны других заключенных. Как правило, это касается государственных свидетелей, а также видных представителей криминального мира, в чьей ликвидации заинтересованы конкуренты, остающиеся на свободе. В отдельных случаях охрана предоставляется активистам палестинских организаций, находящимся под угрозой расправы со стороны заключенных из враждебных группировок (исламисты против левых).
9. Эвакуация заключенных при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и т.п.).
Структура
В составе спецназа «Нахшон» функционируют три профильных подразделения:
1. Подразделение по общему конвоированию заключенных внутри страны («Ехидат ха-ливуй ха-арцит»), сформированное в июле 2003 г. Оно отвечает за перевозку заключенных всех категорий между объектами ШАБАСа, ШАБАКа, армии, полиции и судебной системы.
2. Подразделение по конвоированию лиц, осужденных за преступления против госбезопасности («Ехидат ха-ливуй ле-асирим битхониим»). Оно отвечает за перевозку заключенных данной категории в военные суды, в том числе находящиеся в районах, граничащих с Палестинской автономией. Это подразделение было основано в январе 2003 г. на базе роты Пограничных войск (МАГАВ) и на начальном этапе лишь номинально подчинялось ШАБАСу. В мае 2003 г. оно стало интегральной частью спецназа «Нахшон».
3. Подразделение по конвоированию лиц, арестованных ШАБАКом («Ехидат ха-ливуй ле-ацурей ШАБАК»). Оно занимается в основном перевозками активистов палестинских организаций, задержанных за участие в боевых действиях, терактах и диверсиях против израильтян. Реже среди лиц, сопровождаемых этим подразделением, встречаются израильские арабы, арестованные по подозрению в преступлениях против госбезопасности, а также иностранные граждане, подозреваемые в связях с террористическими организациями или иностранными спецслужбами.
Региональное разделение
В последние два с половиной года проводится реорганизация «Нахшона» по географическому принципу, нацеленная на создание трех региональных отделений спецназа: на севере, в центре и на юге страны. Первым было сформировано Северное отделение, укомплектование которого началось в сентябре 2004 г. В начале 2005 г. оно приступило к несению службы. Численность Северного отделения достигает почти сотни человек. Его центральная база расположена рядом с тюрьмой Мегидо. Центральное и южное отделения находятся в процессе формирования. Региональные отделения отвечают за работу с заключенными тех тюрем, которые находятся на вверенной им территории.
Личный состав
По инициативе нынешнего начальника ШАБАСа Якова Ганота, в последние несколько лет, численность спецназа «Нахшон» увеличилась более чем в два раза. На сегодняшний день она составляет 320 человек (первоначально подразделение состояло из 24 человек). Все они прошли срочную службу в боевых частях армии. Количественно выделяются бывшие служащие Погранвойск. Многие офицеры являются выходцами элитных армейских спецподразделений. Почти весь личный состав «Нахшона» обладает опытом боевых действий на палестинских территориях. Средний возраст бойцов – 27 лет. Более 25% личного состава имеют высшее образование. Кроме служащих еврейской национальности, в спецназе имеются представители друзской общины, в том числе среди офицеров. С августа 2003 г. в «Нахшоне» служат женщины. Они занимаются перевозками женщин-заключенных. В мае 2005 г. женщина была впервые назначена начальником одного из подразделений спецназа по конвоированию заключенных.
Командование
С начала 2004 г. командиром спецназа «Нахшон» является полковник Ашер Шрики, ранее занимавший различные командные посты в Погранвойсках. Это 16-й по счету командир спецназа. Его предшественник Йоси Макдаш, до назначения командиром «Нахшона», служил в инженерных и Пограничных войсках.
Подготовка и оснащение
Бойцы спецназа «Нахшон» проходят общие и специализированные курсы в учебном центре для работников ШАБАСа «Нир» (близ города Рамле) и в учебном центре, функционирующем на территории тюрьмы «Дамон». Кроме того, при их подготовке используются учебно-тренировочные объекты армии и полиции, например, учебный центр «БАД-13» и военная тюрьма «Келе-4».
При обучении личного состава особое внимание уделяется рукопашному бою, стрельбе из различных видов легкого стрелкового оружия, вождению спецтранспорта в различных погодных условиях, в разных типах местности, и при чрезвычайных ситуациях (вооруженное нападение, погоня и т.п.). Бойцы спецназа отдельно обучаются проведению операций в тюремных условиях. К числу наиболее отрабатываемых акций относятся: «точечная» нейтрализация зачинщиков беспорядков; подавление массовых волнений, с использованием техсредств нелетального воздействия; освобождение заложников из числа тюремной администрации; отражение вооруженной атаки при перевозке заключенных; обыски в тюремных камерах. При конвоировании за пределами тюрьмы каждый боец спецназа вооружен двумя единицами легкого стрелкового оружия. В операциях внутри тюрем используются: защитные шлемы, бронежилеты, щиты, противогазы, резиновые дубинки, электрошокеры, водометы, гранаты со слезоточивым газом, шумовые и световые гранаты.
С мая 2005 года спецназ «Нахшон» задействует специально дрессированных собак. Работающие с ними бойцы прошли подготовку в Польше.